Российская «теневая экономика»: причины ,структура и особенности функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы связана с тем, что в ходе проведения экономических реформ и внедрения рыночных механизмов хозяйствования, осуществлявшихся по началу в условиях глубочайшего кризиса, масштабы теневой и неформальной деятельности, их роль в воспроизводственных процессах резко возросли. Ряд факторов способствовал частичному или полному уходу многих хозяйствующих субъектов «в тень», развитию неформального сектора экономики и одновременно усложнил задачу изучения и функционирования социально-трудовой сферы.

Содержание

Введение
1.Теоретический аспект теневой экономики
1.1Понятие «теневая экономика»
1.2Причины возникновения теневой экономики.
1.3Структура теневой экономики

2. Оценка масштабов теневой экономики
2.1 Методы оценки теневой экономики
2.2 Масштабы теневого сектора в России
3. Механизм функционирования теневой экономики
4. Что делать с теневой экономикой?

Работа содержит 1 файл

теневая экономика,курсовая.docx

— 398.24 Кб (Скачать)

     Переход к рынку сопровождался взрывным ростом теневой экономики. Рост теневой  экономики был настолько значительным, что приблизительно в 1996 г. перекрыл сокращение ее легальной части. Теневой и легальный виды деятельности настолько переплелись, что их почти невозможно отличить друг от друга10.

     По  данным МВД Российской Федерации, в 1990-1991 гг. в теневой экономике  производилось 10-11% ВВП. В 1993 г. доля теневой экономики по отношению к ВВП составила 27%, в 1994 г. - 39, в 1995 г. - 46, в 1999 г. - 40-50%. По тем же данным, с теневой экономикой так или иначе связаны примерно 58-60 млн. человек.

     Значительно меньшую оценку дает Госкомстат России. Так, по данным Госкомстата России, в 1992-1994 гг. доля теневой экономики  в ВВП составила примерно 9-10 %, в 1995 г. - 20, в 1996 г. - 23, в 1999г. - 22-25 %11.

     за 2004 год12: «По экспертным оценкам МВД РФ, в торговле, строительстве, сельском и лесном хозяйстве России доля теневой экономики доходит до 70-80% ВНП (главным образом потому, что в этих отраслях существуют повышенные возможности расчетов неучтенными наличными деньгами).

     По  оценкам Госкомстата, в строительстве  на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве - 75%! Скрытый сектор является одним  из наиболее крупных элементов теневой  экономики, что продемонстрировано на рисунке 3. 

     

     Рисунок 3 - Удельный вес отраслей экономики  РФ в теневом секторе, % ВВП

     По-прежнему мы видим, что наибольшая доля теневой  экономики приходится на сферу торговли.

     До 60% составляет досчет по индивидуальным услугам, оказываемым населению. Не учитывается официально примерно половина доходов. Довольно значительная их часть образуется за счет неучитываемой занятости населения. Как правило, это сфера вторичной занятости, позволяющая гражданам выжить в трудных экономических условиях. Многие граждане работают по совместительству в нескольких местах без официального оформления.

     Резюмируя, можно утверждать: даже согласно официальным  данным, теневая составляющая российской экономики достигла предельных величин. Если доля нелегального сектора в  ВВП западных стран официально оценивается  в 5-10%, то в России — в 23% и более13.

Заместитель главы Росстата Суринов,15 января 2010 года пояснил, что существует три вида экономики, которую невозможно оценить прямыми методами. Это запрещенные виды деятельности (проституция, торговля наркотиками и оружием), скрытое производство (предприятия производят товары и услуги законно, но скрывают объемы и доходы, чтобы уйти от налогов), и, наконец, нерегистрируемое производство (все выпускается, но без официального статуса предпринимателя). «До кризиса мы имели тенденцию к выходу экономики России из тени, например, алкогольный бизнес стал почти полностью прозрачен. Сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается», – посетовал государственный статистик, огорчившись, что предприятия и отдельные бизнесмены уходят от «белых» схем в сторону «черных» и «серых».  
 
Сами по себе констатации верные, а вот в том, что теневой сектор составляет 20–25%, можно усомниться. По годичной давности оценкам Всемирного банка (ВБ), объем теневой экономики России составлял 49% ВВП. Когда серьезные экономисты хотят представить себе масштаб «тени», они обычно сравнивают объем фондов заработной платы по официальной отчетности компаний (эти сведения публикуют налоговики) и общую оплату труда в стране (включая скрытую), которую можно взять в сводках того же Росстата. В 2004–2007 годы, по оценкам серьезных специалистов, объем скрытой оплаты труда в среднем составлял около 44% от всей заработной платы по экономике. Это около 6,55 трлн. руб., или примерно 275 млрд. долларов (по тогдашнему курсу), или пятая часть российского докризисного ВВП, или примерно две трети от всего нашего экспорта. А ведь тогда, как справедливо отметил Суринов, «мы имели» совсем другую тенденцию. 
 
Когда наш экономический горизонт был ясен и светел, «серые» и «черные» зарплаты выливались в то, что неуплаченные налоги в федеральный бюджет и взносы в социальные фонды составили 852 млрд. руб. в виде подоходного налога и 1,7 трлн. в виде взносов на обязательное социальное страхование. Пенсионный фонд России недополучил 1,3 трлн. руб., это больше совокупных расходов ПФР на выплату трудовых пенсий в 2007 году. Даже вполне лояльный властям ВЦИОМ в докризисном 2008-м констатировал: в Москве и Санкт-Петербурге доля «белых» зарплат – 47%, «серых» – 34%, «черных» – 6%. Еще год назад специалисты Центрального экономико-математического института, не закладываясь на кризис, предупреждали: официальная занятость в 2010 году снизится на 6,7% по сравнению с 2005 годом. Они просто смоделировали официальные и скрываемые социально-экономические показатели в системе «Население, доходы, потребление» и выяснили: теневая занятость выросла с 9,6 млн. человек в 2005 году до 12,5 млн. в 2007-м. И если дело пойдет так же, как шло прежде, в 2010-м дойдет до 15,8 млн. А оно, как известно, пошло еще хуже. 
 
Как рассказал «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский, докризисные оценки ВБ Россия, к сожалению, уже превзошла. «Сегодня эта доля значительно выше, потому что с началом кризиса административный гнет в стране усилился. Предприниматели же, будучи не в силах с ним бороться, предпочитают либо совсем уходить в тень, либо шире использовать теневые схемы в своей легальной деятельности, чтобы оптимизировать издержки. Среди причин, помимо прочего, и бедность населения, и фактическое неисполнение законов и нормативных актов теми, кто призван их исполнять». 
 
По оценкам ученого, сейчас в тени находится 55–60% российской экономики. «В странах, находящихся на пороге перехода из развивающихся в развитые, доля этого сектора вполне может составлять и 20%. Это, например, Южная Корея, Бразилия, Мексика, где борьба с теневым сектором ведется очень масштабно. Что касается развитых стран, то здесь разброс велик – от 7 до 15%. В так называемых среднеразвивающихся государствах, к которым относится Россия, эта доля составляет от 40 до 70%. Все, что выше, – это слаборазвитые страны, в частности некоторые африканские государства, где коррупция повсеместна. То есть если брать международные представления о теневом секторе, то мы находимся в группе, которая ближе к странам со слаборазвитой экономикой», – полагает г-н Кричевский. По его словам, в самой «густой» тени у нас находятся торговля, сфера общественного питания, производство пищевых продуктов, сельское хозяйство и финансовая деятельность. «Данные Росстата сильно приукрашивают картину, чтобы создать благодушное настроение», – заключил доктор экономических наук.

     3.Механизмы  функционирования теневой экономики

     Механизмы функционирования теневой экономики  можно разделить на два больших  класса. Речь идет об основных и вспомогательных (обслуживающих) механизмах.

     Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации”, при этом в роли “дойной  коровы” выступает государство  или крупное предприятие. Соответствующие  схемы:

     Первая: при предприятии создаются товарищества с ограниченной ответственностью (или акционерные общества закрытого типа и т.п.), в число учредителей которых входят руководящие работники базового предприятия. Закупка ресурсов, оборудования, комплектующих осуществляется при посредничестве этих товариществ так, что ресурсы предприятию обходятся дороже, чем при прямых поставках, но члены товарищества в результате увеличивают свой доход. Эта схема является симметричной, действующей в обе стороны - продажа излишков сырья и материалов на сторону тоже осуществляется при посредничестве этих организаций, имеющих и здесь свой процент дохода.

     Вторая: некая коммерческая структура арендует у базового предприятия производственные мощности, выпуская продукцию, аналогичную продукции завода. В число работников, так или иначе задействованных в этой структуре, входят сотрудники отделов сбыта завода, которые переадресуют наиболее выгодные заказы “параллельному предприятию”.

     Третья: базовое предприятие представляет собой НПО или НИИ, получающее средства на проведение научно-исследовательских работ из государственного бюджета. Указанные средства переводятся с бюджетного счета предприятия на депозитный счет коммерческого банка. По истечении обусловленного депозитным договором и временем выполнения плана научно-исследовательских работ срока, деньги выплачиваются реальным исполнителям (которые до этого работали без оплаты), бюджетный и депозитный счета “расчищаются”, а депозитный процент перечисляется в соответствующую коммерческую структуру, где были задействованы так называемые “научные работники”.

     Отмеченный  второй класс механизмов охватывает операции по сокрытию полученных доходов  от налогообложения государства. Здесь, собственно, теряются “концы” указанных  выше сделок: превращаясь в наличность или валюту, доходы вкладываются в  недвижимость и личное имущество, переводятся  за рубеж.

     Данный  круг сделок трудно фиксировать и  изучать, а быстрое становление  новой отечественной банковской системы непосредственно связано  с обслуживанием подобных операций.

     Регистрируемый  сейчас уровень деловой активности не позволяет большинству предприятий  промышленности, строительства и  транспорта хотя бы сохранять производственные мощности. Попытка включить затраты  на их содержание и эксплуатацию в  цену продукции приводит к ее резкому  удорожанию, из-за чего чуть ли не официальной  практикой стали заказы на производство услуг через “малые предприятия”, действующие при базовом предприятии. Таков сегодняшний механизм “проедания” основных доходов.

     Общая структура любой финансово-хозяйственной  группировки, ведущей совместную теневую  деятельность, обычно включает:

     - предприятия, осуществляющие торгово-посреднические  и  производственные операции;

     - банк;

     - “службу безопасности”;

     - связи.14

     Таким образом, структуры теневой экономики  в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных  издержках производителя. Они напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие органов, аналогичных Центробанку и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п. 
 
 

     4.Что  делать с теневой экономикой?

Для дальнейшего развития экономики России Правительству  необходимо разработать детальную  программу легализации теневого капитала, которая, должна базироваться на следующих принципах:

  • благоприятные для бизнеса изменения право- хозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
  • четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.
  • формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к "новым русским", проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
  • укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;
  • Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Сегодняшняя экономическая  политика по отношению к предпринимателю  выражена очень просто: "Мы тебя будем  давить, а ты выживай как хочешь". Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

В настоящее время  легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство  загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные  меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.

Борьба с теневым  сектором экономики представляет собой  еще более сложную задачу, чем  определение ее масштабов. Главная  цель - легализация неофициальной  экономики и сокращение, а лучше  ликвидация, криминальной. Поскольку  на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. 
В настоящее время применяются такие меры как

  • реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
  • ужесточение борьбы с коррупцией;
  • меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  • выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
  • усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.
 

 Заключение

Делая выводы по моей работы можно понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть. Теневой процесс идет и, надо сказать немалыми

темпами, но для общества его «как бы» нет. «Тень» находится  вне

информационной доступности.

 В настоящее  время роль неформальных отношений  существенно возросла. Новые неформальные

отношения создали  крупные сегменты в экономике  страны, кроме того, они пронизывают  практически все экономические  отношения, в том числе и считающиеся  формальными.

Итак, в России параллельно  легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о «теневом порядке» в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения.

В отношении теневой  экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с  ней "бороться”, а это функция  правоохранительных органов, которую  они должны выполнить как можно  лучше. С другой - вводить "тень”  в стандартные размеры посредством  легализации, причём так, чтобы это  пошло на пользу отечественному производству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1

 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2

       

Приложение 3

 
Список литературы

1. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО: Ежемесячный журнал. — Новосибирск. — 2004. — № 8. — С. 21-37.

2. Березин  И. Лишние миллиарды // Эксперт.  – М.- 2002. - № 41.- С. 52-53.

3. Виноградов В.В. Экономика России. - М.: Юристъ, 2001.- 320 с.

4. Герасимов П.А. Теневой сектор в современной российской экономике.// Финансы и кредит: журнал. — М. — 2004. — № 17. — С. 59-67.

5. Ибраева Г.Р. Теневая экономика: причины и последствия для стран евразийского союза // Финансы и кредит: журнал. — М. — 2003. — № 19. — С. 40-48.

6. Исправников В.О. Теневая экономика в России: Иной путь и третья сила. — М.: Российский экономический журнал, 1997. — 192 с.

Информация о работе Российская «теневая экономика»: причины ,структура и особенности функционирования