Роль социальной политики в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Важнейшей частью государственных программ социального обеспечения является социальное страхование. Другую часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Система социальных услуг опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия

Работа содержит 1 файл

реферат по экономике.Роль соц политики.docx

— 29.54 Кб (Скачать)

Российская власть смогла адекватно спрогнозировать  развитие социокультурной тенденции в политике и экономике, учтя российскую специфику. Избранные сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества, создают стартовые условия для развития человеческого потенциала.

Приоритетные  национальные проекты должны органически  вписаться в стратегический курс развития человеческого потенциала. С этой точки зрения основные усилия государства должны быть сконцентрированы на решении трех групп первостепенных задач Пикулин М. Особенности  российской модели социальной политики.

- улучшение социально-экономических  условий 

- повышение интеллектуального  и культурного потенциала личности (рост числа студентов, школьников, продолжительности обучения, доступ  к культурным ценностям, увеличение  количества ученых и т.д.);

- духовное, нравственное  совершенствование личности, формирование  адекватной ценностной системы  общества и государства.

Эти три направления  тесно связаны и взаимно усиливают  друг друга. Выделение одного из них  и отказ от других означает потерю смысла и эффективности всей стратегии.

В современной  России, как уже было сказано выше, наиболее актуальными проблемами являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью  и поэтому программа по социальной политике должна включать следующие  направления:

1.Создание условий  для роста доходов населения  и снижения бедности. Ведь в  настоящее время низкий уровень  доходов населения и высокий  уровень бедности являются одним  из барьеров для экономического  роста. Рост заработной платы  должен сопровождаться ростом  производительности труда и созданием  новых рабочих мест. При этом  необходимо обратить особое внимание  на повышение уровня жизни  работников бюджетной сферы, в  первую очередь врачей, учителей, научных работников. Реализуются  дополнительные меры государственной  поддержки семей, имеющих детей,  в виде предоставления материнского (семейного) капитала (250 тыс. руб., которые могут быть направлены  на улучшение жилищных условий,  получение ребенком образования,  формирование накопительной трудовой  пенсии для женщин). Помимо этого,  правительство кардинальным образом  увеличило размер пособий по  уходу за ребенком до 1,5 лет  (на первого -1,5 тыс. руб., на  второго - 3000 руб.). Реализация всех  этих мер на федеральном и  региональном уровнях несомненно подтверждает осознание властью того, что бедность является острейшей социальной проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности. Большое значение тут играет социальная защита малоимущих граждан. С 1 января 2005 г. в отношении лиц, социальная защита которых отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти, начал действовать новый порядок, основывающийся на замене льгот ежемесячными денежными выплатами и предоставлении наиболее массовых натуральных их разновидностей в виде "социального пакета" (набора социальных услуг). Эти мероприятия позволили вывести из числа лиц с наименьшими доходами значительную часть неработающих пенсионеров и инвалидов.

2.Обеспечение  граждан доступным жильем. В настоящее  время жилищная проблема в  стране решается неудовлетворительно.  Очень велик фонд жилья, не  отвечающего современным стандартам  проживания. Покупка современного  жилья доступна лишь 7-10 процентам  наиболее обеспеченных граждан.  В целях формирования рынка  доступного жилья требуется комплексное  решение вопросов, связанных с  увеличением платежеспособного  спроса населения на жилье,  на основе развития долгосрочного  жилищного кредитования под более  низкие проценты и увеличения  объемов жилищного строительства.  Т.е. необходимо решать следующие  задачи: развитие долгосрочного  жилищного кредитования граждан,  в том числе ипотечного кредитования; создание условий для увеличения  объемов жилищного строительства;  определение порядка предоставления  жилья, расширение мер по оказанию  помощи тем категориям граждан,  которые нуждаются в особой  поддержке, в том числе молодым  семьям.

3.Модернизация  системы образования. Сложившаяся  система образования не в полной  мере соответствует потребностям  рынка труда, т.к. более половины  выпускников высших учебных заведений  не находят работу по специальности,  что в свою очередь сокращает  приток квалифицированных кадров  в экономику. В этой области  необходима профессиональная подготовка  кадров в соответствие с современными  потребностями рынка труда; повышение  доступности качественных образовательных услуг, особенно для малоимущих граждан, в том числе за счет оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий; внедрение и развитие образовательных технологий. Так, в сфере образования создаются специальные фонды развития учебных заведений, формируется система образовательных кредитов и т.д.

4.Повышение доступности  и качества медицинской помощи. Эту задачу можно решить за  счет установления государственных  гарантий оказания населению  бесплатной медицинской помощи; обеспечения доступности лекарственных  средств для широких слоев населения; развития добровольного медицинского страхования и совершенствования порядка оказания платных медицинских услуг. В сфере здравоохранения укрепляются системы первичной медицинской социальной помощи и профилактики, повышается доступность высокотехнологичных медицинских услуг. Это позволит улучшить социально-демографические характеристики в нашей стране.

5.Обеспечение  граждан рабочими местами и  создание благоприятных условий  труда, т.к. в настоящее время  прослеживается резкая дифференциация  в уровнях оплаты труда руководителей  и рядовых работников, а также  в уровне среднедушевого денежного  дохода между регионами.

Рассмотрев основные проблемы и направления социальной политики в российском государстве  можно сделать следующие выводы:

- основные проблемы  при анализе качества жизни  в РФ касаются таких сфер, как  образование, здравоохранение, низкая  оплата труда, большой разрыв  в доходах богатых и бедных;

- для решения  данных проблем правительство  еще в 2005 г. сформировало 4 важнейших  национальных проекта, реализация  которых происходит и в наши  дни;

- необходимо  активное участие крупных корпорации  в осуществлении региональных  социальных проектов. Отношения  между государством и бизнесом  должны строиться на основе  социального партнерства;

- общество должно  само активно участвовать в  повышении уровня и качества  жизни и способствовать тем  самым социальному развитию.

 

Заключение

Современная рыночная экономика смешанного типа на сегодняшний  день предстаёт наиболее совершенной  системой из всех когда-либо существовавших. Ее основной особенностью является то, что в ней удачно сочетаются черты  совершенно разных экономических систем: чистого капитализма и командно-административной экономики, хотя черты чистого капитализма  и преобладают. Она является наиболее приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям, т.е. гибкой. Такой тип хозяйствования присущ современным экономически развитым странам. Хотя современная рыночная экономика и имеет свои недостатки, аргументы в пользу рыночной экономики  выглядят убедительнее, нежели аргументы  против нее.

В случае, когда  рынок не способен справиться с какой-либо проблемой или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему  на помощь приходит государство. Целью  государственного регулирования экономики  является поддержание экономической  и социальной стабильности. Современную  рыночную экономику уже невозможно представить без государственного вмешательства, т.к. государственному регулированию отводятся такие  важные функции, как поддержание  конкуренции, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и  др. Однако государство не должно вмешиваться  в те области рынка, где его  механизмов регулирования достаточно. В противном случае это может  вызвать развал рыночной системы  и превращение ее в командно-административную.

В развитии общественных отношений значительную роль играют социальные факторы. Формирование концепции  национальной стратегии развития любой  национальной экономики предопределяется влиянием социальных потребностей общества, тесно связанных с закономерностями развития экономической системы. На сегодняшний день ключевой целью  социальной политики любого государства  выступает обеспечение достойного уровня жизни и благосостояния граждан, достижение социальной справедливости. Со времен возникновения первых государственных  образований первостепенной задачей  социальной политики являлась проблема обеспечения граждан надежной защитой, в том числе и в социальных вопросах.

На сегодняшний  день во главе приоритетов государственной  политики стоит развитие именно благосостояния общества, повышение уровня и качества жизни каждого человека. При высоком  уровне развития социальной инфраструктуры, экономики индивиду легче реализовать  себя, внести максимальный вклад в  развитие всего общества.

Достижению данной цели будет способствовать решение  таких не только государственных, но глобальных проблем, как проблемы стран  третьего мира, демографического старения населения, экологической ситуации в мире, проблемы в здравоохранении  и т.д.

. Александрова Е.Н.  Ключевые проблемы развития социальной  сферы России: организационно-экономический  аспект // Финансы и кредит. - 2007. - № 28. - С.67-75.

2. Баянова Е. Главный показатель качества жизни // Парламентская газета № # 057(2125) от 24 апреля 2007 г.

3. Бродская Т.Г., Видяпин  В.И., Громыко В.В. и др. Экономическая  теория: Учеб.пособие. - М.: РИОР. - 2008. - 208 с.

4. Вечканов Г.С., Вечканова  Г.Р. Макроэкономика. СПб.: Питер. - 2006. - 544 с.

5. Гонтмахер Е. Социальные  проблемы России и альтернативные  пути их решения // Вопросы экономики. - 2008. - № 2. - С.61-72.

6. Грязнова А.Г., Думная  Н.Н. Макроэкономика. Теория и  российская практика. М.: КНОРУС. - 2007. - 688 с.

7. Данилова О.В.  Комплексные индикаторы качества  жизни - отражение инвестиции  в человеческий капитал // Экономический  анализ: теория и практика. - 2008. - № 15. - С.48-55.

8. Кузнецова Е. Проблемы  бедности и способы ее преодоления  // Человек и труд. - 2008. - № 4. - С.20-21.

9. Мазин А.Л. Экономика  труда: уч. пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2008. - 575 с.

10. Недосекин С.В.  Индекс человеческого развития  и экономический рост // Дайджест - Финансы. - 2007. - № 5. - С.19-20.

11. Пикулин М. Особенности  российской модели социальной  политики // Человек и труд. - 2008. - № 4. - С.16-17.

12. Суховский А. Социальная политика государства в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 1. - С.39-48.

13. Качество жизни  [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://www.kroupnov.ru 
 
 

Информация о работе Роль социальной политики в рыночной экономике