Роль предпринимательства в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Данная работа построена по принципу обоснования главной роли предпринимательства в развитии рыночной экономики. Так же сказано о трудностях, с которыми столкнулась наша страна на пути к рынку.
Итак, в первой главе говориться о формировании теории предпринимательства, дается определение предпринимательству. Затем более подробно раскрывается сущность предпринимательской деятельности: функции, принципы, формы, типы и виды, характерные черты, основные цели и мотивы.
В следующей главе работы излагается место предпринимательства в экономике, а так же приводится анализ предпринимательства и основные показатели.
В завершении курсовой работы приводится мировой опыт предпринимательства и разработка программ развития инновационного предпринимательства в Республике Беларусь.

Содержание

1. Общая характеристика предпринимательства………………………………
1.1. Сущность предпринимательства…………………………………………
1.1.1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве…………..
1.1.2. Функции и принципы предпринимательства…………………….
1.1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………….
1.2. Типология предпринимательства…………………………………………..
1.2.1. Классификация предпринимательства…………………………….
1.2.2. Типы и виды предпринимательства………………………………..
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности…
2. Динамика развития предпринимательства…………………………………...
2.1. Место и роль предпринимательства в экономике Республики Беларусь..
2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь………
2.3. Показатели развития малого предпринимательства в РБ………………
3. Мировой опыт предпринимательства……………………………………….
3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей…………..
3.2. Разработка программ развития инновационного предпринимательства...

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

  Во  второй группе европейских государств выделяется Испания. Она оказалась одной из европейских стран, где и в начале XXI в. рост капитализации продолжался: в конце 1999 г. - 431.6 млрд. долл., в марте 2001 г. - 557.2 млрд. Прирост составил 29% - наилучший европейский показатель.

  В третьей группе особое место занимают Норвегия и Австрия. Входя в категорию развитых индустриальных государств, они оказались в самом конце европейского списка по абсолютным масштабам развития фондового рынка по отношению стоимости капитализированного корпоративного имущества к ВВП. Объяснение такому положению достаточно простое. В обеих странах по существу только во второй половине 90-х годов произошла крупномасштабная приватизация, в результате которой ведущие промышленные и банковские объединения стали появляться со своими ценными бумагами на фондовой бирже. Вместе с тем не вызывает сомнений, что процесс капитализации корпоративного имущества в этих странах будет достаточно быстро развиваться, поскольку они активно включились в международную миграцию капиталов.

  Состояние рынка акций в Беларуси близко к нулевой отметке. Сделки, которые заключаются на Белорусской валютно-фондовой бирже, это фактически только оформление операций, о которых стороны сделки договариваются вне биржи. Рынок находится в ожидании развития.  

  К началу 2000 г. в Беларуси работает около 1 750 акционерных обществ открытого и закрытого типа. Выпущено 2,3 млрд. акций на сумму 34,4 трлн. старых белорусских рублей, что по курсу Нацбанка составлял почти 110 млн.долл., а по рыночному – около 38 млн.долл. Вот и капитализация белорусского фондового рынка. Это меньше, чем средний ежедневный оборот фондового рынка Будапешта и Варшавы.

  Для эффективного вхождения Республики Беларусь в мировую экономику ей необходимо опираться на достаточно широкую палитру имеющихся моделей. 

   3.2. Разработка программ развития  инновационного предпринимательства 

   Мировой опыт экономического развития показывает, что в периоды спадов экономических циклов особое значение приобретает государственное регулирование инновационного развития. Инновационное предпринимательство - основа формирования национальной экономики инновационного типа.

   До  настоящего времени в республике целевые программы развития инновационного предпринимательства не разрабатывались. Отдельные мероприятия по поддержке малого научно-инновационного предпринимательства предусматривались Программой развития научно-инновационной деятельности в РБ на 1996-1997 годы и Государственными программами поддержки малого предпринимательства в РБ.

   Научно-обоснованное регулирование национальной экономики  требует методического подхода к разработке программ развития инновационного предпринимательства. Принципы разработки программ: системность; комплексность; адекватность; принцип повышения эффективности.

   Целью разработки программ развития инновационного предпринимательства является   увеличение   числа субъектов инновационной предпринимательской деятельности и создание условий для обеспечения ее эффективности на основе государственной поддержки.

   При разработке государственных программ развития инновационного предпринимательства целесообразным является использование модели стратегического планирования, приведенной в приложении Г, которая позволит обеспечить их эффективность.

   Структуру государственной программы развития инновационного предпринимательства можно представить в виде структурно-логической схемы [Приложение Д], которая определяет ее направления, связь между объемом используемых ресурсов и результатами программы, а также формы ее реализации, социально-экономическую эффективность отдельных мероприятий и общий эффект.

   При разработке государственной программы развития инновационного предпринимательства предлагается выделять ключевые блоки в соответствии с основными направлениями экономической политики:

  • блок организационно-правового обеспечения инновационного предпринимательства;
  • блок организации информационно-консультационных услуг;
  • блок мероприятий в области государственной налоговой политики;
  • блок мероприятий по созданию целенаправленной финансовой политики;
  • блок программы, определяющий мероприятия в области технической помощи инновационным предприятиям.

   При сравнении различных мероприятий программы с целью выбора оптимального разрабатываемого варианта в качестве основного критерия предлагается рассматривать критерий максимизации суммарного эффекта. Он имеет два варианта расчета: 1) сумма бальных оценок, характеризующих отдельные единичные показатели с учетом их удельного коэффициента значимости; 2) отношение суммарного полезного эффекта к суммарным затратам на достижение данного эффекта.

   При выделении ключевых сфер инновационной предпринимательской деятельности должен учитываться анализ мировых тенденций научно-технологического развития, перспективные направления исследований в национальной науке, спрос на мировом рынке на данные виды разработок и продукции, возможности международного сотрудничества в развитии инновационной предпринимательской деятельности, участия в инновационных разработках программ Европейского Союза.

   Разделы программы должны включать конкретный перечень мероприятий в данной области, ответственных исполнителей, формы и сроки реализации и контроля, источники и размеры финансирования, формы поощрения за достижение высокого уровня эффективности и экономической ответственности.

     Использование данной модели  при разработке и реализации программ государственного развития инновационного предпринимательства позволит обеспечить эффективность государственной поддержки инновационной предпринимательской деятельности в Республике Беларусь. 

3.3. Франчайзинг  как особая форма предпринимательства в Республике Беларусь – нет в содержании, и лучше вставить в главу 2.

   Слово "франчайзинг" означает “льгота, привилегия, освобождение от налога, взноса". В Гражданском кодексе Республики Беларусь (ГК РБ) франчайзингу посвящена  глава 53, содержащая определение договора франчайзинга. Однако согласно ч. 3 ст. 1146 ГК РБ действие любых договоров франчайзинга в Республике Беларусь прекращается, если в течение одного года после вступления в силу Гражданского кодекса не будет принято специальное законодательство о франчайзинге. Поэтому договоры франчайзинга в нашей стране поставлены как бы вне закона с 1 июля 2000 г., т.е. уже более пяти лет.

   Общая координация заинтересованных лиц  в области франчайзинга осуществляются в рамках Международной франчайзинговой ассоциации (IFА) и Европейской федерации франчайзинга (EFF). Из бывших республик СССР в эти организации уже входят Казахстан, Латвия, Россия и Украина.

   Огромный  потенциал франчайзинга подтверждается тем, что "франчайзинг в США  создает 10 % национального богатства страны. Имеются официальные данные о том, что франчайзинг используется более чем в 70 странах мира. В России ситуация для франчайзинга складывается более благоприятная, нежели в Беларуси, хотя и непростая.

   Отсутствие  законодательства тем более удивительно, что соответствующий проект франчайзингового законодательства уже достаточно давно предложен учеными. Так, в книге "Предпринимательское право" под редакцией А.Н. Тура и А.Сазонова (проект Предпринимательского кодекса РБ) детальному регулированию франчайзинговых правоотношений посвящен раздел XXIX (ст. 870 — 883). В основном этот проект дублирует главу 54 ГК РФ.

   Стороны договора франчайзинга: франчайзер —  это правообладатель лицензионного  комплекса и франчайзи — пользователь, оператор, использующий этот комплекс для своей предпринимательской деятельности.

  Недостаточно  оправданные положения проекта  Предпринимательского кодекса:

  1. Контроль качества товаров, работ, услуг, реализуемых франчайзи, должен являться правом, а не обязанностью франчайзера. Очевидно, при большом количестве точек обслуживания осуществить тотальный контроль франчайзер не может; франчайзи сам обязан осуществлять контроль качества.
  2. Субсидиарная ответственность франчайзера по требованиям, предъявляемым к франчайзи при несоответствии качества товаров, работ, услуг, — юридический нонсенс (п. 1 ст. 877). Франчайзер вправе обязывать франчайзи заключать договоры с определенными поставщиками. Если низкое качество товаров вызвано именно обязательными поставками, навязанными франчайзером, только тогда можно вести речь об ответственности последнего.
  3. Пролонгировать договор с добросовестным франчайзи на тех же условиях (ст. 878) будет абсолютно невозможно. За несколько лет действия договора конъюнктура рынка может претерпеть кардинальные изменения, и обновление условий договора станет насущной необходимостью.
  4. Предоставление франчайзи права требовать соразмерного уменьшения вознаграждения при изменении фирменного наименования или коммерческого обозначения франчайзера (ст. 882). Не согласуется с инновационным характером предпринимательства, особо проявляющимся при франчайзинге, где многие подобные изменения запланированы и полезны.
  5. В проекте Предпринимательского кодекса нарекание автора вызывает также установленное в п. 2 ст. 871 требование о двойной государственной регистрации договора франчайзинга. Автор считает достаточной регистрацию договора франчайзинга лишь в Национальном центре интеллектуальной собственности РБ (НЦИС РБ). Однако в качестве предварительной стадии необходимо законодательно ввести обязательную регистрацию предложения франчайзера, которое подается в НЦИС РБ и подлежит публикации.

   Обобщая результаты проведенного исследования франчайзингового предпринимательства, можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимо ввести в действие законодательство о франчайзинге.
  2. Целью законодателя должна быть разумная защита положения франчайзи. Для этого предлагается ввести обязательную государственную регистрацию предложения франчайзера в НЦИС РБ.
  3. Учредить Белорусскую франчайзинговую ассоциацию [12]

   Поэтому 26 февраля 2005г. вступил в силу Закон  РБ от 18.09.2004 г. № 316-3 о внесении дополнений и изменений в ГК РБ, детально регламентирующий порядок применения комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга). Изменениями  в ГК определены предмет, стороны, требования к форме и регистрации договора, основные обязанности правообладателя и пользователя, ограничения их прав,  а также положения об изменении и прекращении договора франчайзинга.

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

   В своей работе я постаралась охарактеризовать предпринимательство в настоящее время, выделить особенности, место и роль предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

   Предпринимательство — это инициативная, связанная  с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения доходов и приумножения собственности. Предпринимательство (особенно малое) играет важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70%  ВНП.

   Сущность  предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций (общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую), которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

   Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы (унитарные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, крестьянские хозяйства, хозяйственные общества, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации, союзы и др.).

   Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе  малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды на товарных рынках, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, реализации предпринимательской инициативы населения. 

   Главной особенностью предпринимательства  в Беларуси является его молодость, отсутствие исторических и семейных традиций, отсюда - значительное сопротивление среды, неприязнь и общества, и даже государства.

Информация о работе Роль предпринимательства в развитии экономики