Роль предпринимательства в развитии экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:55, курсовая работа

Описание работы

Данная работа построена по принципу обоснования главной роли предпринимательства в развитии рыночной экономики. Так же сказано о трудностях, с которыми столкнулась наша страна на пути к рынку.
Итак, в первой главе говориться о формировании теории предпринимательства, дается определение предпринимательству. Затем более подробно раскрывается сущность предпринимательской деятельности: функции, принципы, формы, типы и виды, характерные черты, основные цели и мотивы.
В следующей главе работы излагается место предпринимательства в экономике, а так же приводится анализ предпринимательства и основные показатели.
В завершении курсовой работы приводится мировой опыт предпринимательства и разработка программ развития инновационного предпринимательства в Республике Беларусь.

Содержание

1. Общая характеристика предпринимательства………………………………
1.1. Сущность предпринимательства…………………………………………
1.1.1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве…………..
1.1.2. Функции и принципы предпринимательства…………………….
1.1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………….
1.2. Типология предпринимательства…………………………………………..
1.2.1. Классификация предпринимательства…………………………….
1.2.2. Типы и виды предпринимательства………………………………..
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности…
2. Динамика развития предпринимательства…………………………………...
2.1. Место и роль предпринимательства в экономике Республики Беларусь..
2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь………
2.3. Показатели развития малого предпринимательства в РБ………………
3. Мировой опыт предпринимательства……………………………………….
3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей…………..
3.2. Разработка программ развития инновационного предпринимательства...

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

  Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в Республике Беларусь является наиболее рисковым занятием. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.

  Относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребности, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

  Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами.

   Четвертым видом предпринимательства является консультационное (консалтинговое) предпринимательство - оказание начинающим предприятиям помощи в открытии своего дела, а в последующей их работе - в консультировании по различным аспектам деятельности. [3, 35-37] 
 
 

    1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности 

   Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.

   Под организационно-правовой формой  предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий.

К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности в Республике Беларусь относят следующие  виды коммерческих организаций:

  • унитарные предприятия (УП) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Выделяют УП на праве хозяйственного ведения (частное и государственное) и УП на праве оперативного управления.
  • производственные кооперативы – коммерческие организации, участники которых обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в его деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива в равных долях. 
  • хозяйственные товарищества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным фондом. Они могут создаваться в форме простого, полного и коммандитного товарищества.
  • крестьянские (фермерские) хозяйства - самостоятельный хозяйственный комплекс, основанный на личном труде гражданина, а так же, как правило, членов его семьи, либо иных лиц, объединившихся для товарного производства сельскохозяйственной продукции.
  • хозяйственные общества - это объединение капиталов, не требующее обязательного личного участия. Они могут создаваться в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерных обществ (АО). АО в свою очередь может быть открытым (ОАО) или закрытым (ЗАО).

и некоммерческих организаций (не имеют своей целью извлечение прибыли и могут заниматься предпринимательством лишь для осуществления своих уставных целей):

  • потребительские кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
  • общественные и религиозные организации - добровольное объединение граждан, в установленном законодательном порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
  • учреждения – организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  • фонды – не имеющие членства организации, учрежденные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, образовательные или иные общественно полезные цели.   
  • ассоциации и союзы.

   Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. 
 
 

   2. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

   2.1. Место  и роль предпринимательства в  экономике Республики Беларусь 

     Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя:

  • увеличению числа собственников, а это формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе
  • росту доли экономически активного населения, что предполагает увеличение доходов граждан и сглаживание диспропорций в благосостоянии различных социальных групп
  • селекции наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей
  • созданию новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания
  • трудоустройству работников, высвобождаемых в госсекторе, а также инвалидов, молодежи, женщин
  • подготовке кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы
  • разработке и внедрению технологических, технических и организационных новшеств
  • косвенной стимуляции эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими
  • ликвидации монополии производителей, созданию конкурентной среды
  • мобилизации материальных, финансовых и природных ресурсов, а также более эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие)
  • снижению фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрой окупаемости вложений
  • улучшению взаимосвязи между различными секторами экономики
  • приданию экономике дополнительной стабильности
  • созданию благоприятных условий для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна. [7,367]
 

   2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь 

   Главной особенностью предпринимательства  в РБ является его молодость, отсутствие исторических и семейных традиций, отсюда - значительное сопротивление  среды, неприязнь и общества, и  даже государства.

   Другая  важная особенность белорусского предпринимательства - концентрация в торгово-коммерческой сфере (до 94%), а не в производстве из-за отсутствия оборотных средств и свободного капитала, длительного срока оборота средств, низкой прибыльности при высокой капиталоемкости.

   Основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства: 

        • бедность широких масс населения при отсутствии кредитных ресурсов;
        • несовершенная, громоздкая, антистимулирующая система налогообложения;
        • отсутствие института государственных гарантий, гос. поддержки и четкого законодательства при чрезмерном гос. контроле.

   Неразвитость  рыночных отношений, слабая инфраструктура рынка еще долго будут сдерживать включение отечественного бизнеса  в производство товаров и услуг, тормозить его рост.

   Необходимы  общеоздоровительные экономические  мероприятия, системный согласованный подход к решению проблем предпринимательства и государства. Поэтому была разработана Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год и утверждена постановлением Совета Министров РБ от 1 февраля 2006 г. № 128.

   Целью Программы является устранение причин и факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства, усиление его государственной поддержки  по приоритетным направлениям.

   Для достижения поставленной цели предусматривается:

  • совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления ремесленной деятельности юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также вопросы налогообложения субъектов малого предпринимательства;
  • расширение доступа субъектов предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам, в том числе путем внедрения банками новых кредитно-финансовых инструментов, привлечения иностранного капитала в сферу малого предпринимательства;
  • развитие базовых центров поддержки предпринимательства, предоставления комплексной поддержки (информационной, консультационной, имущественной, финансовой и др.) субъектам малого предпринимательства, в том числе действующим в районных городах и сельских населенных пунктах;
  • повышение эффективности работы областных советов и комиссий по поддержке и развитию предпринимательства, советов индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и иных торговых объектах;
  • совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства, формирование специализированного интернет-ресурса по предпринимательству, информационное сопровождение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, проведение конкурсов "Лепшы прадпрымальнiк вобласцi (г.Мiнска)", республиканского конкурса "Лепшы прадпрымальнiк года" в целях повышения деловой активности и профессионализма субъектов малого предпринимательства, развития предпринимательской инициативы населения;
  • развитие международного сотрудничества в сфере предпринимательства, расширение взаимодействия с государственными органами иностранных государств, в том числе в рамках межгосударственных образований;
  • совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства, подготовка специалистов по обучению основам предпринимательской деятельности, совершенствование образовательной системы в области осуществления предпринимательской деятельности.

   В результате реализации мероприятий  Программы планируется обеспечить увеличение количества юридических лиц – до 34 тысяч, рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей до 14,5 процентов от общей численности экономически активного населения. 

    2.3. Показатели развития малого предпринимательства в Республике Беларусь 

   Достижения  малого бизнеса в Республике Беларусь выглядят скромно. Наши малые предприятия не дотягивают до того уровня, который этот сектор экономики занимает в развитых странах. В США и ЕС на малых предприятиях трудится примерно половина населения, в Японии все 70%. В то время как у нас - лишь немногим больше 10%. Хотя рост по сравнению, например, с 1998г. имеется. Тогда малое предпринимательство охватывало 6,3% населения и получало 10,2% совокупной по стране выручки, а в январе-июне 2005г. - 24,1%.

   И если отечественный ВВП прирастает на 7-10% в год, то вклад в этот объемный показатель малых предприятий увеличивается  гораздо медленнее. В 2003г. прирост  по сравнению с предыдущим годом  составил 1,5 процентного пункта (п.п.), в 2004 г. - 0,6 п.п. и составил при этом лишь 8,8% (в Европе свыше 50%). Не дотягивает до 10% и доля малых в общем объеме инвестиций, произведенных товаров и услуг, розничном товарообороте. В то же время иностранные инвесторы охотнее вкладывают свои средства в малые частные предприятия. Доля иностранных инвестиций в основной капитал малых предприятий больше вклада иностранного капитала в нашу экономику вообще - 14% и 2,4% соответственно.

   На  фоне снижения числа убыточных предприятий  по экономике в целом их доля среди малых растет (с 21,9% в 2000г. до 26,9% в 2005г.). Уровень рентабельности малых предприятий имеет тенденцию к снижению - с 15,5% в 2000г. до 10,6% в 2005г. [Приложение Б]

   Белорусские бизнесмены на риск идут неохотно. Большинство предприятий занято в быстрооборачиваемых сферах - торговле и общественном питании. Правда, в последние годы (2000-2004 гг.) все же наметилась тенденция роста малых предприятий, занимающихся промпроизводством, на 1,9 п.п. Растет число строительных компаний, организаций, оказывающих услуги транспорта и связи, работающих на рынке недвижимости, в финансово-кредитной сфере. Менее интересны для вновь возникающего бизнеса информационно-вычислительные, бытовые, образовательные услуги и наука. [Приложение А]

   Как и следовало ожидать, активнее всего жизнь кипит в столице - здесь работает половина малых предприятий. В Минской области работают только 11% белорусских малых предприятий. Меньше всего их в Гродненской области - 7%. Промышленность малых предприятий активнее развивается в Минской и Брестской областях. [Приложение Б]

Информация о работе Роль предпринимательства в развитии экономики