Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:55, курсовая работа
Данная работа построена по принципу обоснования главной роли предпринимательства в развитии рыночной экономики. Так же сказано о трудностях, с которыми столкнулась наша страна на пути к рынку.
Итак, в первой главе говориться о формировании теории предпринимательства, дается определение предпринимательству. Затем более подробно раскрывается сущность предпринимательской деятельности: функции, принципы, формы, типы и виды, характерные черты, основные цели и мотивы.
В следующей главе работы излагается место предпринимательства в экономике, а так же приводится анализ предпринимательства и основные показатели.
В завершении курсовой работы приводится мировой опыт предпринимательства и разработка программ развития инновационного предпринимательства в Республике Беларусь.
1. Общая характеристика предпринимательства………………………………
1.1. Сущность предпринимательства…………………………………………
1.1.1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве…………..
1.1.2. Функции и принципы предпринимательства…………………….
1.1.3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности……………….
1.2. Типология предпринимательства…………………………………………..
1.2.1. Классификация предпринимательства…………………………….
1.2.2. Типы и виды предпринимательства………………………………..
1.3. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности…
2. Динамика развития предпринимательства…………………………………...
2.1. Место и роль предпринимательства в экономике Республики Беларусь..
2.2. Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь………
2.3. Показатели развития малого предпринимательства в РБ………………
3. Мировой опыт предпринимательства……………………………………….
3.1. Многообразие европейских предпринимательских моделей…………..
3.2. Разработка программ развития инновационного предпринимательства...
Структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства, поэтому производственное предпринимательство в Республике Беларусь является наиболее рисковым занятием. Риск нереализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины тормозят развитие предпринимательства в производственной сфере.
Относительно высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство как второй вид предпринимательской деятельности. Эта деятельность мобильна, быстро приспосабливается к потребности, так как непосредственно связана с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства необходимы как минимум два основных условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому обязательно хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.
Третьим видом предпринимательства является финансово-кредитное. Это специализированная область предпринимательской деятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, облигации и др.), валютные ценности и национальные деньги. Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы), фондовые, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами.
Четвертым
видом предпринимательства является
консультационное (консалтинговое)
предпринимательство - оказание начинающим
предприятиям помощи в открытии своего
дела, а в последующей их работе - в консультировании
по различным аспектам деятельности. [3,
35-37]
1.3.
Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.
Под организационно-правовой формой предпринимательства следует понимать совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Выбор формы предпринимательства зависит от личных пристрастий и вкусов, но главным образом определяется сферой деятельности, наличием денежных средств, плюсами и минусами своих предприятий.
К организационно-правовым
формам предпринимательской
и некоммерческих организаций (не имеют своей целью извлечение прибыли и могут заниматься предпринимательством лишь для осуществления своих уставных целей):
Индивидуальные
предприниматели осуществляют предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, поэтому они не могут быть отнесены
к какой-либо организационно-правовой
форме.
2.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Место
и роль предпринимательства в
экономике Республики Беларусь
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес, играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя:
2.2.
Анализ состояния
Главной особенностью предпринимательства в РБ является его молодость, отсутствие исторических и семейных традиций, отсюда - значительное сопротивление среды, неприязнь и общества, и даже государства.
Другая важная особенность белорусского предпринимательства - концентрация в торгово-коммерческой сфере (до 94%), а не в производстве из-за отсутствия оборотных средств и свободного капитала, длительного срока оборота средств, низкой прибыльности при высокой капиталоемкости.
Основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства:
Неразвитость
рыночных отношений, слабая инфраструктура
рынка еще долго будут
Необходимы
общеоздоровительные
Целью Программы является устранение причин и факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства, усиление его государственной поддержки по приоритетным направлениям.
Для достижения поставленной цели предусматривается:
В
результате реализации мероприятий
Программы планируется
2.3. Показатели развития малого предпринимательства
в Республике Беларусь
Достижения малого бизнеса в Республике Беларусь выглядят скромно. Наши малые предприятия не дотягивают до того уровня, который этот сектор экономики занимает в развитых странах. В США и ЕС на малых предприятиях трудится примерно половина населения, в Японии все 70%. В то время как у нас - лишь немногим больше 10%. Хотя рост по сравнению, например, с 1998г. имеется. Тогда малое предпринимательство охватывало 6,3% населения и получало 10,2% совокупной по стране выручки, а в январе-июне 2005г. - 24,1%.
И
если отечественный ВВП прирастает
на 7-10% в год, то вклад в этот объемный
показатель малых предприятий
На фоне снижения числа убыточных предприятий по экономике в целом их доля среди малых растет (с 21,9% в 2000г. до 26,9% в 2005г.). Уровень рентабельности малых предприятий имеет тенденцию к снижению - с 15,5% в 2000г. до 10,6% в 2005г. [Приложение Б]
Белорусские бизнесмены на риск идут неохотно. Большинство предприятий занято в быстрооборачиваемых сферах - торговле и общественном питании. Правда, в последние годы (2000-2004 гг.) все же наметилась тенденция роста малых предприятий, занимающихся промпроизводством, на 1,9 п.п. Растет число строительных компаний, организаций, оказывающих услуги транспорта и связи, работающих на рынке недвижимости, в финансово-кредитной сфере. Менее интересны для вновь возникающего бизнеса информационно-вычислительные, бытовые, образовательные услуги и наука. [Приложение А]
Как и следовало ожидать, активнее всего жизнь кипит в столице - здесь работает половина малых предприятий. В Минской области работают только 11% белорусских малых предприятий. Меньше всего их в Гродненской области - 7%. Промышленность малых предприятий активнее развивается в Минской и Брестской областях. [Приложение Б]
Информация о работе Роль предпринимательства в развитии экономики