Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:25, реферат
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.
В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.
В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21-100 работающих) - лишь на 90 тыс.человек.
В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них - 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.
В рыночной экономике
развитых стран предпринимательство
построено на принципе кооперирования
крупных и малых предприятий,
причем крупные предприятия
Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила в современных условиях система контрактных отношений на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.
Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд. у.е. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2008 г. до 1,5 трлн. у.е.
В США малый бизнес
институционально организован и
интегрирован в государственные
структуры через специальные
комитеты Конгресса, Администрацию
по делам малого бизнеса, систему
региональных ассоциаций, инкубаторов
малого бизнеса. В Японии регулирующая
роль государства отражена в законах
об основах политики по отношению
к малым и средним
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
- создание стабильных
государственных и
- использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
- обеспечение деятельности
контрольных и судебных
- создание сети специализированных институтов, обеспечивающих
реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти;
- неправительственные
объединения и организации;
- осуществление прямого
финансирования деятельности
- разработка целевых
программ государственной
- оказание консультационной
помощи предпринимателям; организация
системы подготовки и
- предоставление малым
предприятиям в аренду на
- содействие
Проблемы
развития малого предпринимательства в
Анализ состояния малого бизнеса в Беларуси выявил следующие тенденции: сокращение основных параметров развития, ориентированность на торгово-посредническую деятельность, неравномерность развития по отраслям и регионам, сокращение количества реально работающих юридических лиц и устойчивый рост индивидуальных предпринимателей.
Малый бизнес не стал альтернативным сектором экономики, способным должным образом решать задачи экономического роста государства, повышения уровня занятости и благосостояния населения. На 1 тысячу жителей Беларуси приходится только 2,7 организаций, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Евросоюза - 30, в США- 74.
Таким образом, сложившаяся
ситуация свидетельствует о
Принятая в 2006 г. программа поддержки малого предпринимательства предполагает принятие мер по отмене актов законодательства, препятствующих развитию малого бизнеса (в сферах лицензирования, сертификации, государственной регистрации, аренды помещений и землеотвода). В то же время планируется установить упрощенную процедуру регистрации и ликвидации субъектов малого предпринимательства, ввести ограничения на приостановление их деятельности контролирующими органами, сократить виды нарушений, влекущих применение финансовых санкций, и уменьшить размер этих санкций.
Значительная часть
трудностей и препятствий на пути
становления и развития малого предпринимательства
в нашей республике лежит за рамками
самой сферы малого предпринимательства.
На основании имеющихся
Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.
Так исключительно вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства.
По мнению руководителей малых предприятий, получение банковского кредита, прежде всего, затрудняют очень высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.
Затрудненный доступ
к финансовым ресурсам, отсутствие
государственной системы
Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры.
Но в настоящее время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют ликвидного обеспечения вообще, или это обеспечение не достаточно для банковского кредита. В свою очередь это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости резервирования, увеличивает издержки банка.
Сегодня производственные
отрасли малого предпринимательства
и малая инновационная
Общая потребность действующих субъектов малого предпринимательства только в микрокредитах в настоящее время составляет около 2 трил. р.
Однако сегодня, согласно данным проведенных исследований, доступ к внешним финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 1-1,5 тыс. предпринимателей.
Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести его из тени, но и стимулировать появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе их техническое перевооружение.
Стоит отметить, что в соответствии с государственной поддержкой малых и средних предприятий в 2007 г. объем микрокредитов для финансирования подобных компаний планируется увеличить до 1 трил. р. (2-х кратный прирост к 2006г.). При этом объем прямой государственной поддержки малого бизнеса из республиканского бюджета в 2007 г. составит 206,4 млн. р., а также из республиканского бюджета будет выделено 192 млн. р. Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимательства. На уровне местных бюджетов на поддержку малого предпринимательства планируется выделить в 2007г. 972 млн.р.
Достаточно гибким и доступным для малого предпринимательства финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг - весьма эффективный способ привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, особенно в условиях нехватки капитала.
Учитывая более
высокую фондоотдачу малых
Таким образом, можно
сделать вывод о том, что одной
из основных проблем развития малого
предпринимательства в
Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономике РБ