Роль малого предпринимательства в экономике РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:25, реферат

Описание работы

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.

Работа содержит 1 файл

Роль малого предпринимательства в экономике РБ.docx

— 33.76 Кб (Скачать)

В США функционирует  более 15 млн. малых предприятий, которые  производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного  населения. Малый бизнес осваивает  в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

В Германии насчитывается  около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП. В сфере  мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного  населения. За последнее десятилетие  на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более  крупных (с численностью 21-100 работающих) - лишь на 90 тыс.человек.

В Японии на начало 90-х  гг. малые и средние предприятия  в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность  занятых на них - 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки  в розничной торговле и 62,1% - в  оптовой торговле Малые предприятия  играют важную роль в механизме саморегулирования  рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на 1 доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

В рыночной экономике  развитых стран предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Если крупное производство ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, то малые предприятия функционируют на небольших сегментах рынка, в избранных ими нишах с ограниченной номенклатурой изделий.

Широкое распространение  в сотрудничестве крупных и малых  предприятий получила в современных  условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Особенностью малого бизнеса в развитых странах в  современных условиях является его  интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой интеграции являются финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд. у.е. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2008 г. до 1,5 трлн. у.е.

В США малый бизнес институционально организован и  интегрирован в государственные  структуры через специальные  комитеты Конгресса, Администрацию  по делам малого бизнеса, систему  региональных ассоциаций, инкубаторов  малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах  об основах политики по отношению  к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве  их деятельностью; в Законе о Центральном  кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа  расширения бизнеса, предусматривающая  меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа  гарантированного проекта, облегчающая  малым фирмам доступ к банковским кредитам.

Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

- создание стабильных  государственных и негосударственных  источников ассигнований на поддержку  малого бизнеса;

- использование рациональных  механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

- обеспечение деятельности  контрольных и судебных органов  по защите интересов малых  предприятий;

- создание сети  специализированных институтов, обеспечивающих

реализацию государственной  политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти;

- неправительственные  объединения и организации; специализированные  организации инфраструктуры; фонды,  кредитные, страховые и гарантийные  учреждения, технологические парки,  бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

- осуществление прямого  финансирования деятельности малых  предприятий на основе специальных  законов путем предоставления  субсидий, дотаций, налоговых и  инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов;

- разработка целевых  программ государственной поддержки  малого бизнеса на долгосрочную  перспективу;

- оказание консультационной  помощи предпринимателям; организация  системы подготовки и переподготовки  предпринимателей;

- предоставление малым  предприятиям в аренду на льготных  условиях помещений, оборудования, земельных участков;

- содействие внешнеэкономической  деятельности малых предприятий.

Проблемы  развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

Анализ состояния  малого бизнеса в Беларуси выявил следующие тенденции: сокращение основных параметров развития, ориентированность  на торгово-посредническую деятельность, неравномерность развития по отраслям и регионам, сокращение количества реально работающих юридических  лиц и устойчивый рост индивидуальных предпринимателей.

Малый бизнес не стал альтернативным сектором экономики, способным  должным образом решать задачи экономического роста государства, повышения уровня занятости и благосостояния населения. На 1 тысячу жителей Беларуси приходится только 2,7 организаций, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, в то время как в России этот показатель равен 6, в странах Евросоюза - 30, в США- 74.

Таким образом, сложившаяся  ситуация свидетельствует о необходимости  изменения подходов к проводимой государством политике в отношении  малого бизнеса, совершенствования  механизма его государственной  поддержки. В перечне основных направлений  совершенствования государственной  политики в отношении малого бизнеса  необходимо предусмотреть ревизию  законодательных актов с целью  выработки предложений о сокращении функций органов госуправления по осуществлению контроля за субъектами малого бизнеса. При этом одним из главных направлений государственной политики должно стать постепенное уменьшение любых форм государственного вмешательства в сферу малого бизнеса.

Принятая в 2006 г. программа  поддержки малого предпринимательства  предполагает принятие мер по отмене актов законодательства, препятствующих развитию малого бизнеса (в сферах лицензирования, сертификации, государственной регистрации, аренды помещений и землеотвода). В то же время планируется установить упрощенную процедуру регистрации  и ликвидации субъектов малого предпринимательства, ввести ограничения на приостановление  их деятельности контролирующими органами, сократить виды нарушений, влекущих применение финансовых санкций, и уменьшить  размер этих санкций.

Значительная часть  трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства  в нашей республике лежит за рамками  самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно  выделить ряд основных проблем, с  которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства.

Как известно, финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития.

Так исключительно  вклады учредителей явились источником стартового капитала 86% малых предприятий; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов  власти или программ развития предпринимательства.

По мнению руководителей  малых предприятий, получение банковского  кредита, прежде всего, затрудняют очень  высокие проценты, нереальные требования по поводу залога и гарантий возврата кредита, ограниченность сроков кредитования, длительность процедуры принятия решений, трудности, связанные с оформлением соответствующих документов, необходимость личных связей в банке.

Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий  существенно снижают предпринимательскую  активность населения, не дают стимула  к развитию малых производств.

Наибольшим финансовым ресурсом обладают банковские структуры.

Но в настоящее  время банковский капитал не работает на рынке малого предпринимательства. На старте своей деятельности субъекты малого предпринимательства не имеют  ликвидного обеспечения вообще, или  это обеспечение не достаточно для  банковского кредита. В свою очередь  это создает дополнительные проблемы для банков в части необходимости  резервирования, увеличивает издержки банка.

Сегодня производственные отрасли малого предпринимательства  и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной  мере. Связано это с тем, что  для развития таких предприятий  необходимы долгосрочные и сравнительно недорогие кредитные ресурсы, поскольку  большая часть субъектов малого предпринимательства испытывает острую потребность в обновлении оборудования, приобретении новых и современных  технологий. С учетом сложившейся  тенденции потребность инновационных  малых предприятий в инвестиционных ресурсах сверх их собственных ресурсов составит свыше 1, 9 млрд. р. в год.

Общая потребность  действующих субъектов малого предпринимательства  только в микрокредитах в настоящее время составляет около 2 трил. р.

Однако сегодня, согласно данным проведенных исследований, доступ к внешним финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 1-1,5 тыс. предпринимателей.

Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам - значит не только поддержать существующий сектор малого предпринимательства и вывести  его из тени, но и стимулировать  появление новых предприятий, обеспечить развитие существующих, в том числе  их техническое перевооружение.

Стоит отметить, что  в соответствии с государственной  поддержкой малых и средних предприятий  в 2007 г. объем микрокредитов для финансирования подобных компаний планируется увеличить до 1 трил. р. (2-х кратный прирост к 2006г.). При этом объем прямой государственной поддержки малого бизнеса из республиканского бюджета в 2007 г. составит 206,4 млн. р., а также из республиканского бюджета будет выделено 192 млн. р. Белорусскому фонду финансовой поддержки предпринимательства. На уровне местных бюджетов на поддержку малого предпринимательства планируется выделить в 2007г. 972 млн.р.

Достаточно гибким и доступным для малого предпринимательства  финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию, мог бы стать лизинг - весьма эффективный  способ привлечения инвестиций в  реальный сектор экономики, особенно в  условиях нехватки капитала.

Учитывая более  высокую фондоотдачу малых предприятий, лизинг, как средство обновления основных фондов, именно в малом предпринимательстве  может обеспечить наиболее быстрый  инвестиционный доход, снизить сроки  окупаемости инвестиционного проекта, повысить эффективность использованных финансовых средств.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что одной  из основных проблем развития малого предпринимательства в Республике Беларусь является недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения  такой поддержки.

Информация о работе Роль малого предпринимательства в экономике РБ