Роль информации в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является формулировка задач и перспектив в области технико-экономического развития страны на основе исследования исследование роли информации в системе экономических отношений и ее влияния на хозяйственные процессы в условиях формирования информационного общества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• специфицировать понятие информации как научной категории;
• выявить особенности информации как специфического экономического блага, экономического ресурса и фактора производства;
• рассмотреть экономические основы обращения научно-технической информации;

Содержание

Введение 3
1 Информационное обеспечение современного общества 6
1.1 Информационная культура организации и общества 9
1.2 Взаимосвязь информационной культуры и развития работника 12
2 Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена экономическими данными 17
Заключение 20
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

Курсовик,макроэкономика.Ускова Юлия,ВЭМ-213.docx

— 43.11 Кб (Скачать)

     Решающее  значение при работе такой команды  приобретает управление коммуникационными  и информационными связями между  членами команды, с одной стороны, руководством и подчиненными - с другой и с внешней средой - с третьей. При этом управление осуществляется не только через построение формальных коммуникационных и информационных потоков, но и посредством регуляции межличностных, неформальных коммуникаций. Очевидно, что руководство такой командой невозможно только административными методами [5. С.128].

     Существуют  и определенные требования к качеству информации, это:

  • комплексность информационной системы;
  • своевременность и достоверность;
  • достаточность и надежность;
  • адресность и правовая корректность;
  • многократность использования и возможность кодирования;
  • высокая скорость отбора, обработки, передачи и актуальность.

     Качество  информации оказывает большое влияние  на коммуникативные процессы, циркулирующие  в организации. Сегодня информация рассматривается как глобальный процесс, связанный с кардинальными  изменениями структуры и характера  экономического и социального развития, решающим образом меняющих характер труда и условия жизни человека [6, с.236].

     Коммуникация  представляет собой два взаимосвязанных  аспекта: информационный и аспект взаимодействия, поэтому ее можно рассматривать  только в этом единстве.

     Основные  цели коммуникаций в организации:

     - обеспечение эффективности обмена информацией между объектом и субъектом управления;

     - совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

     - создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами для координации их задач и действий;

     - регулирование и рационализация информационных потоков [7, с.328].

     В период перехода к информационному  обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации, овладению  им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают  зависимость информированности  одного человека от информации, приобретенной  другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать  и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит  о том, что человек должен иметь  определенный уровень культуры по обращению  с информацией. Для отражения  этого факта был введен термин информационная культура.

     Информационная  культура - умение целенаправленно  работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и  передачи компьютерную информационную технологию, современные технические  средства и методы.

     Информационная  культура - это:

     - новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

     - свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука;

     - новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение. Формирование научной картины мира и информатизация.

     Информационная  культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному  виду деятельности. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и  умение ее применять как для автоматизации  рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода [8]. 

    1. Взаимосвязь информационной культуры и развития работника
 

     В информационном обществе центр тяжести  приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить  информатизации образования как  направления, связанного с приобретением  и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта»  информации, где требуется так  изменить содержание подготовки, чтобы  обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры.

     Повсеместное  внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации  «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование  телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность  в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических  принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, где этот процесс уже получил значительное развитие [9].

     В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым  для их развития в целом. Руководители некоторых стран «третьего мира»  с нарастающей тревогой наблюдают  за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно  и промышленно развитых стран. Это  в полной мере относится и к  России.

     В любой стране, независимо от уровня ее развития понимают в той или  иной мере неизбежность и необходимость  претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении  таких программ следует опираться  на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них  существующие и перспективные тенденции  информатизации.

     Информация  в настоящее время рассматривается  как ресурс, который, подобно традиционным ресурсам (земля, труд, энергия и  др.), можно добывать, обрабатывать, распространять, использовать.

     Информационный  ресурс (потенциал) можно определить как сведения, получаемые в общественном производстве и управлении. Оперативное  использование информационного  потенциала в системе управления способствует увеличению объема производства и повышению его эффективности. Изыскать в море информации новое  знание -- нелегкое дело. Сложность этого вопроса усугубляется тем, что социальные и экономические процессы в организации (подобно обществу в целом) требуют все более быстрых и компетентных управленческих решений. Чтобы принять такие решения, необходимо обработать громадные объемы информации.

     Информация, которая используется в организации, весьма разнообразна и может классифицироваться по различным признакам:

     по  типу отражаемых отношений - экономическая, социальная, технико-технологическая, политическая;

     по масштабам отражаемого объекта - общегосударственная, региональная, местная;

     по  отраслям народного хозяйства;

     по  структуризованности - систематизированная (по показателям, адресности и т. п.) и несистематизированная;

     по  отношению к конкретной системе (организации) и органу управления - внешняя, внутренняя, организационно-распорядительная, отчетная и др.;

     по характеру носителя информации - документированная и вербальная.

     Информация  обладает определенными свойствами: накопление, движение, сохранение при  использовании, стоимость, измерение, коммуникативность, разнообразие форм. Эти свойства информации играют важную роль в понимании характеристик информационного обеспечения управления. К таким характеристикам относятся: полнота и ценность информации, достоверность, форма представления, объем, своевременность, структура информации. Эти характеристики в своей совокупности отражают информационный потенциал организации и влияют на работника данной организации.

     Все виды деятельности основаны на обмене информацией. Для управления современной  организацией характерно применение высокоэффективных  информационных технологий. Информационные технологии (системы) - это использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации. Информационные системы реализуют принципы единства производственного процесса, информации и организации путем использования технических средств обработки информации в сочетании с использованием аналитических методов математической статистики и моделей прогнозно-аналитических расчетов. В деловом мире в настоящее время активизируется применение электронной почты, новой телефонной аппаратуры, средств телекоммуникаций и информационных компьютерных сетей.

     Главным направлением перестройки менеджмента  и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных  информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики  используются в менеджменте и  маркетинге.

Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений  организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного  менеджмента, значительно расширяющее  возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного  менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали  и горизонтали все уровни и  звенья производства и сбыта. 

      Итак, исходя из текста данной главы. Мы можем  сделать вывод о том, что информация – это наличие некоторых сведений о состоянии объекта и окружающей внешней среде.

      Так же, информация для передачи должна быть закодирована. На сегодняшний  день информация классифицируется по объему, источникам, возрасты, способам передачи и распространения.

      Информация  стала очень важна для разработки новых технологий международных  отношений, что очень облегчило  ведение внешнеэкономической деятельности.

      Качество  информации оказывает большое влияние  на коммуникативные процессы, циркулирующие  в организации.

      В период перехода к информационному  обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке  больших объемов информации, овладению  им современными средствами, методами и технологией работы.

      Информационная  культура - умение целенаправленно  работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и  передачи компьютерную информационную технологию, современные технические  средства и методы.

      В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым  для их развития в целом.

      Таким образом, можно сделать вывод  о том, что информационные технологии все больше охватывают экономическую  отрасль жизни человека.

 

  1. Применение локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена экономическими данными
 

     Под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К экономической  информации относятся сведения, которые  циркулируют в экономической  системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а так же сведения экономического характера, которыми обмениваются различные  системы управления.

     В соответствии с общей теорией  управления, процесс управления можно  представить как взаимодействие двух систем: управляющей и управляемой.

     Система управления предприятием функционирует  на базе информации на состоянии объектов его входов и выходов в соответствии с поставленной целью. Управление осуществляется подачей управленческих воздействий  с учетом обратной связи и внешней  среды, рынка и вышестоящих органов  управления. Назначение управляющей  системы - формировать такие воздействия  на управляемую систему, которые  побуждали бы ее принять состояние, определенное управляющей системой.

Информация о работе Роль информации в современной экономике