Это
относится, прежде всего, к крупным,
наиболее важным комплексам, работающим
в интересах всего государства.
Очевидно, что в России энергетика,
транспорт, производство оборонной
продукции и некоторые другие
отрасли должны оставаться в сфере
государственной собственности. Сюда
должны быть отнесены материальные ресурсы
науки, особенно фундаментальной.
В
рекомендациях различных авторов,
доля государственной собственности должна
составлять 50-30% основных производственных
фондов.
Еще
долгое время государственному сектору
будут принадлежать значительные позиции
в народном хозяйстве России, и
этот сектор требует адекватной ему
системы управления. По-видимому, все
государственные предприятия могут быть
разделены на две категории: одна - под
прямым управлением государства, вторая
- на полном коммерческом расчете.
Мировая
практика показывает, что государственная
собственность может быть эффективной,
так как имеет определенные преимущества
по сравнению с другими формами собственности,
обусловленные ее функциями: способностью
осуществлять макрорегулирование, формировать
стратегию экономического развития общества
в целом, оптимизировать структуру национальной
экономики по критерию достижения наивысшей
эффективности, ориентированной, в конечном
счете, на человека.
Преобладание
же государственной формы собственности
в экономике страны (в России 90%
основных производственных фондов находилось
до недавнего времени в государственной
собственности) ведет к возникновению
государственной монополии, которая пагубна
для развития экономики, для потребителя,
населения и чрезвычайно выгодна производителю.
Государственное предприятие выступает
в качестве монополиста. В результате
такого положения мы имеем «вымывание
дешевого ассортимента», «навязывание
потребителю выгодного для производителя
ассортимента», занижение качества товара,
нарушение сроков и объемов поставок,
отказ от заключения договоров поставок,
сокращение производства, возникновение
дефицита продукции,
неудовлетворенный массовый спрос.
Таким
образом, речь может идти не об устранении
государственной собственности, а
об отмене ее монопольного положения.
Резко сократившись (в России более
чем в 2 раза), государственная собственность
в общенациональной, республиканской
и муниципальной формах будет
играть существенную роль в экономике
Важная
проблема в развитии государственной
собственности - преодоление монополизма,
характерного для административно-командной
системы. С превращением бывших республик
в независимые государства монополизм
еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры
оказались по разные стороны новых государственных
границ.
Понятно,
что демонополизация производства,
основанного на
государственной
собственности – это долгий и сложный
процесс. Отчасти преодоление монополизма
может осуществляться путем разукрупнения
предприятий, механического раздела их
на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров
потребовалось бы слишком много средств,
которыми наша страна в настоящее время
не располагает.
Можно
предположить, что преодоление монополизма
пойдет за счет диверсификации производства
на действующих предприятиях, которым
под силу использовать свободные
мощности (или расширять действующие)
для выпуска
дефицитных товаров.
В
преодолении монополизма может
играть положительную роль использование
опыта стран Запада. Во многих из
них действуют антимонопольные
законы. В ряде стран Запада действуют
административные запреты на высокую
степень монополизма.
Тем
не менее, одной из главных теоретических
и практических проблем явилось
разгосударствление, определение и
использование наиболее рациональных
путей, моделей приватизации.
- Тенденции
и перспективы развития государственной
собственности
Любое
государство структурирует отношения
собственности, исходя из соображений
экономической эффективности, об удельном
весе каждой из форм собственности. При
этом основными подходами к решению
вопросов о приоритете тех или
иных форм собственности становятся
социальные, национальные, идеологические
и иные неэкономические факторы.
Какой же будет структура отношений
собственности в России? К чему
приведет стремление к "цивилизованной"
экономике, свойственной развитым странам?
Какова возможная
сфера распространения государственной
собственности в экономике?
Государственная
собственность, вероятно, сохранит свою
значимость и функцию опорного звена
всей хозяйственной цепи. Набирающий
обороты процесс приватизации, ведущий
к расширению индивидуальной и групповой
форм собственности, не означает, что
государственная собственность
будет полностью свергнута. Есть
такие отрасли народного хозяйства,
которые нецелесообразно дробить
на элементы.
Прежде
всего, государственная собственность
наиболее адекватна для использования
неделимых, уникальных или всеобщих
ресурсов, принадлежащих действительно
народу. Примером могут служить невоспроизводимые
природные ресурсы, в частности,
земля и ее недра; те или иные объекты,
использование которых связано
с большим риском для всего
населения. К последним объектам
относится значительная часть энергетики,
транспорта, вообще экономической инфраструктуры
и той части экономической системы, которая
работает на население непосредственно
и создает творческий потенциал нации.
Понятно, что нет необходимости передавать,
например, в коллективную собственность
АЭС, со средствами производства огромной
стоимости. В этом случае, разумеется,
сохраняется безусловная прерогатива
государственной собственности.
Сюда
также должны быть отнесены материальные
ресурсы науки, особенно фундаментальной.
Определенная часть совхозов, доказавшая
свою жизнеспособность, также может быть
сохранена.
Абсолютно
очевидным и не подвергающимся сомнению
является то, что наука, искусство, образование
и т.п. требуют не огосударствления,
а государственной поддержки этих сфер,
при развитии государственной формы собственности
лишь в масштабах, гарантирующих работнику
указанных профессий возможность свободно
использовать государственные средства
для осуществления своей творческой деятельности,
т.е. свободно формировать научные, художественные,
педагогические коллективы, используя
определенные государственные ресурсы.
Что
касается развития государственной
собственности, то здесь, безусловно, широкие
возможности оставляют традиционные
развитые индустриальные и постиндустриальные
технологические системы. Скажем, крупные
предприятия, работавшие ранее в
рамках военно-промышленного комплекса,
должны сохранить государственную
форму собственности.
В
каких бы сферах ни развивалась государственная
собственность в экономике, ее главной
болезнью остается бюрократические
тенденции. Это явление особенно
опасно в условиях нестабильности экономических
отношений, где господство подобных
тенденций превращает государственную
по форме собственность, в собственность
с корпоративным содержанием
в ущерб развитию других, не менее
важных для экономики форм. Для
развития государственной формы
как формы общественной все большее
значение начинают приобретать качественные
изменения в содержании отношений
собственности.
Так,
принципиально важным для содержания
государственной собственности
в условиях российской экономики
является вопрос о социально-экономическом
влиянии государства, являющегося
собственником.
В
настоящее время, учитывая произошедшие
изменения в структуре государственной
собственности и последствия
уже проделанных продвижений, следует
особое внимание уделить развитию именно
государственного сектора. Государственная
собственность должна сохранить
в перспективе весомую роль, при
этом нельзя забывать о проблемах
национальной безопасности, спешить
избавляться от прибыльных предприятий.
Для
устойчивости нашего экономического развития
необходим мощный государственно-корпоративный
сектор. Для этого требуются общероссийская
программа объединения технологически
связанных предприятий, без кооперации
которых производство неконкурентоспособно.
В
итоге можно сказать, что необходимо
устранение не столько государственной
собственности, сколько ее монополии.
Государственная собственность должна
сохранить в перспективе весомую роль.
Вместе с тем важно обеспечить развитие
различных форм частной собственности
и собственности работников, используя
и такие варианты разгосударствления
экономики, как аренда с правом выкупа.
Заключение
В
конце данной работы, мне бы хотелось
подытожить все выше сказанное. Всем и
без того понятно, что на сегодняшний день
государство играет далеко не последнюю,
а скорее всего одну из первых ролей в
вопросе о собственности. И в этом, на мой
взгляд, не так уж много плохого.
Да,
государство ограничивает нас во
владении, пользовании и распоряжении
той части собственности, которая должна
обслуживать и принадлежать всем. А плохо
ли это? Если задуматься, то тем самым государство
оберегает нас от беспорядков и самовольничества
чиновников, которые могли бы владеть
этой собственностью частно. Более того
государство в той или иной мере ограничивает
нас от жажды власти и борьбы за неё.
Государственная
собственность в нашей стране еще долго
будет играть главную роль в рыночной
экономике. Это проявляется не только
во владении государством некоторой собственности,
но и обеспечении финансирования, реконструкции,
развития и т. д. этой собственности.
Большая
часть собственности страны не должна
быть отдана в частные руки, так
как частный владелец большей
частью не может обеспечить правильного
и нормального её функционирования.
Именно, в этом, на мой взгляд, заключается
основная задача государства как
собственника.
Многие
общественные блага, действительно, эффективнее
производить государственным, нежели
частным способом, но в этом, по справедливому
замечанию В. Тамбовцева, "государство
может убедиться лишь на собственном опыте,
приходя в своей эволюции к гораздо более
сложной структуре расходов, чем сбор
доходов и расходование оставшейся части
на личные нужды работников организации,
именуемой государством"
(Тамбовцев
В. Л. Государство
и переходная экономика:
Пределы управляемости.
– М.: Экономический
факультет МГУ
, ТЕИС, 2000 год)
Важное
значение имеет соотношение государственной
собственности и потенциала государства.
Эффективно управляемая государственная
собственность способствует приумножению
государственных ресурсов, а значит
и повышению потенциала государства.
В то же время неэффективно используемые
государственные ресурсы наоборот,
влияют на способность государства
организовывать коллективные действия,
разрушают потенциал государства.
Список
литературы
- Архипов С.,
Радыгин А. Собственность, корпоративные
конфликты и эффективность. // Вопросы
экономики – 2000 –№11- 114 с.
- Борисов Е.
Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2000.
– 384с.
- Булатов А.
С. Экономика: Учебник по курсу «Экономическая
теория» под редакцией, - Москва: Бек, 1997.
– 632 с.
- Варга В. "Роль
государства в рыночном хозяйстве",
МЭиМО, N 10-11, 1996.
- Видяпина
В. И., Журавлева Г. Г. Экономическая теория,
- Москва: Инфра – Москва, 1999
- Гильфердинг
Р. Финансовый капитал / Пер. с нем. М., 1959.
- Гайдаенко
Н. И. Государственная собственность
в развитых капиталистических странах.
М. 1994 год
- Камаев В.
Д. / Учебник по основам экономической
теории (экономика). – М.: «Владос», 1994.
– 384 с.: ил.
- Корняков
В. Государственно-корпоративное направление
развитой экономики // Экономист – 2000 -
№5 – 74 с.
- Миль Дж.
С. Основы политической экономии / Пер.
с англ. М., 1980. Т.1 Кн.II, Гл. I.
- Кемпбелл
Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс. Москва
.1992., т. 1
- Райзберг
Б. А.Курс экономики, - Москва: Инфра, 1997.
- Талапина
Э. В. «Вопросы государственной собственности»
Журнал Российского права №3 2001 год.
- Тамбовцев
В. Л. Государство и переходная экономика:
Пределы управляемости . – М.: Экономический
факультет МГУ, ТЕИС, 2001 год
- Чепурин
Курс экономической теории. Киров, 1996.
- Шупыро В.
М. Преобразования государственной собственности
в период экономических реформ.М. ВШПП,
1997.
- http://www.strana.ru