Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 04:49, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
Цели создания малых предприятий 6
Опыт функционирования малых предприятий в разных странах 9
2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 10
Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности 13
Опыт предпринимательской деятельности в г. Новороссийске. 15
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления 16
3.МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И БАНКИ: ПУТИ РАСХОДЯТСЯ 19
Факторы дисгармонизации интересов малых предприятий и
коммерческих банков 21
4. СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА ЕГО
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ 22
Фонды защиты предпринимательской деятельности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

      Отношения между малым бизнесом и банками  лишены твердых оснований взаимного  доверия. Надежды на то, что между  становлением коммерческих банков и  развитием малых предприятий автоматически, под воздействием долгожданной свободы предпринимательства, торговли и кредитного дела, возникает органическая взаимосвязь, оказались иллюзорными. Однако они способствовали игнорированию нашими практическими политиками необходимости специальной кропотливой и многоаспектной работы в направлении гармонизации интересов двух неотъемлемых секторов становящейся рыночной экономики.            
 

СУБЪЕКТЫ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И СИСТЕМА  ЕГО  

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ. 

      Кризисные процессы в сфере малого предпринимательства, проявившиеся в последнее время в неустойчивой динамике численности малых предприятий и занятых на них работников, в формировании нерациональной отраслевой и региональной структуры малого бизнеса и его криминализации, в «бегстве» мелких предпринимателей от производства и инвестиций, дают основания для вывода о неуправляемом, хаотичном характере становления важнейшего сектора современной российской экономики.

        Думается, причины этого – не  только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства, отсутствии его развитой инфраструктуры. Существуют более серьезные причинные основания, среди которых можно выделить неразработанность стратегии поддержки малого бизнеса, невыявленность соответствующих отраслевых, региональных и других приоритетов.

      Решение назревших проблем видится в  первую очередь в коренном улучшении  управления процессами развития малого предпринимательства, и важнейшей  предпосылкой здесь выступает реализация системного подхода к его исследованию. Дело в том, что малое предпринимательство объективно существует и развивается как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема. 

      Во  всех развитых странах государство  оказывает малому и среднему предпринимательству  экономическую и социальную поддержку. Необходимость такой поддержки  признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении.

      Основные  задачи региональных программ поддержки  малого предпринимательства можно  объединить в две группы.

      Первая  – формирование многоуровневой комплексной  системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки малого предпринимательства, бизнесинкубаторов, консультационных пунктов и т. п..

      Вторая  задача – достижение положительных  изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе: рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках области; обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта Федерации и, соответственно, бюджетов городов и районов; снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости.

      В последнем проекте третьей по счету федеральной программы  поддержки малого предпринимательства  основной целью было определено создание благоприятных условий для повышения  устойчивости деятельности малых предприятий  путем совершенствования нормативно-правовой базы, развития инфраструктуры поддержки, освоение новых форм и механизмов финансовой поддержки. Для достижения этой цели требуется также преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в «теневую» экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса; ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов-франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам; поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и, гарантийно-инвестиционных организаций, создание региональных центров поддержки предпринимательства; активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг; реализация новых программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей; развитие международного сотрудничества сфере малого предпринимательства; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей. Тем самым должны быть созданы условия для того, чтобы уже в ближайшие годы произошли значительные изменения в секторе малого предпринимательства, способствующие экономическому росту в масштабах всей страны.

      Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных форм. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют.

      В первоочередном порядке следует  поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования  и программирования и развитие малых  предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в первую очередь  относится система гарантирования банковских кредитов.

      Наконец наиболее перспективным и в то же время малозатратным (в отношении  бюджетных средств) направлением развития поддержки предпринимательства  является стимулирование самоорганизации  малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества.

      Следует также законодательно обеспечить работу объединений малых предприятий. Часто высказываются предложения  о привлечении в фонды поддержки  малых предприятий средств частных  инвесторов с помощью выпуска  доходных облигаций или создания при фондах, каких либо специальных структур, имеющих право привлекать частные средства.

      Но  все это, к сожалению, пока лишь возможности  отдаленной перспективы. Сейчас же главное  внимание нужно уделять тем мерам, которые реально можно осуществить в нынешних кризисных условиях. 

ФОНДЫ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 
 

       Любому  вновь создаваемому предприятию  требуется время на его становление, финансово-экономическое укрепление и развитие. Особенно это важно  для малых предприятий, которые в силу своей специфики слабо защищены от различного рода негативных обстоятельств. Малый бизнес особенно чувствителен ко всяким потрясениям, колебаниям конъюнктуры рынка. Предприниматель может «прогореть» из-за необязательности контрагента, несвоевременных поставок, задержек платежей, поскольку его капитал и оборот на начальной стадии еще невелики. Поэтому предпринимательская деятельность должна быть надежно защищена от таких неожиданностей специальными фондами, государственными программами.

    Цель  фондов защиты и поддержки предпринимательской деятельности – способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой рыночные отношения не могут нормально развиваться, то есть, необходима как законодательная поддержка, так и экономическая. Финансовая поддержка малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы на создание, поддержку и развитие предприятий малого бизнеса.

           Для российской экономики, идущей  трудным путем реформирования, задача  развития и поддержки предпринимательства,  прежде всего малых форм в  производственной сфере, остается одной из главных задач государства.

            В настоящее время в ряде  областей уже разработаны на  разнообразной методической основе  программы поддержки малых предпринимательских  структур. При этом инициатором  их поддержки являлись как  областные администрации, так и различные регионные ассоциации, центры по поддержке предпринимательства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка под программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может  быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств.

            Региональные программы ориентируются  на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются, согласовываются с другими программными документами: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими.

            В региональных программах поддержки  малого бизнеса упор делается  на приоритеты, связанные с производственной  деятельностью, что особенно важно  в условиях засилья мелких  посреднических структур. Вместе  с тем успешность развития малого предпринимательства в значительной степени связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, организационного, материально-технического и кадрового обеспечения.

           Малое инвестиционное предпринимательство  уже по определению предполагает  передовую, перспективную, обещающую  выгоду деятельность. Поэтому государство  для поддержки этой сферы бизнеса  в феврале 1994 года утвердила Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки и технологии РФ, в рамках единой программы поддержки малого предпринимательства. Фонд содействия предоставляет финансовую помощь для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства, финансирует мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере.

           Источником формирования средств  фонда содействия являются бюджетные  ассигнования в размере 0,5% средств,  предусматриваемых ежегодно в  федеральном бюджете на финансирование  науки, а также добровольные  взносы предприятий.

          Фонд содействия финансирует  40-50 проектов в год. Выбор проектов  для финансирования осуществляет  конкурсная комиссия на основании  заключений экспертов. Средний  «размер» проекта составляет  около 100 млн. рублей. Фонд содействия  развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не является Фондом поддержки малых предприятий, поэтому помогает не всем малым предприятиям, а только тем, в уставном капитале которых доля госсобственности не превышает 25%. При этом финансирование открывается как начинающему свою деятельность и ничего не имеющему, кроме опытного образца, так и малому предприятию, уже серийно выпускающему продукцию, но которому не хватает, например, оборотных средств, какого-то оборудования для расширения своего производства. Фонд содействия финансирует малые предприятия, имеющие объем реализации от нескольких тысяч до 500 000 рублей. Фонд содействия создает свои региональные представительства, которым, начиная с 1996 года, было направлено на поддержку местного информационного бизнеса 50% средств фонда.

           В целях усиления практического  взаимодействия руководителей предприятий,  банковских и предпринимательских  структур, научных организаций с  органами государственного управления, консолидации их усилий для  реализации промышленной политики, развития производства и выработки мер государственной поддержки предпринимательской деятельности создан Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, в структуре которого работает секция развития и поддержки малого предпринимательства.

    Совет является экспертно-консультативным  органом, его основная задача – организация  поддержки со стороны деловых  кругов, правительства РФ в проведении социально-экономических реформ в  России; создание условий, способствующих развитию предпринимательской инициативы, вовлечение предпринимателей в процесс разработки и реализации экономических реформ; разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективного функционирования экономики, по созданию новых хозяйственных структур.

        Как уже отмечалось, в странах  с развитой рыночной экономикой  малые предприятия производят  значительную часть валового  национального продукта, аккомулируют  в себе значительные потоки  инвестиций, особенно требующих  большого риска, удерживают на своих рабочих местах половину занятого населения.

Информация о работе Роль и место малых предприятий в экономическом развитии общества