Роль государственных корпораций РФ в модернизации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния научно-технического прогресса и модернизации на развитие экономики на примере России.
Задачи курсовой работы могут быть определены следующим образом:
Рассмотреть модели модернизации;
Выявить сущность модернизации экономики, её цели;
Проанализировать воздействие государства на научно-техническое развитие страны;
Раскрыть роль госкорпораций в модернизации.российской экономики ( на примере корпораций «Ростехнологии» и «РОСНАНО»)

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно-техническое развитие и экономика 5
1.1 Модернизация экономики, её сущность и цели 5
1.2 Модели модернизации 8
1.3 Воздействие государства на научно-техническое развитие страны 10
Глава 2. Роль государственных корпораций РФ в модернизации экономики 12
2.1 Роль ГК «Ростехнологии» и ОАО «РОСНАНО» в модернизации экономики
России 13
2.2 Инвестиции как материальная основа модернизации. Инвестиции в основной
капитал в России 21
Заключение 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ на печать.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

высокотехнологическом производстве.

  Стратегической задачей развития российской экономики на ближайшие годы является существенное повышение конкурентоспособности экономики и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста.  Суть этой задачи заключается в догоняющей постиндустриализации,  во включенности национальной экономики в современную систему мирохозяйственных связей и присущие ей глобализационные процессы.

  При наличии необходимых условий и предпосылок важно изменить нынешний курс экономической политики,  максимально ориентировать все ее виды на развитие инновационной деятельности как непреходящего источника конкурентных преимуществ,  на обобществление природной ренты и ее использование, на развитие отраслей, конкурентных на мировом рынке.

  Переход на инновационный путь развития предполагает интенсификацию инвестиционного процесса,  мобилизацию инвестиционных ресурсов и их использование для активизации инновационной деятельности.  Сегодня наша  страна испытывает не столько недостаток инвестиций,  сколько отсутствие механизма привлечения инвестиционных ресурсов.

  Чтобы формирование национальной инновационной системы не растянулась на многие десятилетия,  необходима внятная,  научно разработанная,  подкрепленная ресурсами государственная инновационная политика,  которая должна составить сердцевину экономической политики. Не менее важно,  чтобы эта политика опиралась на действенный механизм реализации.

  В России модернизация объявлена верховной властью. Рассмотрим роль государства в научно-техническом обновлении экономики. 

  1.3 Воздействие государства на научно-техническое развитие страны

  Для успешного развития научных технологий и, следовательно, экономики необходима государственная поддержка.  

  Меры  воздействия  государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической  ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором  на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики  берет  верх  философия  консерватизма,  отдающего  предпочтение игре рыночных сил.

  Государственное управление инновационными процессами представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную  среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости.

  Нормативно-законодательная  база регулирования инноваций достаточно обширна и по своей структуре охватывает все стороны системы регулирования. Вместе с тем, ее построение нельзя считать завершенным, поскольку она постоянно адаптируется к задачам текущего этапа.

  Цели  государственной политики в области  поддержки инновационного предпринимательства должны быть сформулированы, однако это должно быть сделано таким образом, чтобы из них логично вытекали все последующие документы и мероприятия органов власти.

  На  практике наиболее активным в поддержке  инновационного предпринимательства является Министерство науки и технической политики, которое отвечает за научно-техническую политику и кровно заинтересовано в финансировании как научных разработок, так и деятельности по внедрению их результатов. Министерством создана система бюджетных и внебюджетных фондов, но некоторые ключевые проблемы развития инновационных малых предприятий, не связанные с финансами, не решаются и есть достаточные основания полагать: не решаются, потому что эти функции ни на кого не возложены.

  В зависимости от направленности воздействия государства на НТП все факторы можно объединить в две группы:

  • позитивные, которые положительно влияют на ускорение НТП;
  • негативные, которые отрицательно влияют на ускорение НТП.

  Эти факторы представлены в следующей таблице:

  Таблица 2

  Классификация факторов, влияющих на НТП в зависимости от направленности воздействия

Факторы, влияющие на НТП в зависимости  от направленности воздействия
Позитивные Негативные
снижение  уровня инфляции обострение  экономического кризиса в стране
снижение  налогового бремени для юридических  и физических лиц отсутствие  условий для «здоровой» конкуренции
выделение государством достаточных средств  из федерального бюджета на развитие науки и техники повышение уровня инфляции
благоприятный инвестиционный климат в стране и субъектах РФ и др. отстранение государства  от управления НТП и др.

  В зависимости от степени влияния на научно-техническое развитие все факторы можно разделить на три группы:

  • оказывающие существенное влияние;
  • оказывающие менее существенное влияние;
  • оказывающие слабое влияние.

  Эта классификация  правомерна только для небольшого отрезка  времени, так как с изменением ситуации изменяется и степень влияния отдельных факторов.

  Таким образом, практика подтверждает: высокотехнологичное производство не в состоянии развиваться без государственной поддержки. 

  Глава 2. Роль государственных корпораций РФ в модернизации экономики

  Мировой экономический кризис со всей очевидностью продемонстрировал нам, что Россия долгое время являлась отсталой страной, стабильность которой целиком и полностью зависела от цен на энергоресурсы. Несмотря на выход из кризиса, данная тенденция, при которой значительная часть доходной части государственного бюджета (в том числе бюджета на 2010 год) формируется за счет экспортной продажи нефти и газа, сохраняется до сих пор, с каждым годом становится все более угрожающей.

  Зависимость России от сырьевого экспорта и нарастающее  технологическое отставание ведет  не только к падению уровня жизни  граждан в долгосрочной перспективе и упадку инфраструктуры, но и к прямой опасности потери обороноспособности страны в XXI веке. Даже при сохранении ядерного потенциала, мы будем беззащитны перед такими угрозами как война в киберпространстве, военная генная инженерия и военная робототехника (в том числе наноробототехника).

  Осознание этих вызовов заставило Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева сформулировать пять приоритетных направлений модернизации российской экономики.

Схема 2

  Направления модернизации РФ

 

  Они определены президентом как необходимый  базис для развития страны, сохранения преемственности с советским  технологическим наследием и  обеспечения обороноспособности в  течение ближайших десятилетий. Сегодня мы должны перейти к непосредственной реализации задачи по преодолению технологического отставания, поскольку, как отметил президент Дмитрий Анатольевич Медведев, в течение последних десяти лет мы фактически упускали большинство благоприятных возможностей для диверсификации экономики и освобождения от нефтегазовой зависимости.

  Модернизация, по словам Президента РФ - это не только обновление технологий и отраслей российской промышленности, но и формирование нового общественного консенсуса, исходящего из осознания необходимости перемен.4

  При этом следует понимать, что основным препятствием на пути модернизации российской экономики становятся уже сложившиеся социально-экономические системы, отличающиеся консерватизмом, инерционностью, ориентацией на примитивные формы ведения хозяйства.

  Модернизация потребует от российского общества решимости в преодолении традиционных социальных моделей, и в частности, в решительном отказе от советского прошлого, экономическая модель которого давно является неработоспособной.

  В модернизации экономики особая роль отводится госкорпорациям. Самыми развивающимися сейчас являются такие государственные корпорации, как «Ростехнологии» и «Роснано». Они обеспечивают развитие новых, инновационных технологий, поддерживают компании, что обеспечивает их модернизацию.  
 

  2.1 Роль ГК «Ростехнологии» и ОАО «РОСНАНО» в модернизации экономики России

  Ещё В. Путиным был подписан федеральный закон "О государственной корпорации "Ростехнологии". 9 ноября 2007 года закон приняла Госдума, 16 ноября его одобрил Совет Федерации.

  Закон устанавливает, что государственная корпорация "Ростехнологии" является юридическим лицом, созданным РФ в организационно-правовой форме государственной корпорации. Цель ее деятельности – "содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций  - разработчиков и производителей высокотехнологичной промышленной продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс".

  10 июля 2008 года указом Президента  РФ «Ростехнологиям» были переданы  активы 426 отечественных предприятий  (80 % оборонные). 24 ноября 2008 года премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин подписал постановление за номером 873 о передаче «Ростехнологиям» активов, список которых был утвержден указом президента от 10 июля 2008.

  В настоящее время 439 организаций на территории России входят в эту корпорацию. Корпорация создана на основе имущественного взноса, осуществляемого Российской Федерацией.

  Корпорация  включает в себя:

Схема 3

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Органами  управления Корпорации являются Наблюдательный совет Корпорации, Правление Корпорации и генеральный директор Корпорации.

  Главой  корпорации назначен Сергей Чемезов. Общее число сотрудников составляет более чем 940 000 человек.

  

Схема 4

Структура корпорации «Ростехнологии»5 

   Организации Корпорации располагаются на территории 54 субъектов Российской Федерации.

  К основным видам деятельности организаций Корпорации относятся:

промышленное производство;

научные исследования и разработки;

проектная деятельность и строительно-монтажные работы;

выполнение работ и оказание услуг, включая предоставление населению социальных, транспортных (пассажирские авиаперевозки) и иных услуг.

    В сфере деятельности организаций Корпорации находятся:

разработка, производство и модернизация вооружения, военной и специальной техники;

послепродажное обслуживание, ремонт и утилизация вооружения, военной и специальной техники;

разработка, производство и сервисное обслуживание промышленной продукции гражданского назначения;

обеспечение в пределах компетенции и в соответствии с возложенными задачами режима секретности при проведении работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

  ГК  «Ростехнологии» оказывает финансовую поддержку предприятиям, находящимся  в тяжёлом положении. Например, она  готовит антикризисную программу  по выводу Ижевского автозавода из состояния банкротства и его последующего развития.

Информация о работе Роль государственных корпораций РФ в модернизации экономики