Роль государственного регулирования в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
I. Государственное регулирование с точки зрения теории………………..4
1.1 Экономические школы о государственном регулировании экономики…………………………………………………………………….10
1.2 Сущность государственного регулирования…………………………...13
1.3 Объекты и субъекты государственного регулирования……………….15
II. Государственное регулирования экономики в России…………………19
2.1 Роль государственного регулирования в экономике России…………19
2.2 Экономические функции государства………………………………….24
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики………….27
III. Государственное регулирование в различных экономических сферах................................................................................................................30
3.1 Государственные органы управления экономикой……………………30
3.2 Государственное регулирование рынка труда…………………………32
3.3Государственное регулирование валютного рынка……………………35
Заключение…………………………………………………………………...38
Список использованной литературы……………………………………….40

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     По  мере развития рыночного хозяйства  возникали и обострялись экономические  и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

     Теоретически  понятие ГЭП шире понятия ГРЭ, т. к. первая может основываться и  на принципе невмешательства государства в хозяйственную жизнь. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Уже давно споры идут не о необходимости ГРЭ, а о его масштабах, формах и интенсивности. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны.

     Объективная возможность ГРЭ появляется с  достижением определённого уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ.

     В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта.

     В силу ряда причин наиболее развитый механизм государственного регулирования экономики  сложился в странах Западной Европы (во Франции, Германии, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки.

     Слабее  развито ГРЭ в С.Ш.А., Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений аналогичных последствиям Второй Мировой войны, возникновению лагеря социализма, а затем его распаду, и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Тем не менее, ГРЭ и в этих странах играет заметную роль,  особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.

     Особенно  важна роль ГРЭ в развивающихся  странах, создающих независимую  экономику, в бывших социалистических странах, осуществляющих переход от планового хозяйства на базе государственной собственности к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

     Для уяснения механизма ГРЭ целесообразно  охарактеризовать его субъекты, объекты, цели, инструменты или средства, а также этапы развития. 

    1.   Объекты и субъекты  государственного регулирования
 

     Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трёх ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный рациональный банк.

     В государствах с федеративным устройством (С.Ш.А., Россия, Канада, Индия, Германия, Испания, Бразилия, Малайзия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, защищающие соответственно общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов ГРЭ; всё более независимыми в осуществлении ГРЭ от законодательной власти становятся исполнительные органы.

     Интересным  с точки зрения изучения механизма  ГРЭ является слияние субъектов  государственной и частной экономической  политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создаётся орган из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися. Организуются комитеты, советы по поддержанию или развитию отдельных видов отраслей из представителей министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей.

     Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом: чаще всего они формируются центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами – выразителями экономических интересов. 

Объекты и цели государственного регулирования экономики. 

    1.   Объекты ГРЭ.

     Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

     Основные  объекты ГРЭ:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платёжный баланс;
  • цены;
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

     Как видно, перечисленные объекты носят  совершенно различный характер. Они  охватывают макроэкономические процессы: хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные  отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами: условия конкуренции; отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

     Рассмотрим  важнейшие из них.

     Суть  государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъёма в экономике страны могут возникнуть опасные явления: рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платёжного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и пере накопление капитала и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

     ГРЭ в области отраслевой и территориальной структур также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В других случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящихся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств, являющихся носителями научно-технического прогресса, призванным привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и в народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности.

     Важнейшим объектом ГРЭ является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поэтому ГЭП поощрение накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства.

     Одновременно  государственное регулирование  накопления опосредованно служит и  другим объектам ГРЭ. Создавая дополнительные стимулы и возможности накопления в разное время всем инвесторам или  отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

     Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Это соотношение должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразится на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, т. к. оно ведёт к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и самое главное – опасным социальным последствиям.

     Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьёзную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, социальные отношения.

     Состояние платёжного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платёжного баланса путём воздействия на импорт и экспорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, а также путём торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

     Ещё один из основных объектов регулирования  – цены. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

     Государственные регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты ГРЭ, например, они стремятся заинтересовать частные  фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капитала и накопляемых знаний и опыта.

     Наряду  с хозяйственными объектами под  постоянным вниманием государственных  регулирующих органов находятся  условия существования и воспроизводства  существующего строя, отношения  собственности и конкуренции. Законодательство и судебная политика, связанные с защитой собственности, порядком её продажи, наследования, отчуждения, регистрации постоянно совершенствуются. Государственные регулирующие  меры направлены на обеспечение условий конкуренции, поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Это направление ГЭП особенно противоречиво, т. к. концентрация производства и капитала – это процесс объективный, а национальная конкурентность на мировом рынке обеспечивается в значительной степени крупными корпорациями.

     Объектами государственного регулирования всё в большей степени становятся общие условия существования и развития человеческого общества – окружающая среда, безопасность личности, уровень образования и культуры, здравоохранение, международное сотрудничество.

     Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых задач. Это следующие иерархические уровни фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги): хозяйство в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, НИОКР, цены); глобальный (социальные отношения, экология); национальный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы). 

II. Государственное регулирование экономики в России

    1. Роль государственного регулирования в экономике России.
 

      Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства и современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть [12, с.156].

      В период до 1992 года командная экономика  в России была уже значительно ослаблена, предшествующие реформы, особенно законы о предприятии, о кооперации, об аренде ввели ряд рыночных отношений. Как известно  такая специфическая ситуация, когда в стране действует командная экономика одновременно с элементами рынка продолжаться долго не может: либо побеждает командная экономика, либо рыночная[2, с. 14]. Дело в том, что директивное планирование со всеми его институтами  присущее административно-командной экономике не может существовать вместе с предпринимательством и любыми институтами рынка, так как они будут противоречить друг другу, тем самым препятствуя нормальному развитию экономики страны в целом. В тот период стало уже бессмысленно и вредно говорить об усилении роли государства, которое практически утратило основные рычаги централизованного планирования, и либерализация представлялась тогда единственным разумным выходом.

      Но  обратимся к более раннему  периоду нашей истории – начало XX века. Страна, обескровленная непродуманной политикой своих руководителей, войной и назревающей социальной нестабильностью самостоятельно выбраться из кризисного положения не могла. Когда к началу Великой Отечественной войны стране нужно было срочно мобилизовать свои силы,  положительно себя проявила административно-командная экономика. В тяжёлые годы войны, когда нужно все ресурсы направить на укрепление военной мощи государства просто необходимо централизованное планирование со всеми своими институтами: государственное ценообразование, наряды, заказы и т.д.

Информация о работе Роль государственного регулирования в современной экономике