Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
Введение………………………………………………………………………3
I. Государственное регулирование с точки зрения теории………………..4
1.1 Экономические школы о государственном регулировании экономики…………………………………………………………………….10
1.2 Сущность государственного регулирования…………………………...13
1.3 Объекты и субъекты государственного регулирования……………….15
II. Государственное регулирования экономики в России…………………19
2.1 Роль государственного регулирования в экономике России…………19
2.2 Экономические функции государства………………………………….24
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики………….27
III. Государственное регулирование в различных экономических сферах................................................................................................................30
3.1 Государственные органы управления экономикой……………………30
3.2 Государственное регулирование рынка труда…………………………32
3.3Государственное регулирование валютного рынка……………………35
Заключение…………………………………………………………………...38
Список использованной литературы……………………………………….40
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ульяновский
государственный технический
Экономический
факультет
Кафедра:
«Экономическая теория»
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему:
«Роль государственного регулирования
в современной экономике»
Проверил: Барт Л. В.
г. Ульяновск
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Государственное регулирование с точки зрения теории………………..4
1.1 Экономические
школы о государственном регулировании
экономики………………………………………………………
1.2 Сущность государственного регулирования…………………………...13
1.3 Объекты и субъекты государственного регулирования……………….15
II. Государственное регулирования экономики в России…………………19
2.1 Роль государственного регулирования в экономике России…………19
2.2 Экономические функции государства………………………………….24
2.3 Инструменты государственного регулирования экономики………….27
III. Государственное
регулирование в различных экономических
сферах........................
3.1 Государственные
органы управления экономикой……
3.2 Государственное
регулирование рынка труда……………
3.3Государственное
регулирование валютного рынка…
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….40
Введение.
Я считаю что эта тема очень актуальна на сегодняшний день, потому что в связи с финансовым кризисом наша страна как и многие другие подверглись экономическому кризису. И не малую роль в современной экономике играет государство. И поэтому мне бы хотелось по подробней узнать, как же государство регулирует экономику и его роль в современной экономике. Я опирался на изучении экономических школ о государственном регулировании.
В данной работе рассмотрен вопрос государственного регулирования экономики России, а так же связанные с ним проблемы и пути решения.
В
течение XX в. сочетание государства
и рынка принимало
Целью
данной работы является рассмотрение
методов, путей и форм государственного
регулирования экономики, а так же роль
государства в современной экономике
России.
I. Государственное регулирование экономики с точки зрения теории
В
обеспечении нормального
Государственное регулирование
экономики – это форма
В
начале ХХ в. экономическая роль государства
стала настолько значимой, что первая
половина прошлого столетия вошла в историю
как эпоха “государственно-
Современная экономика,
Неизбежность государственного регулирования рыночной экономики постоянно рождает соблазн директивного решения многих экономических проблем. Однако чаще всего результат такого “административного” решения оборачивается лишь видимостью преодоления кризисных экономических ситуаций, хотя в некоторых сферах приоритет государственного воздействия необходим и эффективен.
Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики базируется на следующих принципах:
Государство в рыночной экономике так же вынуждено выступать в качестве экономического агента, но оно имеет некоторые особенности: государству принадлежит регулирующая роль, оно отличается внерыночным происхождением дохода и обладает императивным статусом, то есть его требования являются обязательными для всех остальных экономических агентов. Государственное регулирование преследует три цели:
-
минимизацию неизбежных
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становиться наиболее уязвимым. [2, с. 205].
Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те “провалы”, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм. Но важно подчеркнуть, что никто не утверждает, будто все проблемы заканчиваются тогда, когда государство компенсирует провалы рынка. Ведь существует и фиаско государства (фиаско государственного регулирования), под которым понимается неэффективное распределение ресурсов в результате государственного регулирования. Фиаско государственного регулирования может быть вызвано следующими причинами:
В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идёт об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.
Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.
Лаг признания (распознавания, осознания) - его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время.
Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.
Внешний лаг – это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия – это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.
Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики и т.п.
Решение этих проблем видится в свободном развитии рыночных процессов, хотя и не отрицается положительная роль государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определённых пределах [8, с. 374]. Для того чтобы выбрать верную экономическую политику, государственные деятели должны отдавать себе отчёт в том, каких целей они хотят добиться и какими инструментами они для этого располагают. Впервые комплексный анализ экономической политики государства был проведён в 1952 году голландским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Яном Тинбергеном в работе “Теория экономической политики”. Согласно Тинбергену, во-первых, правительственные органы должны выбрать конечные цели экономической политики и сформулировать их. Во-вторых, правительство оценивает, какими политическими инструментами оно располагает [8, с. 376].
Информация о работе Роль государственного регулирования в современной экономике