Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:57, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим вопросы, остающиеся в центре внимания многих экономических теорий. К ним относится непосредственно сам вопрос необходимости вмешательства государства в экономику, основные формы взаимодействия государства и рынка (то, как государство себя проявляет по отношению к нему, главные регулирующие функции), а так же границы, в которых наиболее приемлемо вмешательство государства в рыночную экономику.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Важность вмешательства государства в рыночную экономику 5
2 Основные функции государства в рыночной экономике 8
2.1 Поддержание сбалансированного экономического роста 9
2.2 Обеспечение занятости населения и регулирование существующего рынка труда 10
2.3 Регулирование ценообразования 11
2.4 Создание правовой основы 11
2.5 Распределение ресурсов 12
2.6 Обеспечение социальной защиты 12
2.7 Защита окружающей среды 14
2.8 Региональная политика 14
2.9 Реализация национальных интересов 14
3 Основные направления и методы государственного регулирования рыночной экономики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).
Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные, от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от част-ного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потреб-ления.
Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение . Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимос-ти производимых товаров и услуг).
Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.
-пропорциональный
налог (сумма налога
-регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
-прогрессивный налог (в
Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплатильщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России про-исходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуа-ции резонно понизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.
Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в: законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.
Законодательная форма
регулирования регламентирует
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства.
Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Субвенционная
форма регулирования
Государственное
предпринимательство
осуществляется в тех областях, где
хозяйственность противоречит
природе частных фирм или же требуются
огромные вложения средств и риск. Основное
отличие от частного предпринимательства
состоит в том, что первоочередная
цель государственного предпринимательства
состоит не в получении дохода, а в
решении социально-экономических задач,
таких как обеспечение необходимых темпов
роста, сглаживание циклических колебаний,
поддержание занятости, стимулирование
научно-технического прогресса и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает
поддержку малорентабельных предприятий
и отраслей хозяйства, которые жизненно
важны для воспроизводства. Это, прежде
всего отрасли экономической инфраструктуры
(энергетика, транспорт, связь).
К проблемам, решаемым государственным
предпринимательством, относятся
также предоставление населению
льгот в различных областях социальной
инфраструктуры, помощь жизненно важным
науко- и капиталоемким отраслям экономики
в целях ускорения научно-технического
прогресса и укрепления на этой основе
позиций страны в мировом хозяйстве,
проведение региональной политики
– строительство в экономически отсталых
районах промышленных предприятий, создание
рабочих мест, охрана окружающей среды,
путем внедрения безотходных технологий,
строительства очистных сооружений, развитие
фундаментальных научных исследований,
производство товаров, являющехся по закону
государственной монополией.
В заключении данной работы можно сделать вывод о существовании тесной взаимосвязи между государством и экономической системой. Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Из последнего утверждения следует, что нормальное функционирование любой экономической структуры невозможно без государственного регулирования. На протяжении всей истории своего существования государство решало не только проблемы поддержания законности, порядка, обороноспособности, но и выполняло определенные экономические функции. Государство выступает как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения (например, в сфере налоговой политики), законодательной деятельности, а также выступает как экономический субъект, обладая определенной собственностью.
Между тем, вмешательство государства в экономические отношения так же не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По сути, можно сказать, что основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.