Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
Есть области знаний и жизненного опыта, о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферам относятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика - наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас, независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями. Все мы трудимся - создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаем доходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономика изучает “homo ecoonomics” - экономического человека, его действия и интересы. И также как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знать функционирование здорового организма, необходимо, прежде всего, разобраться в законах функционирования здоровой экономики.
Стр.
I Экономическая наука. 3
1. Микроэкономика. 3
2. Макроэкономика. 4
II Государственное регулирование экономики. 4
1. Краткая историческая справка. 4
2. Понятие государственной экономической политики. 6
3. Субъекты государственного регулирования экономики. 7
Четыре линии связи хозяйственных интересов с
государственной экономической политикой.
1). Носители хозяйственных интересов.
2). Выразители хозяйственных интересов.
3). Исполнители хозяйственных интересов.
4). Обратная линия связи.
5). Анкетирование.
4. Объекты государственного регулирования экономики. 10
1). Государственная антициклическая политика.
2). Государственное регулирование экономики в области
отраслевой и территориальной структуры.
3). Накопление капитала.
4). Регулирование занятости.
5). Денежное обращение.
6). Состояние платежного баланса.
7). Цены.
5. Генеральная цель государственного регулирования
экономики и дерево целей. 13
6. Средства государственного регулирования экономики. 13
1). Административные средства.
2). Экономические средства.
3). Государственный бюджет.
4). Налоги.
5). Ускоренное амортизационное списание.
6). Государственный сектор.
7). Средства внешнеэкономического регулирования.
7. Государственное экономическое программирование. 20
1). Объекты программ.
2). Обычные и чрезвычайные программы.
3). Целевые программы.
4). Субъекты экономического программирования.
5). Границы экономического программирования.
8. Механизм государственного регулирования экономики
на примере цен. 21
1). Ценовое право.
2). Наблюдение государства за ценами.
3). Косвенное влияние государства на цены.
4). Прямое государственное вмешательство в процесс
ценообразования.
5). Влияние госсектора.
6). Вклад негосударственного сектора в процесс
регулирования цен.
9. Инфляция. 25
1). Причины возникновения инфляции.
а). Внутренние.
б). Внешние.
2). Типы инфляции.
а). Ползучая инфляция.
б). Галопирующая инфляция.
в). Гиперинфляция.
3). Последствия инфляции.
а). Позитивные функции.
б). Негативные последствия.
4). Управление инфляцией.
10. Безработица. 30
1). Рынок труда.
2). Классификация безработных.
3). Формула вычисления среднемесячного
уровня безработицы.
4). Концепции, трактующие феномен безработицы.
5). Направления государственного регулирования
рынка труда.
6). Биржа труда.
11. Этапы государственного регулирования экономики. 33
III Список использованной литературы. 35
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны , требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой - поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1) Политика, направленная
на сокращение бюджетного
2) Политика регулирования
цен и доходов, имеющая целью
увязать рост заработков с
ростом цен. Одним из средств
служит индексация доходов, опр
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий “нефтяного шока”, ударившего по экономике США во второй половине 70-х годов, были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, предусмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 году они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 году.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания
инфляции, “дозировка” и последовательнос
Неизменным последствием в частности инфляционного процесса является безработица. В силу важности этой проблемы государство принимает особые меры для регулирования рынка труда.
Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая
сфера экономической и социально-политической
жизни общества. На рынке труда получает
оценку стоимость рабочей силы, определяются
условия ее наема, в том числе величина
заработной платы, условий труда, возможность
получения образования, профессионального
роста, гарантия занятости и т.д. Рынок
труда отражает основные тенденции в динамике
занятости, ее основных структурах (отраслевой,
профессионально-
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда..
Наиболее тяжелыми для стран Запада были 30-е годы нашего столетия. В США уровень безработицы достиг 25%. Весьма любопытен график, свидетельствующий о динамике уровня безработицы в США за 100 лет (1890-1990).
Если доля безработных составляет 1-3% в общей армии труда, то незанятость принято считать незначительной. Особенно опасной в социальном смысле является продолжительная хроническая незанятость (отсутствие работы в течение 40 недель и более).
Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы:
1) потерявшие работу в результате увольнения;
2) добровольно оставившие работу;
3) пришедшие на рынок труда после перерыва;
4) впервые пришедшие на рынок труда.
Соотношение этих категорий зависит прежде всего от фазы экономического цикла.
Среднемесячный уровень
UE*100%
Lue = ------------------
LFc,
где Lue - уровень (норма) безработицы, %; UE - среднемесячная численность безработных; LFc - численность гражданской рабочей силы.
Существуют несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксисткой теории ее обычно связывают с процессом накопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменном капитале) увеличивается медленнее, чем в машинах, оборудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому, как, скажем, степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, по демографическим и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.
В США в 60-х годах естественным уровнем безработицы считался показатель в 4,3%, в 70-х - уже 6,6%, в 80-х - около 7%. Превышение же безработицы над естественным уровнем определяется в основном циклическим фактором, т.е. состоянием конъюнктуры в стране.
На динамику безработицы влияют, кроме того, демографические факторы, изменения в структуре экономики, состояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, экономическая и социальная политика государства.
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы, и, в-третьих, программы содействия найму рабочей силы. Кроме того, правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяет средства на пособия безработным.
В рамках этой программы в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг - образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и в ремонтно-восстановительных работах). С помощью этих программ уровень безработицы в конце 70-х годов был искусственно занижен на 0,8 процентного пункта..
Все более важное значение
приобретает государственное
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. На ряду с ними существует комплекс мер косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на конъюнктуру в стране.
Особое место в системе
регулирования рынка труда
Основными направлениями деятельности бирж труда являются:
1) регистрация безработных;
2) регистрация вакантных мест;
3) трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
4) изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
5) тестирование лиц, желающих предложить работу;
6) профессиональная ориентация
и профессиональная
7) выплата пособий.
Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств - стимулирования экономического роста, сокращение рабочей недели, создание эффективной системы переподготовки кадров.
Таким образом, современное государственное регулирование рынка труда представляет собой комплекс экономических, административных, организационных и иных мер.
Существующая ныне система государственного регулирования экономики сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов:
1) Создание общих благоприятных
условий для воспроизводства
частного капитала; сосредоточение
усилий государства на
2) Несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены.
3) Эксперименты с использованием
денежно-кредитных и бюджетных
средств регулирования
4) Переход в ряде
стран к отраслевому и
5) Осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров. Все более адресное, дозированное и комплексное использование инструментов регулирования.
6) Меры по согласованию
общегосударственных
На масштабы, инструменты
и эффективность
Механизм государственного
регулирования экономики
Литература.
1) Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
2) Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.
3) Социальная рыночная экономика. Германский путь. Хайнц Ламперт. Издательство “Дело”. Москва 1994.
4) Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 1992.
5) English-Russian Business Dictionary. Ants Pihlak. TEA Language Center Ltd., 1994.