Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемому вопросу.
2. Рассмотреть основные экономические функции государства.
3. Выявить роль государства в современной рыночной экономике.
Введение……………………………………………………………………….стр3
Глава 1. Функции государства в рыночной экономике……………………..стр5
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики, антимонопольное регулирование…………………………..стр7
Идеи Адама Смита……………………………………………………….стр19
Теории о роли государства в экономике……………………………….стр21
Глава 2. Экономическая роль государства в современной России…….…стр23
2.1 Социально-экономический кризис в России: основные черты………стр24
2.2 Роль государства в кризисной экономике……………………………...стр25
2.3 Задачи нового этапа реформ в России……………………………….…стр28
2.4 Оценка экономической ситуации в России…………………………….стр30
Заключение…………………………………………………………………...стр35
Список используемой литературы………………………………………….стр37
Со становлением рыночной экономики возникли и качественно новые функции государства, которые ранее не были однозначно структурированы, что связано с постепенным становлением постиндустриального общества. Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. В переходной экономике роль государства была не велика. На данный момент все изменилось.
Усиление
роли государства – новый ориентир
в проведении курса реформ в России.
2.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОСИИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Главная
причина социально-
Социально-экономический кризис характеризуется следующими чертами:
— резкое падение уровня жизни.
Каждый пятый житель страны получает доходы, которые не позволяют приобрести товары и услуги, включенные в состав потребительской корзины. Гарантированная государством ставка оплаты труда не достигает 20% прожиточного минимума. Заработная плата составляет около 40% доходов населения и не дает возможности основной массе граждан достойно жить за счет заработка по основному месту работы.
— деградация социальной сферы.
Так, в России в процентах от ВВП расходы на науку, образование и здравоохранение в 3-5 раз меньше, чем в развитых странах Запада. Упадок социальной сферы сопровождается ее вынужденной коммерциализацией, уходом наиболее квалифицированных работников из промышленности в сферу услуг, слабым притоком молодых и перспективных кадров.
— высокая безработица.
Налицо угроза дальнейшего роста безработицы в связи с реструктуризацией промышленности. Для многих регионов Центральной и Северной России, Южной Сибири и Дальнего Востока уровень безработицы приближается к социально опасным пределам. Государственные органы не готовы к регулированию рынка труда и проведению эффективной политики занятости.
— опасное нарастание социальной напряженности.
— растущая дифференциация доходов и концентрация огромного богатства в руках очень узкой группы граждан.
В
условиях высокой дифференциации доходов
не может сложиться средний класс,
который является источником экономического
процветания и социально-
— острый демографический кризис.
По показателю продолжительности жизни Россия находится в пятом-шестом десятке стран мира. Очень высок уровень заболеваемости и инвалидности, распространяются болезни, обусловленные социальным неблагополучием, возникают эпидемии опасных инфекционных болезней.
— утрата населением доверия к власти.
Это
оборачивается развитием «
Для
преодоления кризиса в России
необходимо глобально изменить курс
проведения реформ, а это означает:
усилить роль государственного регулирования
экономики.
2.2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКЕ
В кризисной ситуации стране необходимо эффективное государство. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, поскольку понятие эффективного государства никоим образом не тождественно возврату к централизованной хозяйственной деятельности. Оно должно проявить умение в использовании той собственности, которой располагает, для увеличения инвестирования в реструктуризацию и развитие экономики.
Российское правительство особое внимание уделяет концептуальной и законодательной проработке государственного строительства в трех основных направлениях:
— формирование эффективной системы государственного управления, обеспечение экономической, организационно-правовой активности государства в целях стимулирования экономического подъема;
— развитие правовых и налогово-бюджетных основ федерального устройства государства;
— легитимизация диалога между всеми ветвями власти в интересах общественного согласия и стабильности.
Государство должно активизироваться как в создании технических, так и организационных условий формирования рынка капитала. Необходимо помочь развитию институтов и технологий, трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции.
Одновременно государство должно наладить систему управления своими активами. В противном случае права собственника принимают на себя директор и промышленный управленческий аппарат, что порождает уродливые формы управления. Бесхозность государственной собственности — один из тормозов на пути к экономическому росту, причина невыплаты налогов и источник скрываемых доходов
Все
должно работать на вектор поступательного
движения вперед. Необходимо наладить
партнерство между
Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение конкуренции8 — важные функции государства, которые, однако, оно выполняет с большим отставанием. Например, антимонопольное регулирование является одним из наименее разработанных направлений на макроэкономическом уровне. На этом фоне все остальные вопросы, решаемые государством, приобретают подчиненный, кратковременный и инструментальный характер.
В
последние годы государство предпринимало
неоднократные попытки для
Государственная
политика в финансовом секторе идет
в разрез с интересами промышленности.
Чтобы переломить эту тенденцию,
ведущую к деградации промышленных
мощностей, следует дополнительно использовать
два пути: 1) активизацию долгосрочных
инвестиций в основной капитал для создания
новых производств и 2) увеличение вложений
в оборотные фонды для более полного использования
производственного и трудового потенциала.
2.3 ЗАДАЧИ НОВОГО ЭТАПА РЕФОРМ В РОССИИ
К числу основных задач нового этапа нынешнее правительство относит следующие:
1. Радикальное избавление от последствий приватизации, восстановление роли и значения государственной собственности.
2. Сужение поля коррупции и прямого воровства путем устранения некоторых наиболее очевидных причин, порождающих эти явления.
3.
Проведение социальной реформы
в области государственного
Для решения данных задач необходимо:
А. Радикально изменить курс социально-экономической политики.
Направить усилия государства на всемерную поддержку производства, активное вовлечение в хозяйственный оборот финансовых ресурсов страны, снижение долгового бремени экономики. В этих целях необходимо:
Б.
Принять законодательные и
2.4 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ
«Мы живём в уникальное время. И мы должны использовать его, чтобы построить современную, процветающую и сильную Россию».
Либерализм в мире, хотим мы того или не хотим, сменился умеренным протекционизмом. Высокий рейтинг более не гарантирует инвесторам надёжность вложений. Впервые за долгие годы вслух и громко заговорили о необходимости структурных реформ не столько в развивающихся экономиках, но в первую очередь в развитых странах. Ещё недавно странно было слышать, что угроза кризиса суверенного долга и бюджетные дефициты будут перехлёстывать через край именно в передовых экономиках. Но сегодня это реальность. Мы к этому привыкли.
В этой реальности меняются экономические модели, финансовая архитектура, технологии, социальные институты. Гибкость и адаптивность – это те слова, которые стали гораздо популярнее понятий стабильности и предсказуемости. Это не всех радует, это очевидно. Вокруг этого идут очень мощные дискуссии, в том числе в Евросоюзе. Но изменения будут продолжаться. Единственное, что в этом потоке изменений можно утверждать абсолютно точно: мы уже не вернёмся назад, к прежнему порядку и к прежним моделям развития.