Роль государства в преодолении кризисных явлений в экономике Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение роли государства в современной рыночной экономике.
Задачи работы:
-описать эволюцию научных представлений о месте государства в экономике;
-рассмотреть функции государства в современной рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
1. Развитие представлений о роли государства в рыночной экономике 4
1.1 Трактовка экономических функций государства в традиционной политэкономии 4
1.2 “Экономикс”: разная оценка роли государства 9
1.3 Переосмысление роли государства в новой политической экономии 11
1.4 “Теория порядка” и конституционная экономика 17
2. Место государства в рыночной экономике 19
2.1 Функции государства в рыночной экономике 19
2.2 Методы государственного регулирования экономики 21
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсвая.docx

— 80.17 Кб (Скачать)

     1. Проводимая политика должна быть  понятной гражданам

     2. Политики должны убедить людей  в её правильности

     3. Политика должна быть последовательной

     4. Она должна быть открытой и  честной

     5. Должна быть правильно выстроена  тактически, то есть ориентироваться  не только на долгосрочный, конечный  результат, но и демонстрировать свою убедительность и эффективность в разумные, с точки зрения ожидания населения, временные сроки.

     1.4 “Теория порядка”  и конституционная  экономика

 

     Несмотря  на кажущиеся различия, между немецкой “теорией порядка” и американской конституционной экономикой много  общего.

     В США концепция конституционной  экономики возникла в 1960-е годы в  процветающем “обществе массового  потребления” и воспринималась некоторыми оппонентами как консервативная утопия университетских профессоров, не согласных с практикой кейнсианского регулирования. Представители академических кругов сформулировали набор фундаментальных правил, регулирующих рыночное хозяйство (рыночные “правила игры”), и потребовали их конституционного закрепления. Реализация этих правил помогла бы обществу, как считали защитники конституционной экономики, избавиться от засилья бюрократов и многочисленных “искателей политической ренты” в разросшемся государственном аппарате. Даже в рамках теории общественного выбора концепция конституционной экономики занимает достаточно скромное место и как бы не замечается представителями экономико-математического направления.

     Парадоксальное, на первый взгляд, сравнение этих двух теорий имеет глубокий смысл. Обе  они направлены на совершенствование  рыночного хозяйства путем не прямого вмешательства государства  в экономику, а косвенного влияния  на институциональную структуру  общества. Либеральная природа обеих  теорий очевидна, однако это не традиционный либерализм, а либерализм нового типа. В отличие от неоклассиков в центре внимания неолибералов стоят не оптимизационные микромодели с набором предельных величин, а равновесные макромодели. Сами условия равновесия трактуются не с количественной, а с качественной, институциональной точки зрения. Новые теории продолжают традиции классического либерализма, отстаивая принципы индивидуальной свободы и частной собственности, но в отличие от классического либерализма XVIII-XIX веков новые либералы ратуют за активное участие государства в экономической жизни, хотя понимают его активность совсем по-иному, чем кейнсианцы. Главное для них - не стимулирование “эффективного спроса” посредством экспансионистской политики государства, а создание институционального механизма стимулирования конкуренции и увеличения прибыли. Это достигается прежде всего путем установления жестких правовых рамок, ограничивающих монополизацию хозяйства, “нечестную конкуренцию” в целом.

     “Теория порядка” и “конституционная экономика” в этом смысле предстают как учения, ориентированные на человека, его  свободу, социальную защиту, как учения, открывающие путь к свободному, экономически эффективному, устойчиво саморазвивающемуся обществу.

     В настоящее время независимо от принадлежности к той или иной школе экономисты рассматривают государство как  субъект экономической системы, обладающий определенной собственностью и хозяйственными функциями.

 

2. Место государства  в рыночной экономике

 

     Государство в современном мире является мощным субъектом перераспределения валового внутреннего продукта. Отличие государства  как экономического субъекта от прочих экономических субъектов состоит  именно в регулирующей функции и  возможностях воздействия на экономическую  систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. Государство - политическая реальность. При помощи сугубо экономических  рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.

     2.1 Функции государства  в рыночной экономике

 

     Выделяют  три основные функции государства  в экономике: функции регулирующая, эффективности, справедливости.

     Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство  именно экономический субъект. Напомним, что всякий экономический субъект  действует, сопоставляя результат  и затраты собственной деятельности (см. выше). Государство не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение результата деятельности государства.

     Определить  его столь же точно, как и затраты, не представляется возможным, так как  неочевидным является сам результат  деятельности государства. Даже в нашем простом примере, приведенном выше, мы не можем с определенной точностью отметить: производители изменили свои производственные программы, только руководствуясь импульсами, исходящими от государства (снижение ставки налога на прибыль), или в результате других причин и мотивов (скажем, конкретная фирма, выпускающая новую продукцию, и так планировала расширение собственного производства). Напомним, что производителей миллионы и все они независимы, суверенны, самостоятельны в принятии собственных решений.

     Все сказанное означает, что в привычных  экономических координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат  функционирования государства не представляется возможным. Однако стоит отметить, что  все-таки можно это сделать косвенным  путем, а именно определив существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.

     Таким образом, при реализации функции  эффективности общество должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.

     Говоря  о выполнении государством функции  эффективности, стоит отметить, что  оно (государственные чиновники), конечно  же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над  интересами общества. Тогда государство  превращается в своеобразную “кормушку” для приближенных к нему экономических  субъектов и реализация функции  эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе.

     Выполнение  государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения  доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей  просто не в состоянии быть столь  же эффективными в хозяйственной  деятельности как все остальные  члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому  общество должно о них позаботиться.

     Для этого за счет государственных средств  осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это  требует значительных средств, которые  должны быть мобилизованы государством, а затем адресно перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Таким образом государство и реализует функцию справедливости.

     Выполнение  государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые  используются данным специфическим  экономическим субъектом при  воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия  государства на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или  со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие  при помощи законодательных актов  и нормативов, которые принимаются  государством (исполнительной, законодательной  и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование  бюджета и денежной массы для  изменения поведения экономических  субъектов.

     2.2 Методы государственного  регулирования экономики

 

     Государство осуществляет регулирование социально-экономических  отношений, используя систему методов  и инструментов, которые могут  меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

     Общепринято деление методов государственного регулирования на:

  • правовые,
  • административные,
  • экономические.

     Правовое  регулирование экономики состоит  в установлении государством правил игры определяющих формы и права  собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области  трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

     Административное  регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы  административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды.

     Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно.

     Существуют  важные ограничения для регулирования  государством экономики. Недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство  не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.

Содержание 

Введение 3

1. Развитие представлений о роли государства в рыночной экономике 4

1.1 Трактовка экономических функций государства в традиционной политэкономии 4

1.2 “Экономикс”: разная оценка роли государства 9

1.3 Переосмысление роли государства в новой политической экономии 11

1.4 “Теория порядка” и конституционная экономика 17

2. Место государства в рыночной экономике 19

2.1 Функции государства в рыночной экономике 19

2.2 Методы государственного регулирования экономики 21

Заключение 23

Список литературы 24

 

Введение

 

     Во  всех общественных системах государство  играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший  набор хозяйственных и социальных функций. В административно - командной  экономике государство берет  на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. В рыночной экономике  перед правительством не стоит задача непосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. С этим успешно справляется рыночный механизм.

     Однако  существует много других причин, которые  вызывают объективную необходимость  государственного вмешательства в  рыночную экономику, среди этих причин можно выделить существующие монополии; наличие многочисленных товаров, которые  либо не предлагаются рынком, либо предлагаются в незначительном количестве; наличие  внешних эффектов; излишне коммерческое распределение доходов.

     Представление о роли государства, степени его  воздействия на экономику страны, различались в разные периоды  экономического развития общества. В  связи с этим целесообразно рассмотреть  эволюцию взглядов на роль государства  в экономике, а также остановиться на изучениии тех функций, которые государство выполняет в современной рыночной экономике.

     Целью работы является рассмотрение роли государства  в современной рыночной экономике.

Информация о работе Роль государства в преодолении кризисных явлений в экономике Российской Федерации