Роль финансового регулирования экономики государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовле¬творить.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……3
Глава 1. Государственное регулирование, как инструмент финансовой политики…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность государственного регулирования экономики……….....5
1.2. Объекты государственного регулирования экономики……….......7
1.3. Границы вмешательства государственного регулирования в экономику…………………………………………………………….….10
Глава 2. Финансовая политика, как ведущий элемент национальной экономики……………………………………………………………….14
2.1. Государственное регулирование рынка Денежного капитала…..14
2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….21
2.3. Государственное регулирование валютного рынка России……..28
Заключение……………………………………………………………...30
Литература………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 64.72 Кб (Скачать)

 

Итак, на 01.01.2012 года только 643 банка (22+143+114+101+263) имеют уставный капитал, который соответствует требованиям  ЦБ или близок к этому, что составляет 65,75 % от общего количества банков.  
На сегодня многие банки претерпевают следующие трансформации: 

  • Банки объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов;
  • Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение;
  • Банки закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала, т.е. осуществляется самоликвидация или ликвидация по решению суда.

Процессы слияния, поглощения или закрытия банков идут постоянно, но после поднятия Банком России планки по минимальной величине уставного  капитала - количество таких процессов  резко увеличится. 
Так, например, только за январь-февраль 2011 года прекратили деятельность 4 «нерадивых» банка, у которых отозваны лицензии в связи с их принудительной ликвидацией: 

  • Банк "Монетный дом" ОАО - г. Челябинска (регистрационный номер Банка России 419) - признан банкротом;
  • КБ "СОЦЭКОНОМБАНК" ООО - г. Москва (регистрационный номер Банка России 2917) - признан банкротом;
  • АКБ "Традо-Банк" (ЗАО) - г. Москва (регистрационный номер Банка России 1065) - признан банкротом;
  • КБ ООО "ПриватХолдингБанк" - г. Москва (регистрационный номер Банка России 3372) - признан банкротом.

Реорганизация кредитных  организаций идет тоже полным ходом. В феврале 2010 года была начата процедура  реорганизации ОАО "УРАЛСИБ" в  форме присоединения к нему ОАО  АКБ "Стройвестбанк" и ОАО АКБ "УРАЛСИБ-ЮГ БАНК". Процедура присоединения  успешно завершена 11 мая 2010 года с  прекращением деятельности сразу двух банков. А 30 марта 2011 года Банк России сообщил  о начале процедуры реорганизации  кредитных организаций в форме  присоединения к ОАО "АЛЬФА-БАНК" - Банка "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" ОАО, после  завершения которой прекратится  деятельность еще одного банка. 
И по прогнозам ряда аналитиков, начавшееся в период финансового кризиса сокращение количества действующих банков России продолжится. Многие ожидают значительное сокращение количества действующих банков – около 500. 

Сколько банков останется, твердо назвать никто не может и будет  ли это плохо или хорошо для  России сказать тоже сложно. А мировой  опыт показывает, что если банк нашел  и устойчиво занял определенную нишу по банковским услугам, то не важно  – крупный это или мелкий банк, главное, чтобы он умел работать без  нарушения законодательства и нормативов. Пример небольшой Швейцарии, где  мирно сосуществуют крупные и  мелкие банки, а банков так «неприлично» много, что яблоку негде упасть –  показателен. Там работа есть всем, и каждый банк нужен. Было бы более  разумным не закрывать небольшие  банки, и особенно в регионах, а  просто ограничивать их максимальными  суммами выдаваемых в одни руки кредитов, т.е. устанавливать более гибкие нормативы деятельности.10

Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный  банк Российской Федерации.

Банк России является органом  банковского регулирования и  надзора за деятельностью кредитных  организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского  регулирования и надзора - поддержание  стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России устанавливает  обязательные для кредитных организаций  правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления  и представления бухгалтерской  и статистической отчетности.

Для осуществления своих  функций Банк России имеет право  запрашивать и получать у кредитных  организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений  по полученной информации.

Банк России регистрирует кредитные организации в Книге  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы:

  • минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций;
  • предельный размер неденежной части уставного капитала;
  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;
  • максимальный размер крупных кредитных рисков;
  • максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
  • нормативы ликвидности кредитной организации;
  • нормативы достаточности капитала;
  • максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
  • размеры валютного, процентного и иных рисков;
  • минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
  • нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц;
  • максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам).11

Банк России определяет порядок  формирования и размер резервов кредитных  организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования  вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

Для осуществления своих  функций в области банковского  надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных  организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания  об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные  настоящим Федеральным законом  санкции по отношению к нарушителям.

 Банк России осуществляет  анализ деятельности кредитных  организаций с целью выявления  ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов, стабильности банковской системы в целом.

В целях защиты интересов  кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную  организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя  Банка России.

Основными рычагами воздействия  Банка России на рынок денежного  капитала является регулирование величины учетной ставки и размера обязательных резервов коммерческих банков, а также  объема операций на рынке государственных  ценных бумаг.

Если государство в  лице Центрального Банка хочет уменьшить  предложение денежного капитала, оно продает государственные облигации, повышает норму обязательных резервов коммерческих банков или повышает учетную ставку Центрального Банка. Эти меры, кроме того, способствуют снижению деловой активности.12

2.2. Государственное регулирование  рынка ценных бумаг

До недавнего времени  государственный контроль за рынком ценных бумаг практически отсутствовал, что порождало огромное количество различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие рынка, придавало ему чисто спекулятивный  характер.

Основным государственным  органом, осуществляющим регулирование  деятельности рынка ценных бумаг  является Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг (ФКЦБ).

В соответствии с Положением о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1.07.99г. на нее возложены следующие основные регулирующие и контролирующие функции:

  • осуществление разработки основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
  • утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
  • разработка и утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;
  • установка единых обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
  • установка единых требований к порядку ведений реестра именных ценных бумаг;
  • установка порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения законодательства РФ о ценных бумагах;
  • выдача, приостановка или отзыв генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников фондового рынка;
  • определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и страховых компаний на рынке ценных бумаг
  • осуществление контроля за соблюдением участниками фондового рынка российского законодательства о цененных бумагах;
  • обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • регулирование деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.13

Законодательство РФ позволяет  создавать профессиональным участникам рынка ценных бумаг саморегулируемые организации.  Саморегулируемая организация  в соответствии с лицензией, выданной Федеральной комиссией, осуществляет следующие функции:

  • устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов;
  • выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • осуществляет контрольные полномочия;
  • налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • направляет в Федеральную комиссию предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  • в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и выдает им квалификационные аттестаты.14

Саморегулируемые организации  призваны помочь государству в решении  задач развития и совершенствования  системы функционального регулирования  рынка ценных бумаг; установлении правил и стандартов проведения операций с  ценными бумагами, обеспечивающих эффективную  деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора  за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Самой крупной и авторитетной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка в  России является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более 1000 членов.

Другой известной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов  и депозитариев (ПАРТАД).

Не смотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был нанесен кризисом, поразившим нашу экономику.

2.3. Государственное регулирование  валютного рынка России

Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование  международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. В большинстве стран с рыночной экономикой оно используется с целью уравновешивания платежных балансов, изменения структуры импорта либо его ограничения, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства для использования их в интересах развития национальной экономики. Валютное законодательство стран с развитой рыночной системой определяет следующий круг валютных операций, подлежащих валютному регулированию: операции, связанные с международным движением капиталов, внешней торговлей, международными долговыми отношениями, операции с золотом и другими валютными ценностями, а также операции, связанные с развитием таких сфер международных отношений, как туризм, выплата репараций.

В России законодательство характеризует  валютное регулирование в качестве совокупности правовых норм, которые  определяют как порядок совершения сделок с валютными ценностями внутри страны, так и порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы  и за границу национальной и иностранной  валюты и других валютных ценностей. Предусматриваются следующие содержательные и организационные компоненты: защита валюты РФ, права собственности на валютные ценности, внутренний валютный рынок РФ, счета резидентов в иностранной  валюте, валютные операции резидентов в РФ, счета нерезидентов в иностранной  валюте и в валюте РФ, валютные операции нерезидентов в РФ, Центральный банк РФ как орган валютного регулирования.15

 

 

 

 

 

Таблица 3

Нормы вывоза валюты из Российской Федерации16

Наличная валюта

Вывоз из России

Сумма, не подлежащая декларированию

Сумма, декларируемая письменно

Доллары США и прочая валюта

До 10000 долларов США (включая  эквиваленты в евро, рублях, дорожных чеках)

> 10000 долларов США (включая  эквиваленты в евро, рублях, дорожных  чеках)


 

 

Таблица 4

Информация о работе Роль финансового регулирования экономики государством