Роль финансового регулирования экономики государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовле¬творить.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……3
Глава 1. Государственное регулирование, как инструмент финансовой политики…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность государственного регулирования экономики……….....5
1.2. Объекты государственного регулирования экономики……….......7
1.3. Границы вмешательства государственного регулирования в экономику…………………………………………………………….….10
Глава 2. Финансовая политика, как ведущий элемент национальной экономики……………………………………………………………….14
2.1. Государственное регулирование рынка Денежного капитала…..14
2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….21
2.3. Государственное регулирование валютного рынка России……..28
Заключение……………………………………………………………...30
Литература………………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 64.72 Кб (Скачать)

Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах  рыночного производства и потребления  могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти внешние  эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное  распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства  в экономику.

Перечисленные выше функции, которые выполняет государство  по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, образуют максимальные границы  его вмешательства в экономику  свободного рынка. Вместе с тем эти  функции составляют минимально необходимые  границы регулирования реального  рынка. Следовательно, нерегулируемого  рынка вообще не может быть, поскольку  в определенном воздействии со стороны  государства нуждается даже самый  совершенный свободный рынок.4

Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Коротко рассмотрим эти сферы:

Перераспределение доходов

Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции  на рынках факторов производства, причем размеры этих доходов зависят  от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие  ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в  конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, это лица, которые  не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение  доходов также неприменимо к  тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких  работников становится задачей государства.

Государство берет на себя обеспечение  правовой базы и некоторых важнейших  услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного  статуса частным предприятиям, определение  прав частной собственности и  гарантирование соблюдения всех установленных  законом правовых норм. Правительство  устанавливает также законные шаблоны  поведения, регулирующие отношения  между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил  для поддержания общественного  порядка, введение стандартов измерения  качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров  и услуг.

Конкуренция

Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции  индивидуальные производители и  поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться  к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль и упрочение их позиций; те, кто нарушает законы рынка, обречены на убытки и, в конечном счете, финансовый крах и банкротство.

Однако, механизм рынка не реализует  до конца право на труд для всех тех, кто может и хочет работать. При этом, обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для действительно  эффективной работы рынка требуется  оптимальный резерв рабочей силы. Однако, в рыночной системе неизбежна  безработица, что ставит перед государством ряд сложных проблем. Обязанностью государства автоматически становится регулирование рынка рабочей  силы с целью поддержания определенного  уровня занятости, а также материального  обеспечения людей, утративших рабочие  места.

Инфляция и  цикличность

Инфляция является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая  решается путем проведения антиинфляционной политики.

Суть государственной антициклической  политики, состоит в том, чтобы  во время кризисов и депрессий  стимулировать спрос на товары и  услуги, капиталовложения и занятость. При длительном и бурном подъеме  в экономике страны могут возникнуть опасные явления – исчезновение товарных запасов, рост импорта и  ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением, а, следовательно, несправедливый рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

Развитие фундаментальных  научных исследований

Безусловно, заниматься научными исследованиями с длительными сроками окупаемости, большой степенью риска и неопределенностью  в отношении прибыли не под  силу рыночному механизму. Поэтому  государство вынуждено стимулировать научно-технический прогресс. Такие исследования жизненно необходимы для поддержания отраслей, переживающих технологический кризис.

Реализация  национальных интересов

Регулирование внешнеэкономических  связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Финансовая политика, как ведущий элемент национальной экономики

2.1. Государственное регулирование  рынка Денежного капитала

Кредит - это движение денежного капитала, осуществляемое на началах обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Он выполняет функции перераспределения средств между хозяйственными субъектами; содействует экономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капитала и стимулирует научно-технический прогресс.

Рынок денежного капитала как один из финансовых рынков можно  определить как особую сферу финансовых отношений, связанных с процессом  обеспечения круговорота денежного  капитала.

Основные участники этого  рынка:

  • первичные инвесторы, т. е. владельцы свободных финансовых ресурсов, на различных началах мобилизуемых банками и превращаемых в денежный капитал;
  • специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организаций, осуществляющих непосредственное привлечение (аккумуляцию) денежных средств, превращение их в денежный капитал и последующую временную передачу его заемщикам на возвратной основе за плату в форме процента;
  • заемщики в лице юридических, физических лиц и государства, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах и готовые заплатить специализированному посреднику за право их временного использования.

Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов, рынок денежного капитала может  быть дифференцирован на четыре базовых  сегмента:

  • денежный рынок - совокупность краткосрочных кредитных операций, обслуживающих движение оборотных средств;
  • рынок капиталов - совокупность средне- и долгосрочных операций, обслуживающих движение прежде всего основных средств;
  • фондовый рынок - совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок ценных бумаг;
  • ипотечный рынок - совокупность кредитных операций, обслуживающих рынок недвижимости.

Каждый из перечисленных  сегментов рынка имеет специфические  особенности в части его организации  и функционирования, что на практике привело к созданию коммерческих банков, специализированных финансово-кредитных  институтов (инвестиционных, ипотечных  и т. п.).6

Основными субъектами рынка  кредитов являются банки.

Таблица 1

Общее количество банков России, в том числе в разрезе Федеральных  округов, за последние 5 лет7

№ п/п

Количество действующих  банков России

На 01.01.

2008г.

На 

01.01.

2009г.

На 

01.01.

2010г.

На 

01.01.

2011г.

На 

01.01.

2012г.

1

Центральный Федеральный  Округ

632

621

598

585

572

2

Северо-Западный Федеральный  Округ

555

543

522

514

502

3

Южный Федеральный Округ

118

115

113

47

45

4

Северо-Кавказский Федеральный  Округ

-

-

-

57

56

5

Приволжский Федеральный  Округ

134

131

125

118

111

6

Уральский Федеральный Округ

63

58

54

51

45

7

Сибирский Федеральный Округ

68

68

62

56

54

8

Дальневосточный Федеральный  Округ

40

36

31

27

26

9

Всего по РФ

1136

1108

1058

1012

978


 

Количество банков на 01.01.2012 года составило 978, то есть за прошедший год сократилось еще на 34 банка (1012 - 978). А количество банков за последние 5 лет (с 2007 по 2012 годы) сократилось уже на 158 банков (1136 - 978), что составляет 13,9 %, и что самое тревожное, что быстрыми темпами происходит сокращение по всем Федеральным округам. Если так пойдет и дальше, то региональные банки в ближайшее время просто могут исчезнуть.

Из таблицы видно, что  основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и  очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромного  Дальневосточного Федерального округа, которое к тому же существенно  снизилось за анализируемый период.

А какое количество банков в России может остаться? В этом можно определяться исходя из размера уставного капитала конкретного банка. Исходя из статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (с дополнениями) следует, что: 

  • Минимальный размер уставного капитала банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 180 миллионов рублей. 
  • Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой не банковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 90 миллионов рублей. 
  • Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой не банковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 18 миллионов рублей.8

Теперь давайте посмотрим, как Центральным Банком РФ группируются банки второго уровня исходя из величины зарегистрированного уставного  капитала банка:

Таблица 2

Группировка банков второго  уровня по величине зарегистрированного  уставного капитала банка9

 

Размер уставного капитала (млн. руб.)

Кол-во банков на

01.01.

2008г.

Удельный вес (%)

Кол-во банков на

01.01.

2009г

Удельный вес (%)

Кол-во банков на

01.01.

2010г. 

Удельный вес (%)

Кол-во банков на

01.01.

2011г.

Удельный вес (%)

Кол-во банков на

01.01.

2012г.

Удельный вес(%)

От 10 млрд.руб. и выше

-

-

-

-

21

2,0

22

2,2

22

2,2

От 1 до 10 млрд. руб.

-

-

-

-

128

12,1

133

13,1

143

14,6

От 500 млн. до 1 млрд. руб.

-

-

-

-

109

10,3

103

10,2

114

11,7

От 300 до 500 млн. руб.

342

26,6

339

30,62

350

33,1

98

9,7

101

10,3

От 150 до 300 млн. руб.

248

21.8

254

22,9

252

23,8

250

24,7

263

26,9

От 60 до 150 млн. руб.

207

18,2

194

17,5

204

19,3

222

21,9

199

20,3

От 30 до 60 млн. руб.

161

14,2

140

12,6

117

11,1

98

9,7

62

6,3

От 10 до 30 млн. руб.

120

10,6

99

8,9

71

6,7

46

4,5

41

4,2

От 3 до 10 млн. руб.

61

5,4

51

4,6

38

3,6

23

2,3

18

1,8

До 3 млн. руб.

37

3,3

31

2,8

26

2,5

17

1,7

15

1,5

Всего

1136

100

1108

100

1058

100

1012

100

978

100

Информация о работе Роль финансового регулирования экономики государством