Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовле¬творить.
Введение……………………………………………………………..……3
Глава 1. Государственное регулирование, как инструмент финансовой политики…………………………………………………………………..5
1.1. Сущность государственного регулирования экономики……….....5
1.2. Объекты государственного регулирования экономики……….......7
1.3. Границы вмешательства государственного регулирования в экономику…………………………………………………………….….10
Глава 2. Финансовая политика, как ведущий элемент национальной экономики……………………………………………………………….14
2.1. Государственное регулирование рынка Денежного капитала…..14
2.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….21
2.3. Государственное регулирование валютного рынка России……..28
Заключение……………………………………………………………...30
Литература………………………………………………………………32
Последствия внешних эффектов
также могут быть устранены только
посредством государства. В процессах
рыночного производства и потребления
могут возникать своеобразные дефекты,
не имеющие денежного выражения
и не фиксируемые рынком. Эти внешние
эффекты нарушают рыночное равновесие
и обусловливают неэффективное
распределение ресурсов, что делает
необходимым вмешательство
Перечисленные выше функции,
которые выполняет государство
по организации денежного
Если рассмотреть реальный
конкурентный рынок более подробно,
обнаружатся новые области
Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции на рынках факторов производства, причем размеры этих доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, это лица, которые не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов также неприменимо к тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких работников становится задачей государства.
Государство берет на себя обеспечение правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения всех установленных законом правовых норм. Правительство устанавливает также законные шаблоны поведения, регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль и упрочение их позиций; те, кто нарушает законы рынка, обречены на убытки и, в конечном счете, финансовый крах и банкротство.
Однако, механизм рынка не реализует
до конца право на труд для всех
тех, кто может и хочет работать.
При этом, обеспечение указанного
права не аналогично наделению всех
трудоспособных членов общества гарантированными
рабочими местами. Для действительно
эффективной работы рынка требуется
оптимальный резерв рабочей силы.
Однако, в рыночной системе неизбежна
безработица, что ставит перед государством
ряд сложных проблем. Обязанностью
государства автоматически
Инфляция является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая решается путем проведения антиинфляционной политики.
Суть государственной
Безусловно, заниматься научными исследованиями
с длительными сроками
Регулирование внешнеэкономических связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д.5
Глава 2. Финансовая политика,
как ведущий элемент
2.1. Государственное регулирование рынка Денежного капитала
Кредит - это движение денежного капитала, осуществляемое на началах обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Он выполняет функции перераспределения средств между хозяйственными субъектами; содействует экономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капитала и стимулирует научно-технический прогресс.
Рынок денежного капитала
как один из финансовых рынков можно
определить как особую сферу финансовых
отношений, связанных с процессом
обеспечения круговорота
Основные участники этого рынка:
Исходя из целевой направленности выделяемых банками кредитных ресурсов, рынок денежного капитала может быть дифференцирован на четыре базовых сегмента:
Каждый из перечисленных
сегментов рынка имеет
Основными субъектами рынка кредитов являются банки.
Таблица 1
Общее количество банков России,
в том числе в разрезе
№ п/п |
Количество действующих банков России |
На 01.01. 2008г. |
На 01.01. 2009г. |
На 01.01. 2010г. |
На 01.01. 2011г. |
На 01.01. 2012г. |
1 |
Центральный Федеральный Округ |
632 |
621 |
598 |
585 |
572 |
2 |
Северо-Западный Федеральный Округ |
555 |
543 |
522 |
514 |
502 |
3 |
Южный Федеральный Округ |
118 |
115 |
113 |
47 |
45 |
4 |
Северо-Кавказский Федеральный Округ |
- |
- |
- |
57 |
56 |
5 |
Приволжский Федеральный Округ |
134 |
131 |
125 |
118 |
111 |
6 |
Уральский Федеральный Округ |
63 |
58 |
54 |
51 |
45 |
7 |
Сибирский Федеральный Округ |
68 |
68 |
62 |
56 |
54 |
8 |
Дальневосточный Федеральный Округ |
40 |
36 |
31 |
27 |
26 |
9 |
Всего по РФ |
1136 |
1108 |
1058 |
1012 |
978 |
Количество банков на 01.01.2012 года составило 978, то есть за прошедший год сократилось еще на 34 банка (1012 - 978). А количество банков за последние 5 лет (с 2007 по 2012 годы) сократилось уже на 158 банков (1136 - 978), что составляет 13,9 %, и что самое тревожное, что быстрыми темпами происходит сокращение по всем Федеральным округам. Если так пойдет и дальше, то региональные банки в ближайшее время просто могут исчезнуть.
Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромного Дальневосточного Федерального округа, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период.
А какое количество банков
в России может остаться? В этом
можно определяться исходя из размера
уставного капитала конкретного банка.
Исходя из статьи 11 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности"
(с дополнениями) следует, что:
Теперь давайте посмотрим, как Центральным Банком РФ группируются банки второго уровня исходя из величины зарегистрированного уставного капитала банка:
Таблица 2
Группировка банков второго уровня по величине зарегистрированного уставного капитала банка9
Размер уставного капитала (млн. руб.) |
Кол-во банков на 01.01. 2008г. |
Удельный вес (%) |
Кол-во банков на 01.01. 2009г |
Удельный вес (%) |
Кол-во банков на 01.01. 2010г. |
Удельный вес (%) |
Кол-во банков на 01.01. 2011г. |
Удельный вес (%) |
Кол-во банков на 01.01. 2012г. |
Удельный вес(%) |
От 10 млрд.руб. и выше |
- |
- |
- |
- |
21 |
2,0 |
22 |
2,2 |
22 |
2,2 |
От 1 до 10 млрд. руб. |
- |
- |
- |
- |
128 |
12,1 |
133 |
13,1 |
143 |
14,6 |
От 500 млн. до 1 млрд. руб. |
- |
- |
- |
- |
109 |
10,3 |
103 |
10,2 |
114 |
11,7 |
От 300 до 500 млн. руб. |
342 |
26,6 |
339 |
30,62 |
350 |
33,1 |
98 |
9,7 |
101 |
10,3 |
От 150 до 300 млн. руб. |
248 |
21.8 |
254 |
22,9 |
252 |
23,8 |
250 |
24,7 |
263 |
26,9 |
От 60 до 150 млн. руб. |
207 |
18,2 |
194 |
17,5 |
204 |
19,3 |
222 |
21,9 |
199 |
20,3 |
От 30 до 60 млн. руб. |
161 |
14,2 |
140 |
12,6 |
117 |
11,1 |
98 |
9,7 |
62 |
6,3 |
От 10 до 30 млн. руб. |
120 |
10,6 |
99 |
8,9 |
71 |
6,7 |
46 |
4,5 |
41 |
4,2 |
От 3 до 10 млн. руб. |
61 |
5,4 |
51 |
4,6 |
38 |
3,6 |
23 |
2,3 |
18 |
1,8 |
До 3 млн. руб. |
37 |
3,3 |
31 |
2,8 |
26 |
2,5 |
17 |
1,7 |
15 |
1,5 |
Всего |
1136 |
100 |
1108 |
100 |
1058 |
100 |
1012 |
100 |
978 |
100 |
Информация о работе Роль финансового регулирования экономики государством