Результаты и уроки приватизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 02:09, курсовая работа

Описание работы

Как правило, в пользу приватизации выдвигаются, две группы аргументов:
Идеологические: рыночная экономика должна базироваться на частной собственности.
Экономические: государственные предприятия недостаточно реагируют на изменения рыночной ситуации, бюрократизированы, содержат лишний персонал, экономически неэффективны

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
I. Теория приватизации……………………………………………………...3
1.2 Сущность приватизации…………………………………………………..3
1.3 Формы и способы приватизации…………………………………………6
II. Практические аспекты приватизации………………………………..10
2.1 Цели приватизации……………………………………………………….10
2.2Этапы и механизмы российской приватизации……………………...…12
III. Результаты и уроки приватизации в России………………………..22
3.1 Итоги приватизации ……………………………………………………..22
3.2 Реальные проблемы приватизации …………………………………….25
3.3 Оценка и уроки приватизации……………………………………………..30
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

I. Теория приватизации……………………………………………………...3

1.2 Сущность приватизации…………………………………………………..3

1.3 Формы и способы приватизации…………………………………………6

II. Практические аспекты приватизации………………………………..10

2.1 Цели приватизации……………………………………………………….10

2.2Этапы и механизмы российской приватизации……………………...…12

III. Результаты и уроки приватизации в России………………………..22

3.1 Итоги приватизации ……………………………………………………..22

3.2 Реальные проблемы  приватизации …………………………………….25

3.3 Оценка и уроки приватизации……………………………………………..30

Заключение…………………………………………………………………….35

Список литературы…………………………………………………………..38

Приложеня…………………………………………………………………….39

 

 

Введение

В рыночной экономике  некоторые объекты государственной  собственности по мере того, как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или ассоциированных собственников капитала, приватизируются. Приватизация — это переход объектов из государственной собственности в частную.

            В обобщенном понимании  приватизация  представляется как составной  элемент государственной политики  дерегулирования экономики, ведущий  к увеличению вклада частного  сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества – она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

            Как правило, в пользу приватизации выдвигаются, две группы аргументов:

  1. Идеологические: рыночная экономика должна базироваться на частной  собственности.
  2. Экономические: государственные предприятия недостаточно реагируют на изменения рыночной ситуации, бюрократизированы, содержат лишний персонал, экономически неэффективны.

           Таким образом, можно сформулировать  главную цель приватизации –  повышение эффективности использования  объектов хозяйствования.

 

 

    1. Теория приватизации.

1.1 Сущность приватизации.

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

  • переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;
  • полная продажа государственных предприятий частным лицам;
  • продажа части активов;
  • передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной  монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В  этом случае государственная собственность  подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных  вопросов касающийся приватизации это  сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части  ведущих экономистов, что находящуюся  в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые  для приобретения в частную  собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время,  чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную  социалистическую промышленность  необходимо реструктурировать, прежде  чем производственные предприятия  можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой  приватизации считают, что таким  путем можно в сжатые сроки  создать новый класс частных  собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной  стороны, должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных  преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации - акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

Основным принципом  приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ - не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

  • приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;
  • приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
  • изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
  • обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;
  • приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
  • каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной  политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

1.2 Формы и способы приватизации

 

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капитал овооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

  • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  • при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и  ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

Приватизация сопровождается рядом сопутствующих мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

Обычно процесс приватизации предприятия состоит из следующих этапов:

Предпродажный анализ и оценка предприятия.

  • стратегический анализ и оценка предприятия;
  • определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;
  • определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;
  • анализ потенциальных покупателей;
  • определение методов продажи;
  • определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;
  • образование комиссии по оценке поступающих предложений;

Подготовка  предприятия к продаже.

  • реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;
  • разукрупнение;
  • осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг.

  • организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;
  • проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;
  • рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;
  • проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами.

Заключение  договора.

  • разработка текста стандартных договоров.

Информация о работе Результаты и уроки приватизации в России