Регулирование рынка ценных бумаг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена общим вопросам функционирования рынка ценных бумаг, приведено понятие рынка ценных бумаг, его функции, краткая характеристика объектов и субъектов рынка. Отмечена важность регулирования рынка ценных бумаг.

Содержание

Введение 2
1. Экономическая природа ценных бумаг, их виды и функции 3
1.1. Сущность ценных бумаг России 3
1.2. Виды и функции ценных бумаг 8
2. Рынок ценных бумаг. Особенности ценообразования на фондовом рынке. 18
2.1. Понятие рынка ценных бумаг, его составные части и функции. 18
2.2. Особенности ценообразования на фондовом рынке. 22
3. Регулирование рынка ценных бумаг в России. 24
Заключение 26
Приложение 28
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

      Облигация имеет базовые характеристики —  номинал, курс, пункт, купон (купонный процент), дата погашения, дисконт и др. Курс облигации определяется в процентах к номиналу. Дисконт - (как и премия) — это разница между продажной ценой и номиналом облигации; в случае с премией эта разница положительна, а в случае с дисконтом — отрицательна. Другое название дисконта — скидка. Купон (купонный процент) — это фиксированный процент, который устанавливается в момент эмиссии облигации. Исходя из этого процента облигационер  получает регулярные платежи по облигации.  Купон оформляется обычно как отрывная часть облигации. Чем выше размер купонного процента, тем выше ее инвестиционная привлекательность. Величина купона зависит от имиджа, надежности эмитента. На него влияет также и срок обращения облигации. Чем длительнее срок, тем больше купон, так как рыночный риск прямо пропорционален сроку обращения облигации.

      Облигация относится к основным ценным бумагам, активно используется на фондовом рынке и представляет собой срочную долговую бумагу, которая удостоверяет отношения займа между ее владельцем и эмитентом. Она выпускается, как правило, на срок от одного года и более. При покупке облигации покупатель кредитует продавца. Эмитент обязуется выкупить облигацию в установленный срок. Облигация является денежным документом, подтверждающим обязательства заемщика возместить покупателю номинальную стоимость данной ценной бумаги в определенный срок с выплатой фиксированного или плавающего дохода (обычно в зависимости от размера ставки рефинансирования Центрального банка РФ).

      Основные  отличия облигации от акции:

      * облигация приносит доход только  в течение указанного на ней  срока;

      * в отличие от ничем не гарантированного  дивиденда по простой акции, облигация обычно приносит ее владельцу доход в виде заранее установленного процента от ее нарицательной стоимости (номинала);

      * облигация акционерного общества  не дает права выступать ее  владельцу в качестве акционера данного общества, т.е. не дает права голоса на общем собрании акционеров.

      Доход по облигациям обычно ниже, чем по акциям, но он более надежен,  так как в меньшей степени зависит от ситуации на рынке и циклических колебаний в экономике.

      Облигации выпускаются с целью привлечения  дополнительных средств для проведения каких-либо мероприятий, способствующих увеличению прибыли или объема производства товаров. Средства от продажи облигаций государственных займов используются для покрытия дефицита государственного бюджета. Облигации имеют право выпускать только юридические лица (предприятия и их объединения, акционерные общества, кооперативы, банки, государство или муниципально-административные органы).

      В настоящее время в России можно  встретить несколько типов этих ценных бумаг: облигации внутренних (государственных) и местных (муниципальных) займов, а также облигации предприятий и акционерных обществ (корпоративные облигации). Облигации бывают следующих типов:

      * именные — владельцы этих облигаций  регистрируются в особой книге, поэтому такие облигации обычно бескупонные;

      * на предъявителя — имеют специальный  купон, являющийся свидетельством права держателя облигации на получение процентов по наступлении соответствующего срока;

      * обычные (неконвертируемые) — часто  предусматривают возможность досрочного погашения посредством выкупа;

      * конвертируемые — выпускаются  под заемный капитал с правом конверсии (через определенный срок по заранее установленной цене) в обыкновенные или привилегированные акции;

      * обеспеченные — выпускаются под  залог и обеспечиваются недвижимостью эмитента или доверительной собственностью других компаний. Требования владельцев таких облигаций как кредиторов подлежат первоочередному удовлетворению;

      * необеспеченные — не обеспечиваются  недвижимостью, поэтому владельцам таких облигаций не предоставляются преимущества по сравнению с другими кредиторами. Ввиду этого они обладают действительной ценностью только в том случае, если эмитен имеет прочное финансовое положение и высокий "облигационный" рейтинг;

      * с полным купоном — продаются  по номиналу и характеризуются доходом по купону, равным текущей рыночной ставке;

      * с нулевым купоном — доход по ним выплачивается при погашении путем начисления процентов к номиналу без ежегодных выплат.

      Облигации могут свободно обращаться или иметь  ограниченный круг обращения. Облигации государственных и муниципальных займов выпускаются на предъявителя. Корпоративные облигации выпускаются как именные, так и на предъявителя. Если по облигации предполагается периодическая выплата доходов, то она обычно производится по купонам. Купонный доход может выплачиваться ежеквартально, один раз в полгода или ежегодно. Чем чаще выплачивается купонный доход, тем большую выгоду получает инвестор. Поэтому облигации с поквартальной выплатой при равном годовом проценте всегда котируются выше, чем облигации, выплаты по которым проводятся только один раз в год (приложение 2).

Встречающиеся в литературе различные разновидности  облигаций могут быть также классифицированы с помощью вышеприведенной таблицы. Например, индексируемые облигации. Их купоны и номиналы привязываются к некоторому показателю в целях страхования инвестора от обесценения его финансовых ресурсов. Таким показателем может быть индекс потребительских цен или цена какого-то товара, стоимость которого меняется в соответствии с темпами роста инфляции, т.е., по существу, индексируемые облигации — это облигации с плавающим (колеблющимся) доходом. Облигации с нулевым купоном (зеро) — это облигации, по которым не выплачиваются проценты (беспроцентные).

      Консоли — облигации, по которым регулярно производится выплата процентов, а срок выкупа конкретно не определен. По экономической сущности это долгосрочные отзывные облигации. Очень часто упоминаются облигации с дисконтом. Это беспроцентные облигации, так как они продаются со скидкой (дисконтом), а облигационер получает прибыль при погашении этих облигаций по более высокой цене. Отметим, что проценты по облигациям, как и сумма погашения, могут выплачиваться ценными бумагами, деньгами или иным имуществом, если это предусмотрено условиями выпуска займа.

 

2. Рынок ценных бумаг.  Особенности ценообразования на фондовом рынке.

2.1. Понятие рынка ценных бумаг, его составные части и функции.

       В общем виде рынок ценных бумаг  можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг  между его участниками.

       Классификации рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают:

    • международные и национальные рынки ценных бумаг;
    • региональные рынки ценных бумаг;
    • рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);
    • рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;
    • рынки первичных и производных ценных бумаг3.

     Смысл той или иной классификации рынка  ценных бумаг определяется ее практической значимостью.

     В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.

       Рынок ценных бумаг – это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи4.

       Важной  частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

       Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость).

       Рынок ценных бумаг имеет целый ряд  функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

       К общерыночным функциям относятся:

    • коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;
    • ценовая функция, т.е. обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение и т.д.
    • информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;
    • регулирующая функция, т.е. создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т.д.

К специфическим  функциям рынка ценных бумаг можно  отнести следующие:

    • перераспределительную функцию;
    • функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита  на три подфункции:

    • перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;
    • перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;
    • финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Составные части рынка ценных бумаг имеют  своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки:

    • первичный и вторичный;
    • организованный и неорганизованный;
    • биржевой и внебиржевой;
    • традиционный и компьютеризированный;
    • кассовый и срочный5.

     Первичный рынок – это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги; первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями. Вторичный рынок – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

     Организованный  рынок ценных бумаг – это их обращение на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками – участниками рынка – по поручению других участников рынка. Неорганизованный рынок – это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

     Биржевой  рынок – это торговля ценными  бумагами на фондовых биржах. Внебиржевой  рынок – это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу. Биржевой рынок – это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг в России