Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность как элемент развитого рыночного хозяйства - это одна из сфер экономики, для которой характерны следующие признаки:
- международное разделение труда и обмен, являющиеся ее основой и предполагающие, что производство и (или) потребление отдельных стран в определенной мере связаны между собой;
- участники (субъекты) обособлены, то есть функционируют в определенной национально-хозяйственной форме обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер их связей;
- множество межстрановых потоков продукции, составляющих основу формирования мировых товарных рынков, где осуществляются операции по обмену продукцией в материально-вещественной форме и отличительной особенностью которых является устойчивый, систематический характер;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности
1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности
1.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и ее роль в экономическом развитии РФ
1.3. Внешнеэкономические связи и международная торговля
Глава 2. Государственное регулирование ВЭД в РФ и ее влияние на социаль-но-экономическое развитие страны
2.1. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ
2.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической дея-тельности РФ.
2.3. Влияние внешнеэкономической деятельности на социально-экономиче- ское развитии РФ
Глава 3. Проблемы и перспективы ВЭД в сфере социально-экономического
развития РФ
Заключение
Список использованных источников ………………………………………... 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Товары на рынках могут обмениваться в вещественной форме, в форме результатов творческой деятельности, а также в виде инженерных, туристических, транспортных, банковских и прочих услуг. Товар должен обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезным для личного ил общественного потребления, а так же конкурентоспособным, т.е. быть более удобным и выгодным покупателю, чем другой товар, удовлетворяющий те же потребности.

Конкурентоспособность товаров – понятие интегральное и относительное. Интегральное, так как его можно разложить на отдельные составляющие, а относительное – потому что конкурентоспособность товара определяется только в сравнении с другими товарами в конкретное время и на конкретном рынке [19, C. 73].

Товары принято делить на потребительские и производственного назначения. Товары личного пользования делятся на три группы: изделия длительного пользования, приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо незначительное число раз, после чего приобретаются снова и часто; услуги – действия, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной положительный эффект.

К основным коммерческим международным сделкам относятся:

-                     обмен товарами в материально-вещественной форме;

-                     обмен научно-техническими знаниями;

-                     долгосрочная аренда машин и оборудования;

-                     предоставление консультационных услуг;

-                     обмен кинофильмами и телевизионными программами.

Кроме данных сделок, во внешнеэкономической деятельности осуществляется целый ряд сделок товародвижения:

-   посреднические;

-   перевозка грузов;

-   страхование грузов при перевозках;

-   транпортно-экспедиторские;

-   банковские операции, обеспечивающие международные расчёты.

Все осуществляемые во ВЭД сделки можно разделить на экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные. [22, С. 144]

Экспортные сделки, связанные с продажей и вывозом за границу товаров национального производства, имеют следующие отличительные признаки:

-                     заключение контракта с импортёром;

-                     пересечение товаром границы страны-экспортёра;

-                     пересечение экспортёром платежей за товар.

Для того, чтобы экспортная сделка состоялась, фирме-производителю товара необходимо провести определённую менеджерскую деятельность:

-                     изучить конъюнктуру внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную стратегию поведения на них;

-                     изучить таможенный режим импортёра;

-                     провести рекламные мероприятия;

-                     направить перспективным покупателям предложения на продажу товаров;

-                     провести переговоры и подписать контракт с импортёром;

-                     осуществлять контроль за исполнением контракта, начиная с изготовления товара, его поставки и заканчивая получением платежей за товар.

Импортные сделки, связанные с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке, имеют следующие признаки:

-                     заключение контракта с экспортёром;

-                     пересечение товаром границы страны-импортёра;

-                     оплата импортёром товара.

Непременным условием импортной операции является платёжеспособность импортёра. Фирма, осуществляющая импортную сделку должна:

-                     изучить цены на интересующие её товары;

-                     выбрать возможных поставщиков (продавцов) необходимых товаров;

-                     определить целесообразный способ закупки товара;

-                     провести переговоры и подписать контракт с экспортёром;

-                     обеспечить соблюдение контрактных обязательств. [13, С. 67]

В некоторых случаях импортёры объявляют международные торги.

Реэкспортные сделки связаны с продажей и вывозом из страны ранее ввезённого в неё товара без его переработки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, называется реэкспортирующей. Главное условие реэкспорта – товар не должен подвергаться какой-либо переработке.

Эти сделки применяются, когда реэкспортирующей стране страной экспортёра предлагаются более выгодные условия, чем стране импортёра. Реэкспортирующая страна является посредником между поставщиком и покупателем товара, играя роль импортёра по отношению к продавцу и экспортёра по отношению к покупателю. Реимпортные сделки представляют собой не состоявшиеся экспортные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных из неё товаров, не проданных на внешних рынках (на аукционах, торгах, ярмарках, через посредников или напрямую).

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные учреждения, туристическо-экскурсионные организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации и т.д.

Для осуществления внешнеэкономических связей необходимо следующее:

-                     государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);

-                     стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;

-                     получить в установленном порядке печать, штамп;

-                     зарегистрироваться в государственном реестре страны;

-                     открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке страны. [16, С. 171]

Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:

-                     экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;

-                     объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;

-                     коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;

-                     организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений);

-                     обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;

-                     лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров [8, C. 78].

Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке республики, а также со станами СНГ.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяет необходимость выполнения определённых управленческих и маркетинговых функций. [9, С. 10]

   1.2. Развитие внешнеэкономической деятельности и ее роль в экономическом развитии РФ

 

Развитие внешнеэкономической деятельности в России прошло ряд этапов.

Первый этап (1986-1988 гг.) характеризуются изменением принципов организации управления внешней торговлей и её децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи:

-                     расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установление прямых связей и осуществление производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнёрами, предприятиям были предоставлены производственные права самостоятельно участвовать в ВЭД;

-                     расширение числа участников ВЭД за счёт создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономических сотрудничеств с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.

Второй этап (1989-1991 гг.) характеризуются дальнейшим развитием ВЭД и формированием системы государственного регулирования данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. получили все производители товаров и услуг.

На третьем этапе, который начался с 1992 г., усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы Российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и её либерализации.

Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкции в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли. [15, С. 88]

Правительством России были впервые определены стратегические цели и приоритетные направления дальнейшего развития ВЭД России:

-   развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоёмкой продукции;

-   создание механизма государственного стимулирования экспорта и импорта замещения, как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортёрам и долгосрочных льгот кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне путём использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иност-ранных кредитов и государственных инвестиций;

-   формирование современной производственной и финансово-экономичной инфраструктуры ВЭД;

-   устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска;

-   рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечить процесс модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.).

Достижение этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагало так же изменение действующих и отработку новых элементов механизма государственного регулирования в соответствие с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка. [19, С. 181]

 

1.3. Внешнеэкономические связи и международная торговля

 

Международная торговля представляет собой процесс купли-продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах, а также систему различных коммерческих операций по купле и продаже, осуществляемых между покупателями, продавцами и посредниками различных государств. Таким образом торгово-экономическое сотрудничество между государствами опосредуется заключением соответствующих внешнеэкономических сделок (торговых сделок) [9, C. 112].

Следовательно, важность этих сделок во ВЭД подчеркивается тем, что они в большинстве случаев являются основанием возникновения обязательств во внешнем обороте. Особенностью внешнеэкономических сделок является то, что товары, услуги в таких сделках как правило "пересекают" границы одного государства и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом таможенных правил; в качестве средства платежа как правило используется иностранная валюта; существует риск невозможности исполнения внешнеэкономических сделок в результате политических событий, ограничительных действий государства [14, C. 89].

Внешнеэкономические сделки между предпринимателями различных стран могут осуществляться как на основе свободного выбора контрагента, так и по согласованным в специальных межправительственных соглашениях (протоколах) о поставках товаров и оказании услуг индикативным спискам товаров и услуг, которые надлежит экспортировать или импортировать.

Поэтому осуществление международных коммерческих операций требует применения определенных правовых форм и использование конкретных методов их проведения.

Внешнеэкономическими связи - комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи представляют собой систему экономических отношений, возникающих при движении ресурсов всех видов между государствами и экономическими субъектами разных государств. Эти двухсторонние отношения охватывают все сферы экономической жизни государства и прежде всего его производственную, торговую, инвестиционную и финансовую деятельность.

Информация о работе Регулирование и управление внешнеэкономической деятельностью