Реформа отношений собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Президент России (Б. Ельцин) был вынужден согласиться на требования, выдвигаемые со стороны международных организаций. В то время ситуация для России была тяжелой: Россия выпала из системы международных отношений, экономика страны была в упадке, поэтому между Россией и МВФ состоялся негласный договор. Договоренность была примерно следующей (в современной России политологи называют это «внешним управлением»): с одной стороны, западные страны помогают России (кредитуют ее, впускают на рынки, считаются с ней в международных отношениях), с другой стороны, Россия в обязательном порядке должна провести ряд демократических и экономических преобразований.

Содержание

Введение
1. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги…........................5
2. Аграрная реформа Столыпина…………………………………………….....10
Заключение
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Экономика России1.docx

— 33.98 Кб (Скачать)

    Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко  приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной  собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. При распределении  собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

    Неудовлетворительные  результаты приватизации требуют перенесения  центра внимания с раздачи и перераспределения  собственности на создание условий  для роста эффективности и  конкурентоспособности производства, проведение активной структурной перестройки, развитие инвестиционного процесса и модернизацию управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием  эффективной государственной собственности, адекватной рыночной экономике.

    Можно согласиться с мнением многих экономистов, что в России пока произошла  смена юридической формы собственности, становление же новых форм присвоения – это процесс будущего, растянутый во времени и пространстве. Сегодня  процесс приватизации регулируется принятым в июне 1997 г. Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» (Приложение 2.4).

    Приватизация  характерна не только для постсоциалистических стран, она осуществляется и в  странах рыночной экономики.

    Однако  существуют принципиальные различия в  масштабах, методах, целях приватизации, проводимой в странах рыночной и  нерыночной экономики.

    В 80-х годах XX века произошло серьезное  переосмысливание экономических функций  государства. Его результатом явилось  провозглашение необходимости сокращения вмешательства государства в  экономику. Государственное регулирование  во многих случаях оказалось менее  эффективным, чем рыночный механизм; это стало причиной возникновения  многих тяжких проблем и потребовало  существенной перестройки хозяйственного механизма, в том числе принятия и осуществления программ приватизации. В начале 90-х годов программы  приватизации были приняты в 80 странах  мира.

    При всем различии конкретных программ все  они нацелены на решение основной задачи – приспособления отношений  собственности к потребностям нового типа экономического роста. Приватизация направлена на усиление рынка и сужение  государственно-предпринимательского сектора, экономию государственных  расходов, поддержку участия частных  фирм в финансировании крупных государственных  программ, содействие сотрудничеству между государственными и частными компаниями, либерализацию и дерегулирование  экономики.

    Масштабы  приватизации зависят от того, насколько  широко использовался в стране метод  национализации частного сектора в  предшествующий период. В странах, где  национализация применялась редко (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо. В тех странах, где национализации осуществлялась в довольно широких масштабах (Великобритания, Франция), соответствующие размеры  приобрела и приватизация.

    В Великобритании на начало 1988 г. было приватизировано 40% имущества государственного сектора, более чем на 20 млрд. ф. ст. В результате доля государственной собственности в производственном капитале сократилась с 15–20 до 8%.

    Во  Франции за 1986–1987 гг. было приватизировано 14 государственных компаний из 65, подлежащих приватизации, и выручено 125 млрд. фр.

    Итальянское правительство продавало ежегодно в течение 1980–1987 гг. в среднем 4–5 государственных предприятий, получив  за это время 7 трлн. лир и уступив  частному сектору 100 тыс. рабочих мест.

    В ФРГ в 1984–1987 гг. полностью или  частично проданы пакеты акций государства  более чем 50 компаний на сумму свыше 5 млрд. марок.

    Основные  способы приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в странах рыночной экономики:

    • продажа государственных предприятий  частным предпринимателям;

    • допуск частного капитала в государственный  сектор;

    • продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

    • продажа части акций, принадлежащих  государству, в смешанных компаниях;

    • выпуск и продажа акций государственных  предприятий;

    • продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государственного предприятия;

    • бесплатная передача предприятия его  работникам либо потребителям;

    • закрытие неэффективных предприятий  госсектора и тем самым поощрение  конкуренции частных предприятий.2 

2.Аграрная  реформа Столыпина

         Петр Аркадьевич Столыпин был  талантливым политиком, замыслил  несколько реформ, которые могли  сделать из Российской Империи  передовое во всех отношения  государство. Одна из таких  задумок – была аграрная реформа  Столыпина.

Суть  аграрной реформы Столыпина сводилась  к стремлению создания в деревне  слоя зажиточного крестьянства. Петр Аркадьевич считал, что создав такой  слой,  можно надолго забыть о  революционной чуме.  Зажиточное крестьянство должно было стать надежной опорой русского государства и его  власти.  Столыпин считал, что обеспечить нужды крестьянства ни в коем случае нельзя за счет помещиков. Осуществление своей задумки Столыпин видел в разрушении крестьянской общины. Крестьянская община была структурой, у которой были и плюсы и минусы. Зачастую община кормила и спасала крестьян в неурожайные годы. Люди, бывшие в общине, должны были оказывать друг другу определенную помощь. С другой стороны за счет общины жили лентяи и алкоголики, с которыми по правилам общины приходилось делиться  урожаем и другими продуктами труда. Разрушая общину, Столыпин хотел сделать из каждого крестьянина в первую очередь собственника, отвечающего только за себя и свою семью. При таком раскладе, каждый бы стремился больше работать, тем самым обеспечивая себя всем необходимым.3

Столыпинская  Аграрная реформа начала свою жизнь  в 1906 году. В этот год был принят указ, облегчавший всем крестьянам процедуру выхода из общины. Выходя из крестьянской общины, бывший её член мог требовать от нее закрепления  в личную собственность участок  положенной ему земли. Причем эта  земля выдавалась крестьянину не по принципу «полосок», как раньше, а была привязана к одному месту.  К 1916 году, из общины вышло 2, 5 миллиона крестьян.

  Во  время аграрной реформы Столыпина,  активизировалась деятельность  Крестьянского банка, учрежденного  еще в 1882 году. Банк служил посредником  между помещиками, которые желали  продать свои земли, и крестьянами,  желавшими их купить.

  Вторым  направлением  столыпинской аграрной  реформы стала  политика переселения  крестьян. За счет переселения   Петр Аркадьевич надеялся уменьшить  земельный голод в центральных  губерниях, и заселить безлюдные   земли Сибири. Отчасти эта политика  себя оправдала. Переселенцам  предоставляли большие земельные  участки и множество льгот,  однако сам процесс был плохо  отлажен. Стоит отметить, что первые  переселенцы дали значительный  прирост урожаю пшеницы в России.

Аграрная  реформа Столыпина была великим  проектом, закончить который помешала смерть её автора.4

Основные  цели реформы:

    Укрепление  социальной базы.

    Отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность  всем крестьянам свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную  землю в наследуемую частную  собственность. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и  эволюционно. Так многие помещики уже  продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам.

    «Разбавление» национальных границ империи.

    Освоение  и постепенное «обжитие» новых  земель.

    Отвлечение  крестьян от вопроса о помещичьей земле.

    Результаты, оценки

    Подъём  экономики

    Сельское  хозяйство приобрело устойчивый характер

    Увеличилась покупательная способность населения

    Увеличилось валютное поступление, связанное с  вывозом зерна

    Хуторское хозяйство завело лишь 10 % хозяйств

    Зажиточные  крестьяне чаще выходили из общины, чем бедняки

    20 % крестьян, взявших ссуды, разорились

    16 % переселенцев вернулись обратно

    Ускорилось  расслоение

    Правительство не удовлетворило нужды крестьян в земле 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В современной России наблюдается  довольно пёстрая картина существования  форм и видов собственности, когда  наряду с общегосударственной, кооперативной, колхозной, и другими характерными для социалистической формы хозяйствования довольно бурно развиваются капиталистические  формы собственности, такие как  частная и многие другие. Можно  констатировать, что в России сложился новый общественно-экономический  строй, который характеризуется: восстановлением  системы частной собственности, установлением власти капитала и  денег, резким ростом дифференциации доходов  населения.

    Развитие  структуры собственности в России в 90-е годы пошло не по демократическому пути. В результате распределения  государственной собственности  сложился фактически номенклатурный капитализм. Государственная собственность, несмотря на внешний демократизм процедур приватизации, перешла к тем слоям  общества, которые были фактическими (не юридическими) ее собственниками. Иными  словами подавляющая часть собственности  фактически перешла в руки директорского  корпуса, высшего министерского  аппарата.

    Одной из специфических черт сложившейся  в России структуры собственности  является то, что она остается связанной  с государством.

    В заключении я считаю уместным упомянуть  социальное влияние произошедших изменений  в экономике. Поскольку проблема собственности всегда актуальна, особенно в наши дни и для нашего общества, необходим анализ не только ее экономических, но и социальных аспектов. Есть немало людей, которые, например, считают государственную  собственность наилучшим социально-экономическим  устройством или рассматривают  частную собственность как естественный образ жизни и способ решения  всех проблем (примером подобного многообразия полярных мнений тому служат приведенные  выше позиции компетентных ученых и  исследователей экономической ситуации России). Реорганизация отношений  собственности — это сложный бюрократический процесс, в котором люди выходят на совершенно новый уровень деловой жизни, сталкиваются с необходимостью переговоров и экспертных консультаций, вовлекаются в круговорот ответственных документов, связанных с куплей и продажей акций, имущественными сделками, обязательствами и гарантиями.

    Стоит также обратить внимание на взаимосвязь  собственности с преступностью. Причины криминальности и теневых  явлений в социальной и экономической  жизни разнообразны (стремление иметь  источник существования в случае потери работы, поиск более легких и привлекательных источников дохода и т.д.). В то же время исследований показывают, что огромное количество людей из разных социальных слоев  не против влиться в мафиозные  структуры, которые престижны среди  населения прежде всего потому, что  связываются в сознании людей  с возможностью власти и распоряжения собственностью. Поэтому регулирование  отношений собственности — это  возможность борьбы с преступностью, ее ослабления.

    В целом сложившийся экономический  строй России имеет в сравнении  со странами Запада малоцивилизованный вид. Государство должно приложить  усилия для быстрой трансформации  общественного устройства и структуры  собственности в том числе  в более современные формы.

    Общий же характер процессов свидетельствует  о том, что Россия довольно устойчиво  развивается «по капиталистическому пути», хотя говорить о ней как  о стане с развитой капиталистической  экономикой ещё не приходится.

    Автор считает положительным моментом то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным  моментом является, наверное, то, что  движение это не слишком энергично, и вызывает сожаление хотя и небольшая, но всё-таки ещё существующая, вероятность  отката.

Информация о работе Реформа отношений собственности в России