Реформа отношений собственности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Президент России (Б. Ельцин) был вынужден согласиться на требования, выдвигаемые со стороны международных организаций. В то время ситуация для России была тяжелой: Россия выпала из системы международных отношений, экономика страны была в упадке, поэтому между Россией и МВФ состоялся негласный договор. Договоренность была примерно следующей (в современной России политологи называют это «внешним управлением»): с одной стороны, западные страны помогают России (кредитуют ее, впускают на рынки, считаются с ней в международных отношениях), с другой стороны, Россия в обязательном порядке должна провести ряд демократических и экономических преобразований.

Содержание

Введение
1. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги…........................5
2. Аграрная реформа Столыпина…………………………………………….....10
Заключение
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Экономика России1.docx

— 33.98 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки

Филиал  Государственного   образовательного  учреждения

высшего  профессионального  образования

Кузбасский  государственный  технический  университет

в  г.  Таштаголе 
 
 
 
 

       Контрольная  работа 

по  дисциплине  «Экономика России» 

Тема  №8 Реформа отношений  собственности в  России 
 
 
 

         

                                                        Выполнил: Сагдеев Р.Р.

                                                                 гр.    МУт – 105

                                                   Проверила: Кумскова И.Г.                          
 
 
 
 

                                        

                                     Таштагол  2011

Содержание 

Введение

1. Приватизация в России: необходимость, методы и итоги…........................5

2. Аграрная  реформа Столыпина…………………………………………….....10

Заключение

Список  используемой литературы……………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               ВВЕДЕНИЕ 

    Анализируя  современную ситуацию в России, мы не можем не обратиться к новейшей ее истории с тем, чтобы оценить  последствия и опыт той серии  реформ, которая началась после распада  СССР и способствовала формированию России как отдельного государства.

    Можно утверждать, что сильный реформаторский толчок в России произошел в тот  момент, когда и.о. Председателя правительства  РФ был назначен Е. Гайдар. Реформы, начатые им и его командой, можно  отнести к типу реформ преобразования. Совершенно очевидно, что реформаторами  двигал некий образ будущей России, теоретическую и базовую основу которого составляли либерально-демократические  ценности. Собственно, порыв (почему страна приняла эти реформы) состоял  в том, что этот образ и идея того, что Россия может и должна стать современным цивилизованным государством (такой же, как западные страны), в значительной степени  овладел умами общественности.

    Сами  реформы по преобразованию России в  демократическое государство с  развитой рыночной экономикой разрабатывались  не внутри страны, а подготавливались и предлагались международными организациями, такими как МВФ и Всемирный  банк.

    Президент России (Б. Ельцин) был вынужден согласиться  на требования, выдвигаемые со стороны  международных организаций. В то время ситуация для России была тяжелой: Россия выпала из системы международных  отношений, экономика страны была в  упадке, поэтому между Россией  и МВФ состоялся негласный  договор. Договоренность была примерно следующей (в современной России политологи называют это «внешним управлением»): с одной стороны, западные страны помогают России (кредитуют ее, впускают на рынки, считаются с ней в  международных отношениях), с другой стороны, Россия в обязательном порядке  должна провести ряд демократических  и экономических преобразований.

    При этом можно утверждать, что предложенный Всемирным банком пакет реформ был  систематизирован. Идеология, в соответствии с которой выстраивался этот пакет  реформ, заключалась в том, что  все должно быть устроено в соответствии с современными экономическими и  демократическими западными стандартами. Б. Ельцин согласился следовать такой  идеологии. На место премьер-министра был назначен Е. Гайдар, которому и  было поручено провести реформы от Всемирного банка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приватизация  в России: необходимость, методы и итоги 

    В течение многих десятилетий в  России абсолютно преобладала государственная  собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену  частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности  в тех конкретных формах, которые  сложились в СССР к середине 80-х  годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.

    Снижение  темпов социально-экономического развития, падение эффективности общественного  производства потребовали изменения  хозяйственного механизма, перехода от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Последнее невозможно без демонтажа  тоталитарного огосударствления экономики, формирования принципиально новой  системы отношений собственности. Очевидно, что негосударственные  формы собственности в России могли возникнуть лишь путем приватизации – перехода объектов собственности  из государственной собственности в частную.

    Процесс приватизации в России начался с  принятием Верховным Советом  РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти законы определяли цели, задачи, методы приватизации. 

    Основные  цели приватизации в  России:

    • формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

    • создание конкурентной среды;

    • содействие демонополизации экономики;•  финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности);

    • повышение эффективности деятельности предприятий;

    • привлечение иностранных инвестиций;

    • социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

    В ходе формирования приватизационной политики, выработки путей приватизации государственной  собственности определились три  основных метода (способа) приватизации государственной и муниципальной  собственности в России.

    1. Бесплатная передача собственности  на имущество приватизируемых  государственных предприятий всем  гражданам России. В этих целях  стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 г.) была разделена на все население России. На каждого россиянина пришлось 10000 руб.* На эту сумму каждому и был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации.

    Рыночная  цена ваучеров фактически оказалась  значительно ниже их номинальной  стоимости, пересчитанной с учетом инфляции, и они не смогли создать  необходимых условий для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной  собственности.

    2. Бесплатная передача собственности  на имущество приватизируемых  государственных предприятий их  трудовым коллективам. При таком  способе приватизации имущество  в денежной форме, преобразованное  в доли, паи, акции, делилось  между работниками предприятия.

    Для 1992 – первой половины 1994 гг. была характерна «малая приватизация» – массовая бесплатная приватизация предприятий  торговли, общественного питания, бытового обслуживания. За это время было приватизировано свыше 70% всех малых  предприятий. Из 20 тыс. средних и  крупных предприятий свыше 70% включились в процесс акционирования. Со второй половины 1994 г. начался второй, денежный этап приватизации государственной собственности.1

    3. Денежная приватизация предполагает  продажу государственной собственности:  по конкурсу или аукциону; продажу  акций предприятия (после их  преобразования в акционерные  общества);

    полный  или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

    Конкурс (коммерческий) – продажа государственных  и муниципальных предприятий  при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятия, численности  занятых на нем, условий труда  и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

    Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда  в дальнейшем от покупателей не требуется  выполнения каких-либо условий. Право  собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

    Акционирование. Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется  только тогда, когда большинство  акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части  акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов  акционирования, основные различия которых  связаны с тем, в чьих руках  оказывается контрольный пакет  акций (в руках государства, трудового  коллектива или частных (внешних) инвесторов).

    Соотношение различных способов денежной приватизации видно из следующих данных (1996 г., в % к итогу):

    акционирование                                                         22,5

    продажа на аукционах                                                  3,9

    коммерческий  и инвестиционный конкурс                     9,6

    выкуп арендованного имущества                                  32,0

    продажа недвижимости и земли                                   24,

    прочие                                                                            7,6

    Доля  занятых в частном секторе  и на предприятиях смешанной формы  собственности в 1997 г. превысила 60% всех работающих.

    Однако  за этими внешне благополучными цифрами  скрывается масса проблем, которые  проявились в ходе приватизации.

    1. Формально в России насчитывается  более 60 млн. акционеров. Однако  мелкие акционеры, владеющие несколькими  акциями предприятий или чековых  инвестиционных фондов, не могут  рассматриваться как реальные  собственники, так как никто из  них не может практически принимать  управленческих решений, которые  бы свидетельствовали о праве  распоряжаться имуществом.

    2. Приватизация пока не привела  к повышению эффективности деятельности  предприятий. Если сегодня и  наметились некоторые пока очень  незначительные положительные сдвиги  в динамике основных экономических  процессов, очевидной связи между  изменением формы собственности  и этими сдвигами нет. В условиях  глубочайшего экономического спада  формальное преобразование форм  собственности не способно за  короткие сроки существенно повлиять  на повышение эффективности производства.

    3. Предполагалось, что уменьшение  расходной части бюджета путем  освобождения государства от  необходимости поддержки планово-убыточных  предприятий и с увеличением  доходов бюджета за счет поступления  средств от приватизации, будет  содействовать финансовой стабилизации. Фактически этого не произошло;  государство нередко по-прежнему  несет бремя поддержки приватизированных  предприятий, а доходы от приватизации  ничтожны (в доходной части Федерального  бюджета 1997 г. они составили менее 1%), так что говорить о содействии финансовой стабилизации не приходится.

    4. Приватизация в сфере торговли  и услуг способствовала созданию  конкурентной среды. Что касается  других отраслей экономики, то  там нередко на основе государственной  собственности организуются всякого  рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, устанавливающие  монопольные цены и не допускающие  конкуренции.

    5. Иностранные инвестиции в российскую  экономику весьма незначительны,  они не соответствуют ни масштабам  потребностей российской экономики,  ни масштабам приватизации. При  этом отраслевые приоритеты, избираемые  зарубежными вкладчиками, во многом  не совпадают с приоритетами  структурной перестройки России.

Информация о работе Реформа отношений собственности в России