Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа
В экономике рыночного типа широкое развитие получил такой механизм регулирования экономических процессов, как рынок ценных бумаг. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением. Рынок ценных бумаг представляет собой сферу реализации экономических отношений, выражаемых финансовым капиталом, и является частью финансового рынка, на котором капиталы аккумулируются, а затем инвестируются в реальный сектор экономики.
Введение…………………………………………………………..3
1. Становление рынка ценных бумаг в РБ........................................4
1.1 Возникновение и формирование рынка ценных бумаг………..4
2. Развитие рынка ценных бумаг…………………………………...11
2.1 Развитие фондового рынка………………………………………11
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг………………………18
2.3 Рынок ценных бумаг в РБ: факторы и приоритеты развития….33
Существует также тесная связь между уровнем политической и социальной стабильности государства, с одном стороны, и степенью доверия инвесторов, а также развитием фондового рынка-с другой. Считается, например, что именно политическая стабильность стала важнейшим фактором успехов Китая в привлечении прямых иностранных инвестиций.
Таким
образом, будущее развитие рынка
ценных бумаг в стране зависит
от того, какой социально-экономической
модели будет придерживаться общество.
При сохранении высокой степени
огосударствления экономики, слишком
большой доле центрального банка в перераспределении
денежных средств фондовый рынок не будет
иметь необходимых условий для развития.
Структура собственности также влияет на состояние и основные характеристики рынка ценных бумаг: при более сложной и диверсифицированной он более развит. Особенно важное значение имеет структура акционерного капитала. Собственность, если она принадлежит единому держателю, например государству, или является объединенной в крупные доли, определяет сжатый и упрощенный характер рынка ценных бумаг. Концентрация собственности в крупных и контрольных пакетах приводит к тому, что свободной для обращения является лишь незначительная часть акционерного капитала, осуществляются только одиночные сделки блоками.
Доля собственности, непосредственно контролируемой государством в экономике (т.е. республиканской, коммунальной, АО с долей государства более 50%), чрезвычайно высока и достигает почти 80%. Удельный вес акционерной среди прочих составляет около 17%, а АО с долей государства менее 50% -всего 4%.
В
структуре акционерных обществ
доля тех, в которых государственные
пакеты превышают 50%, - более 75%. Это свидетельствует,
что на большинстве АО республики контрольные
пакеты принадлежат государству и до тех
пор, пока его доля не будет уменьшена,
акции предприятий па публичном фондовом
рынке обращаться не будут. Крупные собственники,
как показывает мировой опыт, не заинтересованы
в дополнительных выпусках, в размещении
акций среди мелких и институциональных
инвесторов. Таким образом, для страны
характерна «оптовая» структура собственности,
следствием чего является отсутствие
массового предложения белорусских акций
на фондовом рынке в настоящее время, не
будет его и в перспективе. Акции заморожены
у государства, не поступают на массовые
рынки, поскольку пригодны только для
одиночных сделок крупными партиями. Население
отделено от организованных рынков, практически
отсутствуют институциональные инвесторы,
иностранные акционеры. Доля иностранной
собственности и смешанной с иностранным
участием, несмотря на двукратное ее увеличение
в 2007 г. (прежде всего в связи с продажей
акций Белтрансгаза) составляет всего
4%.
Тенденцию сохранения «оптовой» структуры собственности нельзя считать присущей только Беларуси. Она свойственна многим странам, прежде всего с переходной экономикой, и приводит к тому, что фондовые рынки у них носят преимущественно долговой характер (в отраслевой структуре ценных бумаг преобладают корпоративные облигации)
Негативным у нас является также то, что
менеджеры не владеют акциями своих предприятий.
До тех пор, пока не будет сформирована
более выгодная для них структура собственности,
они не будут заинтересованы в выводе
своих акционерных обществ на фондовый
рынок.
Экономическая политика государства прямо влияет на развитие рынка ценных бумаг и отдельных его сегментов. К примеру, слишком жесткая налоговая и денежная политика, отсутствие налоговых стимулов, поддерживающих интерес к вложению в ценные бумаги, неправильное применение процентной политики могут обусловить значительные нарушения в структуре рынка. Недостатки в инвестиционной политике способны привести к масштабному сужению РЦБ: чем выше дефицит инвестиций в экономике, тем уже рынок. Вызовом сегодняшнего дня для нашей страны является острый дефицит инвестиций для модернизации экономики. И именно рынок ценных бумаг мог бы стать важнейшим инструментом привлечения внутренних и иностранных вложений, формирующих спрос на инвестиционные ценные бумаги и. следовательно, прямо влияющих на характеристики фондового рынка.
Практически во всех постсоциалистических странах последовательно проводилась либерализация последнего, осуществлялся упрощенный доступ на него нерезидентов и резидентов. Это касалось доступа к публичному обращению (не говоря уже о наличии такого обращения вообще и существовании в этих странах законов о публичном обращении пенных бумаг) новых выпусков ценных бумаг эмитентов, предоставления возможности резидентам приобретать иностранные ценные бумаги, увеличения лимитов выпуска пенных бумаг национальными эмитентами для обращения за рубежом. В результате первоначальное публичное размещение акций было довольно значительным. Акции многих крупных компаний большинства этих стран еще в середине девяностых годов являлись предметом купли-продажи на международном рынке и котировались в Нью-Йорке, Лондоне, на биржах Австрии и Германии.
Развитие рынка ценных бумаг, таким образом, предполагает проведение инвестиционной политики, реально ориентированной на привлечение долгосрочных прямых и портфельных инвестиций, на создание нормальною инвестиционного климата, предполагающего максимальное снижение экономических (макроэкономических, институциональных) и политических рисков, административных барьеров, налоговой нагрузки и др. К примеру, нельзя добиться массового выхода инвесторов на рынок, если на формирование цен на бумаги влияют искусственные факторы и ни инвесторы, ни эмитенты не могут получить лучшую цепу. Сегодня есть понимание необходимости привлечения белорусскими организациями инвестиций на зарубежных фондовых рынках путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие в свободном обороте не менее 25% его акций.
Существующая сегодня в Республике Беларусь налоговая политика также не способствует развитию фондового рынка. Речь идет, прежде всего о налогообложении доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, а также доходов, полученных юридическими и физическими лицами от операций с акциями. Мировой опыт свидетельствует: фондовые рынки, как источник инвестиций, всегда и везде имеют огромные налоговые льготы. В условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее эффективных инструментов побуждения инвесторов к вложению сбережений в акции и облигации.
Доказательством того, что ряд вопросов, связанных с налогообложением на фондовом рынке, не решены, является увеличение уставного фонда некоторых белорусских банков, в том числе ОАО «Приорбанк», ЗЛО «Банк ВТБ (Беларусь)». Действующее законодательство предусматривает при увеличении уставного фонда банков путем дополнительного выпуска и размещения акций через их продажу выше номинальной стоимости налогообложение полученного эмиссионного дохода по ставке 24% (как внереализационные расходы). Проведение подобных операций в прошлом году фактически стало возможным только в результате принятия Главой государства специальных решений, устранявших налогообложение полученного эмиссионного дохода в данных случаях.
Таким
образом, в результате длительного
воздействия вышеназванных
Основными
диспропорциями фондового рынка
Беларуси в настоящее время являются
следующие:
Основные проблемы и диспропорции белорусского фондового рынка, выявленные при анализе с точки зрения спроса и предложения на нем, представлены на рисунке.
Таким
образом, для формирования в стране
полноценного, ликвидного и эффективного
рынка ценных бумаг необходимо прежде
всего воздействие на вышеназванные
факторы, оказывающие решающее, долгосрочное
влияние на данный институт. Следует выработать
стратегии развития, основанные на корректировании
этих факторов с целью изменения структуры
РЦБ и его долгосрочных перспектив. В связи
с этим для развития нормального фондового
рынка в Республике Беларусь требуется:
• занять
четкую и однозначную позицию в отношении
выбора дальнейших экономических преобразований
в республике. Продолжение приватизации,
снятие ограничений в движении капиталов,
участии иностранных инвесторов в операциях
на внутреннем рынке и прочие меры, означающие
переход к реальному запуску рыночных
механизмов, являются первым и наиболее
важным условием для развития РЦБ, без
которого все остальные окажутся малоэффективными.
Ряд действий Правительства в 2007 и начале
2008 г. (отмена «золотой акции», проведение
крупных приватизационных сделок, принятие
решения об отмене моратория на обращение
акций, приобретенных в процессе льготной
приватизации, и др.) позволяет надеяться
на серьезное изменение ситуации. Особое
внимание хотелось бы обратить на Декрет
Президента Республики Беларусь № 7 от
14 апреля 2008 г., который предусматривает
поэтапную отмену запрета на свободное
обращение акций в течение ближайших трех
лет и должен дать дополнительный импульс
для развития фондового рынка в стране.
В целом можно согласиться со следующим
мнением некоторых белорусских экономистов:
в процессе последовательного улучшения
инвестиционного климата в стране (этапным
событием в нем стало получение благоприятного
кредитного рейтинга) наступил момент,
когда республика должна не откладывать
решение вопросов вхождения в международную
финансовую систему, в противном случае
будет ограничиваться приток в страну
иностранных инвестиций, что существенно
затормозит экономическое развитие страны
в ближайшие десятилетия. Развитию фондового
рынка окажет содействие формирование
благоприятных условий для роста присутствия
на нем иностранных инвесторов, включая
возможность признания лицензий профессиональных
участников и их допуска к биржевым торгам,
создание механизмов для унификации инфраструктуры
с соответствующими зарубежными институтами.
Следует рассмотреть возможность продажи
части акций ОАО «Белорусская валютно-фондовая
биржа» какой-либо из крупных биржевых
групп, что позволит белорусским предприятиям
получить доступ к дополнительным инвестициям,
повысить доверие иностранных инвесторов
к республиканскому организованному рынку,
использовать для повышения его эффективности
технологии и опыт нового акционера;
Рынок ценных бумаг |
Предложение | Спрос |
Информация о работе Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь