Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

В экономике рыночного типа широкое развитие получил такой механизм регулирования экономических процессов, как рынок ценных бумаг. Это важнейший рыночный перераспределительный механизм финансовых ресурсов, денежных накоплений между субъектами хозяйствования, государством и населением. Рынок ценных бумаг представляет собой сферу реализации экономических отношений, выражаемых финансовым капиталом, и является частью финансового рынка, на котором капиталы аккумулируются, а затем инвестируются в реальный сектор экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
1. Становление рынка ценных бумаг в РБ........................................4
1.1 Возникновение и формирование рынка ценных бумаг………..4
2. Развитие рынка ценных бумаг…………………………………...11
2.1 Развитие фондового рынка………………………………………11
2.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг………………………18
2.3 Рынок ценных бумаг в РБ: факторы и приоритеты развития….33

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларуса.doc

— 337.50 Кб (Скачать)

   Таблица 6.

   Характеристика крупнейших специализированных инвестиционных фондов Беларуси (на 1.10.95 г.) 

      Фонд
    Количество акционеров
      Количество чеков, тыс. шт.
     
     
     
     
    Всего Обмены на акции приватизированных предприятий .
    Первый респуб ликанский инвес тиционный фонд 65542 66772 -
    Дайнова-инвест 8023 990 . 138,5
    Реформа-траст
      156
    960 -
    Осмос-инвест
      125
    762 -
    Белэконинвест 4983 730 -
    Славнефть
      -
    7375 585
 

   Только 25 апреля 1996 г. состоялся первый чековый аукцион, в котором участвовали исключительно фонды. За время вынужденного безделья около половины фондов практически прекратили свое существование (к маю 1996г. только 2-3 смогли продолжить работу).

   Политика государства сконцентрировалась в основном на двух направлениях: ограничить обращение чеков и не допустить скупку акций приватизируемых предприятий у населения. Зарождение рынка именных приватизационных чеков началось еще в 1994 г. и продолжалось в 1995 г. достаточно медленными темпами. С начала обращения чеков для продажи были предложены акции 97 АО, образованных на базе республиканской собственности, на 22,5 млн. чеков или 56 млрд. рублей, паи 71 коллективного предприятия на 2,8 млн. чеков или 7 млрд. рублей, а также акции и паи 282 приватизированных предприятий коммунальной собственности на 6,4 млн. рублей. Недостаточность объективной информации, ошибки в вопросах приватизации привели к тому, что часть граждан старалась избавиться от полученных чеков, сбывая их за бесценок. Приватизация в Беларуси началась еще в 1991 г., когда были приватизированы несколько крупных предприятий. В 1994-1995 гг. после принятия программы приватизации и законов о приватизации она стала массовой.

   Сумма эмиссий акций приватизируемых предприятий превышает эмиссию акций АО других секторов экономики.

   Для коммерческих банков и инвестфондов номинальная стоимость эмиссии соответствует стоимости уставного капитала на дату образования общества, а для приватизируемых предприятий номинальная стоимость, как правило, определяется по балансовой стоимости имущества на 01.01.94 г., так как увеличение уставных фондов и номинала акций в соответствии с инфляцией на большинстве предприятий до сих пор не проведена. Следует также отметить, что стоимость имущества в обеспечение акций приватизируемых предприятий в несколько раз выше стоимости имущества в обеспечение акций всех остальных обществ вместе взятых.

   В 1995 г. планы приватизации не были выполнены, и она продолжалась скорее по инерции, набранной в 1994 г. (таблица 7). 

   Таблица 7. Итоги приватизации в Беларуси 

Вид собственности    Год Всего
 
1991
1992 1993 1994 1995
 
Приватизировано предприятий,
   61    211    252    622    448 1279
в том числе:                           
республиканской собственности    19    32    140    184    31 407
 
 

   В 1995 г. был осуществлен выпуск собственных обязательств КО НБ. Схема размещения, обращения и погашения КО аналогична ГКО Министерства финансов. Выпуски данного вида ценных бумаг имеют следующие цели:

   - компенсировать ликвидность финансовой системы республики, возникающую под влиянием других секторов финансового рынка, в частности, для сглаживания пиковых нагрузок рублевой массы на финансовый рынок;

   - оперативно получать достоверные  показатели состояния финансового рынка для обоснования уровня ставки рефинансирования Национального банка.

   Первый  выпуск ценных бумаг Национального  банка состоялся 6 июня 1995 г. В период с июня 1995 г. по сентябрь 1996 г. проведено 13 аукционов по размещению этих ценных бумаг. Суммарный объем эмиссии составил 2,2 трлн. рублей. Объем привлеченных средств по номиналу превысил 1,4 трлн. рублей.

   Основная  проблема, которая тормозит развитие рынка ценных бумаг Национального банка, связана со статусом КО НБ. Некоторые аналитики финансового рынка в соответствии с выполняемыми функциями относят КО к государственным ценным бумагам. Официальная точка зрения иная - ценные бумаги Национального банка к категории государственных не относятся. Поэтому и доходы от операций с КО (в отличие от ГКО) не льготируются по налогообложению, что оказывает негативное влияние на развитие вторичного рынка ценных бумаг НБ.

   Длительной  оказалась борьба двух конкурентов - МВБ и БФБ - за право регистрировать сделки на вторичном рынке ГКО, которая стала следствием исключительности государственных ценных бумаг на нашем безбумажном фондовом рынке. После того как торговля ГКО в мае-июне 1995 г. практически полностью перешла на площадку МВБ, в "Белорусском рынке" регулярно появлялись сообщения о новых аспектах этого противостояния, которое закончилось лишь с передачей МВБ под управление Национального банка.

   В начале 1995 г. БФБ связывала свои надежды  с активизацией фьючерсных торгов. В январе-феврале были зафиксированы самые большие обороты торгов по фьючерсным контрактам. Однако при установлении постоянного курса белорусского рубля интерес к фьючерсным торгам практически упал до нуля.

   Акциями на БФБ в 1995 г. никто торговать не собирался, кроме Мингосимущества, которое в сентябре планировало приступить к продаже акций приватизируемых предприятий. В какой-то момент это даже вызвало противостояние между БФБ и Агропромбиржей. Однако борьба оказалась бессмысленной. Наступивший в 1995 г. кризис затронул и их. Сделки с ценными бумагами практически не регистрировались. Операции с ГКО осуществляются при посредничестве Нацбанка, но торги не проводятся нигде. На внебиржевом рынке, также весьма слабом, в 1995 г. полученная прибыль от операций с. ценными бумагами (по данным Инспекции по ценным, бумагам) составила всего 2,5 млн. долларов.

   Попытка государства повести борьбу с "пирамидами", деятельность которых громкими скандалами отозвалась по всем средствам массовой информации, в 1995 г. привела к проведению инвентаризации всех выданных лицензий.

   Статья Головы А.Г. посвящена проблеме формирования в стране полноценного рынка ценных бумаг. Рассматриваются вопросы достигнутого состояния данного института, долгосрочные факторы, обуславливающие степень его развития, определяются основные направления, позволяющие обеспечить ускорение последнего. Предлагается совершенствовать данный институт в более тесной связи с такими проблемами, как выбор модели социально-экономического развития, формирование экономической политики, оптимизация структуры собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.3 Рынок ценных бумаг в Республике Беларусь: факторы и приоритеты развития.

   Развитие рынка ценных бумаг (РЦБ) в Республике Беларусь является одной из основных составляющих институциональных преобразований, проводимых в стране уже достаточно продолжительное время. Формирование полноценного, ликвидного и эффективного фондового рынка неоднократно провозглашалось важнейшей задачей в ряде программных документов, определяющих основные направления реформирования в Республике Беларусь. Необходимость развития этого института обусловливается, как общей целью создать в стране социально ориентированную экономику рыночного типа, так и стремлением не остаться в стороне от общемировой тенденции повышения значения фондового рынка в экономиках всех стран, в финансировании предприятий и государства при снижении роли банковских кредитов.

  РЦБ является одним из ключевых механизмов привлечения денежных ресурсов для инвестирования, модернизации экономики, стимулирования роста производства. Однако, несмотря на проведение ряда мероприятий и определенные изменения в функционировании этою рынка в стране, произошедшие за последние десять лет, он по-прежнему не выполняет свою основную функцию, т.е. не обеспечивает перераспределение денежных ресурсов в реальный сектор на удовлетворение потребностей в инвестициях, формирование рыночной оценки бизнеса. Вместо этого сформировался очень небольшой РЦБ, практически не оказывающий влияния на развитие экономики. По данным международных финансовых организаций (являющихся одним из важнейших источников информации для потенциальных иностранных инвесторов), фондовый рынок Республики Беларусь наряду с существующими в нескольких слаборазвитых африканских государствах находится вне какой-либо категории и вообще не имеет количественной оценки. Основными показателями, характеризующими степень развития фондового рынка (а также уровень развитости акционерного капитала) в той или иной стране, являются капитализация рынка акций (совокупная курсовая стоимость всех выпущенных акций компаний, имеющих регулярную котировку), ее доля в ВВП и оборот по сделкам с акциями. Показатель «капитализация/ВВП» у развитых рынков составляет 60% и выше, у развивающихся - 30-40%. К примеру, в 2007 г. в Российской Федерации он превысил 100%. Отсутствие в Беларуси компаний, имеющих значимые показатели регулярной рыночной котировки, не позволяет рассчитать уровень капитализации рынка акций в стране и вообще говорить о наличии фондового рынка как полноценного института. В отчете Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2007 г. указывается, что у нас можно рассчитать уровень капитализации первичною рынка акций, под которой в данном случае подразумевается объем эмиссии на сумму 16.75 трлн. бел. руб., или около 17% от ВВП.

  Таким образом, несмотря на неоднократные упоминания в ряде прогнозных и программных документов основных задач по развитию в стране рынка ценных бумаг, за последние десять лет не удалось существенным образом изменить положение в данной сфере. Причина этого, на наш взгляд, в том, что при определении перспектив развития РЦБ недостаточно учитывается ряд факторов, оказывающих решающее влияние на основные характеристики данного рынка.

   В связи с этим в статье сделана попытка на основе выявления внешних по отношению к рынку долгосрочных фундаментальных факторов, а также оценки основных итогов и диспропорций в развитии рынка ценных бумаг в нашей стране определить возможные перспективы и приоритеты его дальнейшего развития.

   К числу важнейших факторов, воздействующих на белорусский фондовый рынок, относятся: тип экономической системы, структура собственности, экономическая политика государства, а также существующий уровень развития рынка и накопленные диспропорции. 

   Тип экономической системы. Рынок ценных бумаг основывается на свободных решениях инвесторов и эмитентов о размещении временно свободных денежных средств и привлечении финансовых ресурсов. Поэтому чем выше показатели функционирования рыночной экономики в той или иной стране и экономической свободы, тем больше возможностей для развития в ней фондового рынка. В условиях централизованной экономики РЦБ может существовать лишь как рынок государственных займов. Достичь в его становлении уровня экономически развитых стран задача достаточно сложная. Проведенные исследования показывают, что чем выше доля материальных и денежных ресурсов, распределяемых централизованно (бюджет, субсидированные кредиты и др.), чем больше доля государства в национальном богатстве, тем ниже роль основных рынков, в особенности рынка ценных бумаг, меньше объемы последнего, проще его структура. И наоборот, чем меньше степень вмешательства государства в экономику (в том числе и через его участие в акционерном капитале), тем больше объем фондового рынка и насыщенность хозяйственного оборота ценными бумагами. При доле правительства во внутреннем кредите, превышающей 25%, вероятность того, что капитализация рынка акции достигнет 40%, очень невелика.

   На  РЦБ отрицательно влияет высокая  степень не только вмешательства  государства в экономику, но и ее закрытость в финансовой сфере, которая означает жесткие ограничения: в движении капиталов, на участие иностранных инвесторов в операциях на внутреннем рынке, обращение отечественных финансовых инструментов на иностранных рынках, в области конвертируемости валюты. К закрытым относится, к примеру, экономика Ирана, где показатель «капитализация/ВВП» составляет чуть более 10%. а рынок облигаций (в исламе процент запрещен) и массовые розничные инвесторы практически отсутствуют. Это так называемый фундаменталистский подход - ориентация на особый национальный путь развития, закрытость экономики, сильную роль государства. 

Информация о работе Развитие рынка ценных бумаг в Республике Беларусь