Развитие предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно хозяйства.
Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.
Так обратимся же немного к истории, ведь «Размышления над прошлым могут послужить для будущего» (У.Черчиль).

Содержание

Введение

I. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до ХV века)
II.Предпринимательская деятельность в средние века (ХIV – ХVII вв.)
III.Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства
IV. «Золотой век предпринимательства» (XIX в.)
V. Предпринимательство в XX веке

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Готовый реферат - копия.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Оглавление: 

Введение      

                                                                                                        

3
I. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до ХV века) 5
II.Предпринимательская деятельность в средние века (ХIV – ХVII вв.) 7
III.Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства                  10
IV. «Золотой век предпринимательства» (XIX в.) 12
V. Предпринимательство в XX веке 14
Заключение 19
Список  литературы 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Всякое  явление имеет свою историю, и всякая деятельность непременно опирается на опыт предшествующих поколений. Исходя из этого, главной задачей данного реферата является знакомство с таким явлением, как предпринимательство в истории  России.

       Предпринимательство понимается как самостоятельная  деятельность людей, организующих производство или торговлю, которое приносит им определенный доход. Носители этой деятельности – так называемое третье сословие: купцы, промышленники. Фабриканты, мелкие и крупные торговцы и производители, получившие ранее общее название «буржуазия».

       В современных условия нашей страны более употребимым является определение  «предприниматели».

       Вот как характеризует предпринимателя  профессор В.Богачев: «Предприниматель — это бедолага и вечный должник; неуемный оптимист, добровольно избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферы хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги; немилосердный самоэксплуататор без, нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе дел тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный рабочий».

       Исторический  путь развития предпринимательства  большинство народов мира прошло в поступательном развитии. В истории  России этот путь пытались пройти неоднократно на витке предпринимаемых реформ, но по ряду исторических причин не довели ни один цикл этих реформ (а собственно и развитие предпринимательства) до конца.

       Предпринимательство в нашей стране имеет сложную  судьбу с самого начала образования  Российского государства и более  древнего его предшественника –  Киевской Руси. Обстоятельства, влияющие на предпринимательство и торговлю, оказывали на них в основном негативное влияние, поэтому особенно интересно, что эта деятельность все же развивалась и достигала определенных высот в различные исторические периоды. К таким негативным обстоятельствам можно отнести развитие больше натурального хозяйства, нежели товарное производство, постоянные войны, влияние религии и другие.

       Мировой опыт подтверждает – предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

       Высокий уровень развития предпринимательства  выступает необходимым слагаемым  современной модели рыночно хозяйства.

       Предпринимательство во многом способствует поддержанию  конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.

       Так обратимся же немного к истории, ведь «Размышления над прошлым могут послужить для будущего» (У.Черчиль).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       I. Предпринимательская деятельность на территории Древнерусского государства (до ХV века)

       Возраст русского предпринимательства далеко перевалил за тысячу лет. Его корни  в жизни древнейших народов, населявших территорию современной Россию.

       В период древней Руси до нападения монгольского ига характерна некая экономическая активность. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян. Они показывали себя активными и бесстрашными купцами, умеющими действовать в интересах князя, государства и личных обстоятельствах. К сожалению, географические, политические и военные причины не позволили славянам развить предпринимательские способности. Это смогло бы вывести богатую природными ресурсами, талантливыми людьми и цветущими городами Киевскую Русь в ряд европейских цивилизованных государств и, возможно, избежать татаро-монгольского разорения.

       Со  времени самых ранних лесных поселений  скудные и ненадежные доходы от земледелия заставляли поселян искать добавочные доходы, они занимались всевозможными  промыслами: рыболовством, бортничеством, охотой, звероводством, дублением кож, ткачеством, солеварением. Такой вспомогательный, дополнительный характер неземледельческих занятий привел к тому, что и в дальнейшей истории на торговцев и ремесленников стали смотреть как на вспомогательный, а не как на самостоятельный профессиональный социальный слой.

       Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Эти места получили названия погостов. На погостах совершались сделки, заключались договоры, именно здесь зародилась традиция ярмарочной торговли.

       Как уже говорилось, первоначально древние купцы не были выведены в отдельное сословие, их общественный вес был ничтожен, поскольку предпринимательством и торговлей в то время занимались все слои населения, в том числе князья и бояре. Однако уже в 11-12 вв. за убийство купца полагалось гораздо более строгое наказание, чем за простого человека: ведь именно торговля приносила городам богатство и процветание.

       И в первом русском своде законов  «Русская Правда» торговой, предпринимательской деятельности было отведено важное место. Такой документ мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В «Русской Правде» строго разграничивались понятия отдачи имущества на хранение и займа, простого займа и отдачи денег в рост из определенного условного процента, займа – от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

       В конце IX в. возникают денежные отношения.

       Главными  торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. Торговые связи  древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. Расширялась география торговых связей. Русские купцы привозили особо ценный товар (меха) в хазарскую столицу Итиль (вблизи современной Астрахани).

       Большая торговля велась с варягами, у которых  покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами, откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

         В целом в Древней  Руси мы наблюдаем предпосылки для  появления ростков русского предпринимательства. 
 
 
 
 

II.Предпринимательская деятельность

  в средние века (ХIV – ХVII вв.)

       Итак, собирание Москвой русских земель (14 в.), обретение ими политической независимости (15 в.), складывание централизованного государства оказали существенное влияние на развитие предпринимательской деятельности.

       Во  второй половине 15 в. значительно увеличилась  численность купечества, а поле его  деятельности заметно расширилось. Появились торговцы, постоянно связанные  с различными землями страны, либо с иностранными государствами. Именно к этому периоду относится больше всего упоминаний о суконщиках, сурожанах, гостях московских, новгородских, псковских. Высшее столичное купечество приобретало все больше влияния на политические события.

       К XVI веку оживилась торговля не только в городах, но и на ярмарках. Традиция ярмарок стала сердцем русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами. Было в России место, куда ежегодно в августе со всех концов страны и света стекалось огромное количество людей. Это Нижегородская Макарьевская ярмарка. Здесь можно было купить или договориться о покупке любого товара, производимого в России, заключить сделки, наряду с крупно-оптовой торговлей была и мелочная - розничная, разносная. Ярмарка товаров была одновременно и ярмаркой-смотров всех творческих сил, технических новинок, тут же рождалась предприимчивость, сколачивались артели, товарищества. Ярмарка была самым чутким барометром экономической жизни и ее надежным регулятором. Именно здесь формировался баланс между спросом и предложением, производством и потреблением главных российских продуктов. Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных и привлекательных форм хозяйственного общения, развивавшихся в рамках народных традиций и обычаев. 

       В XVI веке ситуация несколько изменилась. Это время царствования Ивана Грозного. Этот период отличается противоречивостью по  отношению к торговле. С одной стороны, царь оказывал знаки внимания тем представителям купечества, которые постоянно подчеркивали свою лояльность и оказывали ему не только материальную, но и политическую поддержку. С другой – предпринимательство развивалось в условиях централизованного государства, которого сковывало экономическую активность граждан. Реформы середины 16 века продолжили процесс укрепления власти царя, уничтожения среднего, наиболее благоприятного для предпринимательства слоя на Руси, закрепление крестьян. Стремясь подчинить себе богатых купцов, Иван Грозный объединил их с ремесленниками и мелкими городскими торговцами в одно сословие посадских людей. Все это свидетельствовало о том, что давление государства делало невозможным расширение самостоятельности не только купечества, но и элиты страны. Складывалась ситуация, при которой самодержавие подчиняло деятельность купечества целям феодального государства.

       И наконец, Опричнина, которая уничтожила остатки частного землевладения, и  делала все больше людей напрямую подданными государства.  Государь сосредоточил в своих руках громадные  земельные и прочие богатства, из-за чего рационального их распределения не получилось.

       В такой обстановке деятельность семьи  Строгановых является уникальной, ставших  в эпоху Ивана Грозного символом российского предпринимательства. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири.

       Рядом со Строгановыми успешно работали их многочисленные конкуренты, крупные  солепромышленники, торговцы, гости: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы и  другие.

       17 век можно назвать рубежом,  знаменовавшим начало постепенного подрыва позиций феодализма и одновременно роста рыночных отношений.

Впрочем, события конца 16-начала 17 вв. не оставляли  особых надежд на успех предприимчивым людям. Лихолетье Смутного времени  не создавало столь необходимой  стабильности. Тем не менее, к середине 17 в. удалось преодолеть последствия общенациональной катастрофы.

       В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей  выделяется в особую группу городских  или посадских людей, которая  в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы.

       В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между  отдельными районами страны, т. е. возникает  всероссийский рынок.

       Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей XVII века значительно расширяется и отражает всю географию экономического освоения России.

       Таким образом, ростки предпринимательства  пробивали с большим трудом почву  феодализма. Хотя преобразовательные настроения витали в воздухе до воцарения Петра 1, однако, реализация сложнейшей задачи по укреплению экономического, военного и политического могущества России; в новых реалиях была связана с новым этапом развития страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III.Эпоха Петра – как стремительное развитие предпринимательства

         В начале 18 в. в России происходят  преобразования Петра I, которые  оказали серьезное воздействие  на развитие отечественного предпринимательства.  Это касается в первую очередь  сферы промышленного производства. В допетровскую эпоху еще не в полной мере сложились условия для инвестиций капитала в промышленность. Преобразования Петра 1 резко стимулировали этот процесс. В первой четверти 18 в. было создано около 200 (а по некоторым подсчетам — и до 400) крупных предприятий. Они производили железо, вооружение, военное снаряжение, на верфях строились корабли. Все это использовалось для оснащения армии, которая вела более, чем двадцатилетнюю войну со Швецией. Десятки предприятий возникли и в сфере легкой промышленности. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей верхов общества, воспринимавшего европейский быт, производили зеркала, ленты, чулки, шляпы, шпалеры, курительные трубки, сахар и т.п.

Информация о работе Развитие предпринимательства в России