Развитие малого предпринимательства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретения и инновации: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новой продукции и услуг для потребителей.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Введение

     Экономика России сегодня находится в стадии становления. И хотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику  феодальной, живущей по своим собственным  законам. Управление развитием сегодня  свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своем развитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономически развитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

      В становлении и развитии социально-ориентированной  рыночной экономики немаловажная роль отводится малому предпринимательству. Малое предпринимательство является существенной составляющей и массовой субъектной базой  цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма.

      Предпринимательский характер малого бизнеса придает  рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малый бизнес служит одним из факторов структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства.

      В условиях современного российского  общества энергичное развитие сектора  малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических  и социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании рыночного механизма.

      В настоящее время почти треть  трудоспособного населения России в той или иной мере связана  с малым бизнесом. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях.

      Малый бизнес зародился более чем 40 веков  назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.

      Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

      Малый бизнес находится в центре интересов  современного общества, затрагивает  жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать  без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретения и инновации: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новой продукции и услуг для потребителей.

      Вопреки общераспространенному мнению малый  бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что, как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании.

     Актуальность проблемы развития малого бизнеса определяется тем, что переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства.

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

      Целью курсовой работы является изучение развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • Определение роли малого предпринимательства в развитии экономики;

    Изучение  способов государственной поддержки малого предпринимательства;

  • Выявление проблем малого предпринимательства в РФ;
 

 

     1. Малое предпринимательство и его роль в экономике

     Малое предпринимательство в России обладает некоторыми отличающими его от малого предпринимательства большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; - общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

     Российские  малые предприятия обладают высокой  степенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и нарастающей криминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционировании данного сектора.

     Важным  экономическим условием становления  малого бизнеса, которое во многом зависит  от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

     При этом подразумевается не просто существование  в России этих рынков и наличие  соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.

     Малое предпринимательство – один из ведущих  секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма. Именно этот факт побудил автора выбрать для дипломной работы тему как «Малый бизнес» и «финансовые проблемы малого предприятия», которую он посчитал наиболее актуальной на сегодняшний день.

Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного  хозяйства, неотъемлемый элемент присущего  ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет государственного регулирования.

Значимость  изучения проблемы малого предпринимательства  усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства  публикаций на эту тему, менее всего  повезло в отношении государственной  и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом.

      Бизнес  – это любой вид непосредственной деятельности с целью получения  дохода, предусматривающий привлечение  собственных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала.

Бизнес  предполагает полную самостоятельность  в принятии хозяйственных решений  и соответствующую ответственность  за результаты этих решений. Бизнес –  всегда риск. Даже решение держать акции данной компании или своевременно продать, связано с риском.

Организации бизнеса – это, в основном, частные  фирмы различного хозяйственного статуса  – от индивидуальных до крупнейших акционерных компаний.

Переход к рыночной экономике потребует  изменения всей экономической инфраструктуры страны и, в первую очередь, осуществления ее демонополизации.

В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для  создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий  можно преобразовать социально-экономическую структуру общества, осуществить плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для конкуренции и развития рыночных отношений.

      В мировой экономике огромное количество предприятий и фирм, из которых от 95 % — в ФРГ до 99.7 % — в Японии приходится на мелкие предприятия (по числу работающих).

      Преимущества  малого бизнеса :

      - сравнительно более низкие издержки  управления, обусловленные отсутствием  лишнего бюрократического аппарата  и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микро предприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

      - по мнению некоторых ученых, большие  размеры повышают степень формализации  организации и понижают способность  к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

      - более низкая потребность в  капитале и способность быстро  вводить изменения в продукцию  и производство в ответ на требования местных рынков

      - малые предприятия лучше знают  уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей  преимущественно на региональный  рынок идеально приспособлена  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

      - относительно более высокая оборачиваемость  капитала малых предприятий.

      малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

Работники малого предпринимательства имеют  высокий уровень мотивации в  достижении успеха, а также возможности  реализовать свои идеи, проявить свои способности

Малый бизнес дает средства к существованию  большему количеству людей, чем крупный  бизнес. Он обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут  быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства в РФ