Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа
Целью данного исследования является поиск новых решений и устранение существующих противоречий в области выплаты дивидендов, а также разработка и оптимизация дивидендной политики применительно к российским акционерным обществам. В соответствии с поставленной целью, необходимо поставить и рассмотреть следующие задачи:
провести ретроспективный анализ существующих теоретических подходов к формированию дивидендной политики и определить влияние выплаты дивидендов на рыночную стоимость акционерного общества;
раскрыть процесс формирования дивидендной политики акционерного общества, выявить и проанализировать наиболее важные факторы, определяющие дивидендную политику акционерного общества;
рассмотреть основные причины и условия, при которых российские акционерные общества могут выплачивать дивиденды;
При развитом фондовом рынке от предприятия обычно не требуется мер по поддержке ликвидности и курса своих ценных бумаг (исключение составляют кризисные моменты. Например, при октябрьском кризисе 1997 года руководство компании Microsoft начало активно покупать свои акции, защитив их от нежелательного падения). Однако российский рынок пока еще находится в стадии становления, и без активных действий предприятия по развитию рынка своих акций этот процесс может растянуться на несколько лет.
Какие же действия может предпринять эмитент, решивший управлять собственным акционерным капиталом? Мы считаем, что процесс такого управления не должен ограничиваться только операциями по купле-продаже своих ценных бумаг от своего имени или с помощью маркет - мейкеров и связанных фирм. Эмитенту необходимо организовать комплексную систему мер, охватывающую все возможные направления регулирования инвестиционной привлекательности ценных бумаг.
Прежде
всего, эмитент должен рассмотреть
рынок потенциальных инвесторов
и классифицировать последних в
соответствии с их интересами и прочими
характеристиками, такими как: инвестиционные
ожидания, склонность к риску, объем
средств, предназначенных для
Глава 2. Факторы дивидендной политики и их классификация
2.2
придумать название
Понятие «дивидендная политика» (dividend policy) по известным причинам пришло в Россию в первой половине 90-х гг. прошлого века вместе с основополагающими элементами теории финансового менеджмента из экономической науки США. Именно в этой стране произошло формирование и развитие данной категории, начало которому положило исследование Д. Линтнера, опубликованное в 1956 г. Оно касалось дивидендных выплат 28 американских компаний за период с 1947 по 1953 г. Его результатом стало выявление закономерности, согласно которой исследуемые предприятия на выплату дивидендов направляли относительно постоянную долю прибыли. Д. Линтнер поставил в числе прочих актуальный до сих пор вопрос о том, что влияет на выбор менеджерами корпорации размера, формы и периодичности дивидендных выплат. Даже через полвека данный вопрос сохраняет остроту, что объясняется значительным количеством факторов, обусловливающих выбор параметров дивидендной политики, а также зачастую их стохастическим влиянием на нее и, следовательно, на рыночную капитализацию компании.
Последнее
обстоятельство ставит под сомнение
широкое использование
Сформировать успешную дивидендную политику без углубленного изучения факторов, влияющих на нее, можно только в том случае, если компания будет придерживаться благоприятных тенденций в этой сфере, складывающихся на протяжении длительного периода в той или иной стране. Например, в США с 1978 по 1999 гг. доля эмитентов акций, практикующих выплату дивидендов, непрерывно снижалась с 66,5 до 20,5% . Поэтому отказ некоторых американских корпораций (таких, как Microsoft, которая лишь в 2003 г. впервые за 27 лет своего существования распределила часть прибыли в виде дивидендов) от соответствующих выплат не оказывал существенного отрицательного влияния на их рыночную капитализацию.
К сожалению, в России исследованию дивидендной политики пока уделяется недостаточно внимания. Связано это с относительно небольшим сроком деятельности отечественных акционерных обществ. Однако в любом случае основанием для выработки российскими компаниями своей собственной дивидендной политики является учет, контроль и по возможности регулирование факторов, способствующих успешному развитию и инвестиционной привлекательности предприятия.
Прежде всего следует провести систематизацию факторов дивидендной политики, разделив их по месту возникновения на внешние и внутренние. К внешним можно отнести следующие группы факторов: требования законодательства; требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества; макроэкономические факторы. К внутренним — группы субъективных и объективных внутрифирменных факторов.
Каждая из пяти приведенных выше групп факторов может оказывать существенное влияние и накладывать ограничения на размер, форму и периодичность дивидендных выплат, а потому есть смысл рассмотреть их подробно:
1. Внешние факторы
Факторы первой группы объективны, поскольку влияют на все предприятия, либо на строго определенную их категорию. Эти факторы можно разделить на две подгруппы: к первой относятся условия, при которых дивиденды могут быть объявлены, ко второй — требования, регламентирующие источники, форму и процедуру их выплаты.
В России
источником таких ограничений является
Федеральный закон «Об | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
где СЧА —-стоимость чистых активов акционерного общества; УК —-уставный капитал акционерного общества; РФ — резервный фонд акционерного общества; Рл —-ликвидационная
стоимость привилегированных Рн-—-номинальная
стоимость привилегированных Помимо
перечисленных выше условий запрещено
объявлять дивиденды:
Несложно
заметить, что требования, ограничивающие
способность компании объявлять
дивиденды, в основном касаются платежеспособности
и финансовой устойчивости. Таким
способом законодательство уравновешивает
преимущества владельцев обыкновенных
акций, которыми они обладают, перед
кредиторами и владельцами В
силу того что между принятием
решения о выплате (общим собранием
акционеров) и выплатой дивидендов
может пройти до 60 дней, некоторые
ограничения на объявление дивидендов
дублируются ограничениями на их
выплату. По всей видимости, законодатель,
вводя последние, исходил из возможности
ухудшения финансового Так,
на день выплаты дивидендов эмитент
не должен иметь признаков банкротства,
и они не должны появиться как
следствие выплаты. Признаки банкротства
для отдельных категорий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ свидетельствует, что юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Данный признак несостоятельности относится ко всем акционерным обществам, кроме кредитных организаций и естественных монополий топливно-энергетического комплекса. Рассмотрение
второй подгруппы законодательных
ограничений следует начать с
требований к форме и источникам
дивидендных выплат. Согласно п. 1 ст.
42 Федерального закона «Об акционерных
обществах» дивиденды выплачиваются
из чистой прибыли общества после
налогообложения, определяемой по данным
бухгалтерской отчетности. Дополнительным
источником дивидендных выплат для
привилегированных акций Еще
одним фактором второй подгруппы
выступает определенная законодательством
последовательность процедур выплаты
дивидендов — иначе, дивидендных
событий. К примеру, в США и
Великобритании она такова:
Дата
объявления решения о выплате
дивидендов — момент объявления советом
директоров (или общим собранием
акционеров) предприятия решения
о предстоящей выплате Начиная
с предварительной даты каждый новый
покупатель приобретает акции без
права на получение ранее объявленного
дивиденда. Период времени со дня
составления списка акционеров и
до даты выплаты дивидендов даже на
развитых фондовых рынках составляет
около одного месяца (в России максимальная
продолжительность этого По
этой причине правилами фондовой
биржи, где обращаются такие акции,
предусматривается объявление эксдивидендной
даты, начиная с которой новый
собственник теряет право на получение
ранее объявленного дивиденда. Как
правило, эксдивидендная дата устанавливается
за 2—3 дня до наступления даты регистрации
(составление списка) акционеров. Это
время необходимо регистратору, чтобы
внести необходимые изменения в
реестр акционеров, так как одного
дня для этого не всегда достаточно.
При этом принимается:
Эмпирические
исследования показывают, что на развитых
фондовых рынках господствует тенденция
снижения цены акций в эксдивидендные
даты — это реакция на утрату
их новым приобретателем права на
получение объявленного дивиденда.
Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже
в этот день специалист, отвечающий
за организацию рынка акций Что
касается России, то здесь согласно
букве закона эксдивидендная дата не
имеет столь важного значения.
Дело в том, что последовательность
дивидендных событий согласно российскому
законодательству следующая:
В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» составление списка акционеров, имеющих право на участие в годовом общем собрании акционеров, а следовательно, на получение возможного дивиденда, происходит чаще всего на 50, а в некоторых случаях на 65 дней раньше даты объявления дивидендов. Таким образом, эксдивидендная дата в России имеет важное значение только для участников фондового рынка, обладающих либо достоверной информацией о мнении совета директоров определенного предприятия относительно целесообразности дивидендных выплат в текущем периоде, либо развитой интуицией. Естественно,
если эмитент решит действовать,
руководствуясь исключительно Вторая группа факторов включает в себя требования двусторонних соглашений, заключенных акционерным обществом, и односторонних обязательств, которые оно на себя возложило. Они объективны, носят как ограничивающий, так и стимулирующий характер, но предприятие имеет возможность не заключать соответствующие договоры и не брать на себя указанные обязательства. Так, за рубежом распространена практика ограничения дивидендных выплат заемщика при получении им ссуды. В целях предоставления гарантий обслуживания долга заемщик заключает соглашение, в котором оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо определенное значение финансовых коэффициентов, до достижения которого дивидендные выплаты не производятся. К данной группе следует относить такой фактор, как соответствие акций предприятия критериям допуска к торговле на крупных фондовых биржах. Одним из таких критериев является отсутствие на протяжении длительного времени фактов снижения акционерным обществом дивидендных выплат [3]. В третью группу входят макроэкономические факторы, влияющие на дивидендную политику предприятия. Среди основных — инфляция и налогообложение дивидендных выплат. Высокие темпы инфляции формируют склонность акционеров к получению дивидендов в денежной форме, чем более высокого дохода от прироста капитала. При этом руководство компании не стремится выплачивать дивиденды. Это объясняется увеличением потребности предприятия в наличности, а также вполне вероятным снижением прибыли по причине того, что рост издержек, сопутствующий инфляции, не всегда удается отразить в повышении отпускных цен на продукцию. Довольно
сильное влияние на дивидендную
политику акционерных обществ оказывают
параметры налогообложения Кроме
того, учет характера налогообложения
при реализации дивидендной политики
важен по причине того, что на эмитента,
выплачивающего дивиденды, возлагаются
обязанности по исчислению, удержанию
и перечислению в бюджет подоходного налога
и налога на прибыль. 2.Внутренние факторы Четвертая группа связана с тем, как руководство акционерного общества представляет себе потребности собственников относительно ставки дивидендов. Факторы данной группы субъективны, так как связаны прежде всего с мнением менеджеров. Первым фактором следует считать состав акционеров предприятия. Так, если большая часть акций сосредоточена в руках миноритарных акционеров и (или) институциональных инвесторов, то наиболее вероятно, что менеджмент будет ориентироваться на выплату высоких дивидендов. Если же предприятие контролирует небольшая группа физических лиц, занимающих в нем руководящие посты, то наиболее вероятен сценарий отказа от значительных дивидендных выплат в пользу реинвестирования прибыли. Вторым
фактором этой группы можно считать
мнение руководства о прочности
своего положения во главе акционерного
общества. В случае если менеджеры
видят высокую вероятность В пятую группу также входят внутрифирменные факторы, однако в отличие от предыдущей группы механизм их воздействия на дивидендную политику более прозрачен. Первым выступает наличие инвестиционных возможностей. Если руководство предприятия имеет возможность вложить средства в инвестиционный проект, ожидаемая доходность которого превышает рентабельность активов предприятия, а риск сопоставим, при этом финансирование за счет нераспределенной прибыли будет дешевле, чем за счет других источников, то совет директоров снизит дивидендные выплаты в пользу реинвестирования прибыли. Структура капитала акционерного общества, на наш взгляд, наиболее важный фактор в данной группе по двум причинам: во-первых, его воздействие на показатели дивидендной политики можно оценить количественно; во-вторых, он относительно легко поддается регулированию со стороны менеджмента. Механизм
реализации влияния структуры капитала
корпорации на ее политику дивидендных
выплат разработан американскими учеными
Ченгом Ф. Ли и Джозефом И. Финнерти
при детализации расчета чистой
прибыли в расчете на одну акцию.
Данный показатель наряду с размером
дивиденда, приходящегося на одну акцию,
доходностью акции и отношением
выплаченных дивидендов к чистой
прибыли, выступает одной из главных
характеристик дивидендной
где der — коэффициент квоты собственника; D — долговые обязательства предприятия; A — стоимость активов предприятия; S — акционерный капитал предприятия. В вышеприведенном
виде коэффициент позволяет С одной стороны, данная разновидность акций представляет собой долевые ценные бумаги, отличающиеся от обыкновенных акций предоставляемыми владельцам правами, — это позиция бухгалтерского учета. Наиболее наглядно, как в России, так и за рубежом, она проявляется при отражении уставного капитала в бухгалтерском балансе в одном разделе как в части, сформированной из обыкновенных, так и из привилегированных акций. Стоит также отметить, что в соответствии со стандартами бухгалтерского учета США в разделе «Капитал» (stockholders` eqity) бухгалтерского баланса отдельно показаны и обыкновенные (common stock), и привилегированные акции (preferred stock), тогда как по отечественным стандартам — только совокупный уставный капитал (строка 410 в третьем разделе бухгалтерского баланса). Другой
точки зрения на привилегированные
акции в большинстве своем
придерживаются теоретики и практики
финансового менеджмента в Некоторое сходство с облигациями заключается в том, что привилегированная акция с высокой вероятностью будет генерировать периодические дивидендные выплаты. Теоретически руководство акционерного общества может иногда отказываться от этих выплат, но на практике чаще всего предпочитает этого не делать из-за возможных негативных для него последствий, связанных с получением в этом случае дополнительных прав владельцами привилегированных акций. Таким образом, нельзя говорить, что привилегированные акции способствуют уменьшению плеча финансового рычага, но и достаточных оснований для отнесения их к долговым обязательствам нет. Поэтому коэффициенту «квоты собственника», по крайней мере, при анализе дивидендной политики следует придать следующий вид:
где — модифицированный коэффициент квоты собственника; Sp — часть акционерного капитала, образованная привилегированными акциями; Sc — часть акционерного капитала, образованная обыкновенными акциями. Принимая
во внимание то, что из коэффициента
«квоты собственника» исключено
влияние привилегированных Ниже
представлен расчет данного показателя
и первый этап его преобразования
(формула 4).
где NI — чистая прибыль за вычетом сумм дивидендов по привилегированным акциям, начисленных за отчетный период; EBIT — чистая прибыль до вычета процентов и налогов (earnings before interest and taxes); i — ставка платежей по долговым обязательствам предприятия (отношение процентных платежей к долговым обязательствам); t — ставка налога на прибыль предприятия; d — доля прибыли, направляемая на выплату дивидендов по привилегированным акциям. Далее
приведем формулу (4) к виду чистой прибыли
в расчете на одну обыкновенную акцию
(формула 5) и выделим в ней коэффициент
рентабельности активов, заменив чистую
прибыль до вычета процентов и налогов
произведением указанного коэффициента
и стоимостной оценки активов:
где EPS — чистая прибыль на одну обыкновенную акцию; ROA — коэффициент рентабельности активов (return of assets); Nc — количество обыкновенных акций. В числителе полученной формулы вынесем за скобки множитель (ROA х A – iD) и заменим Nотношением стоимости части акционерного капитала, образованной обыкновенными акциями к номинальной стоимости этой акции.
где Pv — номинальная стоимость обыкновенной акции. Следующим
шагом будет выделение в
Итак, формула (7) свидетельствует о присутствии связи между структурой капитала акционерного общества с одним из основополагающих показателей, характеризующих дивидендную политику. Размер чистой прибыли на одну обыкновенную акцию относительно прошедших периодов и аналогичных показателей конкурирующих предприятий прямо пропорционален потенциалу дивидендных выплат акционерного общества. Для того чтобы более наглядно представить механизм влияния структуры капитала на дивидендную политику и адекватно его трактовать, произведем последнее преобразование формулы EPS:
Выражение
(8) представляет собой модель для
факторного анализа EPS, которая позволяет
выделить следующую зависимость: если
рентабельность активов больше процентной
ставки по долговым обязательствам, то
рост коэффициента «квоты собственника»
ведет к росту чистой прибыли
на одну обыкновенную акцию, и наоборот.
Таким образом, задачу увеличения EPS
предприятие может успешно Еще один фактор данной группы — ликвидность. Предприятие может выплатить дивиденды в денежной форме лишь в том случае, когда на его банковских счетах есть денежные средства. Более наглядно приведенную группировку можно представить в виде таблицы. (Приложение 2) На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: Во-первых, руководство акционерного общества имеет весьма широкие возможности для регулирования влияния, которое факторы дивидендной политики оказывают на последнюю, что в значительной степени обусловлено внутренними факторами. Во-вторых, среди рассмотренных факторов выделяются три группы (требования законодательства, требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств и объективные внутрифирменные факторы), влияние которых на политику дивидендных выплат не является стохастическим, причем в случае со структурой капитала оно может быть подвергнуто детерминированному анализу. Это позволяет не только характеризовать, но и измерять степень внешнего воздействия на дивидендную политику. В-третьих, перечень факторов, приведенный выше, не является закрытым, так последние три группы могут быть дополнены исходя из специфики деятельности предприятия и условий, в которых эта деятельность осуществляется. Инвестиционная
привлекательность ценных бумаг
определяется соответствующими количественными
параметрами. Они характеризуют связь
потенциально возможных доходов от владения
акциями и, например, финансовых результатов
хозяйственной деятельности эми
Полученные
за год дивиденды + Прирост рыночной
цены акции за год Рыночная цена акции на начало года (цена возможного приобретения). Для
облигации рассчитываются другие инвестиционные
характеристики. Годовые проценты + Номинальная сумма к погашению -- 100 %. Цена
приобретения Норма годового процента х Нарицательная стоимость облигации -- 100 %. Текущие рыночные цены облигации Сделать заключение, оглавление, титульник и список подредактировать, доделать приложения, названия глав, и нумерация |
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов А.
Е. Дивиденды: особенности
2. Иванов А.
П. Инвестиционная
3. Финансовое управление компанией / Общ. ред. Е. В. Кузнецовой. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996. — 384 с.
4. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2000. — XVIII, 686 с.
5. Fama E. F., French K. R. Disappearing Dividends: Changing Firm Characteristics or Lower Propensity to Pay? http:// papers.ssrn.com/ paper.af?abstract_id=203092
6. Spiller E. A., Jr, May P.
T. Financial Accounting. Basic Concepts. — Boston, MA 02116,
Homewood, IL 60430: «Irwin», 1990. — 899 p.
Приложение 1
Приложение 2
Классификация факторов дивидендной политики
|