Разработка и оптимизация дивидендной политики применительно к российским акционерным обществам

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является поиск новых решений и устранение существующих противоречий в области выплаты дивидендов, а также разработка и оптимизация дивидендной политики применительно к российским акционерным обществам. В соответствии с поставленной целью, необходимо поставить и рассмотреть следующие задачи:
провести ретроспективный анализ существующих теоретических подходов к формированию дивидендной политики и определить влияние выплаты дивидендов на рыночную стоимость акционерного общества;
раскрыть процесс формирования дивидендной политики акционерного общества, выявить и проанализировать наиболее важные факторы, определяющие дивидендную политику акционерного общества;
рассмотреть основные причины и условия, при которых российские акционерные общества могут выплачивать дивиденды;

Работа содержит 1 файл

курсач.сович.docx

— 107.08 Кб (Скачать)

     Введение. 

     Актуальность  темы исследования.

     Прибыль характеризует финансовый результат  хозяйственной деятельности акционерного общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится  к получению прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако показатели эффективности и перспективы  дальнейшего функционирования и  развития акционерного общества зависят  не только от размера прибыли в  текущем году, но и от ее эффективного распределения по направлениям его  деятельности. Одним из таких направлений  является распределение чистой прибыли  в виде выплаты дивидендов акционерам, т.е. собственникам акционерного общества.

     Следствием  этого является необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в результате выступает  как одна из форм распределения чистой прибыли акционерного общества.

     Цель  и задачи исследования.

     Целью данного исследования является поиск  новых решений и устранение существующих противоречий в области выплаты  дивидендов, а также разработка и  оптимизация дивидендной политики применительно к российским акционерным  обществам. В соответствии с поставленной целью, необходимо поставить и рассмотреть  следующие задачи:

  • провести ретроспективный анализ существующих теоретических подходов к формированию дивидендной политики и определить влияние выплаты дивидендов на рыночную стоимость акционерного общества;
  • раскрыть процесс формирования дивидендной политики акционерного общества, выявить и проанализировать наиболее важные факторы, определяющие дивидендную политику акционерного общества;
  • рассмотреть основные причины и условия, при которых российские акционерные общества могут выплачивать дивиденды;
  • рассмотреть и провести сравнительный анализ существующей практики дивидендных выплат публичных отечественных и зарубежных акционерных обществ;
  • рассмотреть порядок определения чистой прибыли как источника дивидендных выплат в российской практике, выявить и раскрыть дилемму двойного налогообложения дивидендов, обосновать предложение по устранению двойных налогов с дивидендов российских акционерных обществ;
  • проанализировать процедуру выплаты дивидендов в зарубежной и отечественной практике и предложить вариант ее модернизации;
  • рассмотреть типологию дивидендной политики и предложить вариант по оптимизации доли прибыли, направляемой на выплаты дивидендов отечественными акционерными обществами.

     Объект  и предмет исследования. Объектом исследования являются процессы распределения чистой прибыли акционерного общества в виде дивидендных выплат и оптимизации дивидендной политики предприятия в условиях российской экономики.

     Предметом исследования является практика дивидендных  выплат российских акционерных обществ  с использованием имеющихся на сегодняшний  день теоретических знаний, эмпирических наблюдений и статистических данных о дивидендных выплатах. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1(придумать название)

    1. Виды и факторы и формирование дивидендной политики я придумала
 

       Под термином «дивидендная политика» можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия связан с распределением прибыли в АО.

       Дивидендная политика определяет оптимальные пропорции  при распределении чистой прибыли  на потребляемую и капитализируемые части.

       Основной  целью разработки дивидендной политики является пропорциональное установление между текущим потреблением прибыли  собственниками, и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость  предприятия и обеспечивающим его  стратегическое развитие.

       В зависимости от того, куда смещаются  приоритеты, выделяют 3 вида дивидендной политики:

1. консервативная дивидендная политика – при такой политике практически вся прибыль реинвестируется в бизнес.

методы дивидендных  выплат: 
- выплата дивидендов по остаточному принципу; 
- выплата дивидендов постоянного размера.

2. умеренная дивидендная  политика – при такой политике прибыль в равных долях распределяется как на выплату дивидендов, так и на нужды реинвестирования в бизнес.

     Методы  дивидендных выплат: 
- гарантированный минимальный дивиденд + сверх или «экстра» дивиденд в зависимости от результат финансово-хозяйственной деятельности.

3. агрессивная дивидендная  политика – при такой политике приоритеты при распределении прибыли смещаются в сторону потребления.

     Факторы, определяющие дивидендную  политику:

  • Инвестиционные факторы:

- стадия жизненного  цикла предприятия; 
- темп роста предприятия; 
- объемы и сроки инвестиционных программ

  • Финансовые факторы: 
    - достаточность резервов собственного капитала; 
    - стоимость привлечения дополнительного собственного капитала; 
    - стоимость и доступность привлечения заемного капитала
  • Прочие факторы: 
    - структура акционеров; 
    - ограничения на выплату дивидендов; 
    - дивидендная политика конкурентов; 
    - контроль над предприятием
  • Налоговые факторы.

Дивидендная политика акционерного общества формируется  по этапам:

  • Выявление и учет факторов, определяющих дивидендную политику предприятия;
  • Выбор типа дивидендной политики в соответствии со стратегией предприятия;
  • Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с типом дивидендной политики;
  • Определение размера дивидендных выплат;
  • Определение формы выплаты дивидендов;
  • Оценка эффективности дивидендной политики;

Этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендовОсновными из таких форм являются:

  • Выплаты дивидендов наличными деньгами.
  • Выплата дивидендов акциями.
  • Автоматическое реинвестирование.
  • Выкуп акций компанией.
    1. Управление инвестиционной привлекательностью акций
 

       Взаимодействие  инвесторов и эмитентов осуществляется на рынке ценных бумаг, характеристиками которого являются спрос, предложение, цены, а продавцы и покупатели конкурируют  между собой. Причиной конкуренции  между эмитентами является ограниченность ресурсов рынка капитала и поиски оптимального источника финансирования, а конкуренция инвесторов вызвана  их желанием финансировать компании с наименьшим риском и наибольшей прибылью для себя, т.е. проекты с  максимальной инвестиционной привлекательностью.

     Снижение  рисков, влияющих на оценку инвесторами акций компании, не всегда осуществимо – это относится к страновым, региональным и отраслевым, некоторым юридическим и инфраструктурным рискам. Часть рисков (в нашей классификации являющихся косвенными) предприятие стремится свести к минимуму вне зависимости от того, является оно эмитентом каких-либо ценных бумаг или нет, поскольку от проявлений таких рисков зависит его существование как юридического лица. И, наконец, существуют риски инвестора, на размер и конкретные проявления которых эмитент может оказать существенное воздействие, повысив/понизив тем самым инвестиционную привлекательность своих акций. Ее вторая важнейшая составляющая — доходность — также в значительной степени зависит от эмитента. Изменяя доходность, он косвенно регулирует и размеры некоторых видов рисков инвестора.

     Совокупность  воздействий на характеристики акций со стороны  эмитента можно назвать  управлением инвестиционной привлекательностью собственных ценных бумаг.

     Перечислим  цели эмитента при управлении рынком собственных ценных бумаг (они могут  совпадать с целями инвестора, а  могут и полностью противоречить  его интересам), идентификация которых  позволит инвестору в каждом конкретном случае выработать стратегию управления своими вложениями.

     Цели  эмитентов:

1. Увеличение собственного  капитала предприятия,  необходимое предприятию:

    1.1. В области производства:

         а) для сохранения имеющейся доли рынка;

         б) для обеспечения  развития деятельности компании;

         в) для разработки и реализации новых проектов.

    1.2. В области финансирования:

         г) для замены способа  финансирования текущей деятельности (кредитование заменяется собственными средствами);

         д) для обеспечения  возможности привлечения займов в перспективе. При наличии высокого удельного веса собственного капитала в балансе предприятию легче  привлекать ресурсы в виде кредитов от банков, ссуд от других партнеров, обращающих внимание на соотношение собственных  и заемных средств.

2. Поддержание цены/колебаний  цен собственных  акций на необходимом  уровне:

    а) для получения прибыли за счет торговли собственными акциями. Такая  возможность существует у крупных  эмитентов, относящихся к популярным отраслям. Для этой цели предприятие  производит скупку своих акций, потом  производит раскрытие положительной  информации (в том числе и финансовой) о своей деятельности. Рост цен  на имеющиеся на рынке акции данного  эмитента обеспечивает реализацию как  скупленных акций, так и новой  эмиссии (при условии, что она  не является крупномасштабной) по ценам  выше номинала. Раскрытие дополнительной информации о компании улучшает ее репутацию не только на рынке ценных бумаг, но и среди прочих контрагентов, позволяя более успешно действовать  при заключении сделок всех видов;

    б) для сохранения существующих инвесторов (стабильность или постоянный рост цен побуждает инвестора сохранять  или наращивать вложения в данные акции);

    в) для расширения круга потенциальных  инвесторов, заинтересованных в приобретении новых или уже существующих выпусков акций, привлечение средств мелких неконсолидированных вкладчиков;

    г) для обеспечения возможности  менеджменту или определенным инвесторам выкупить бумаги по минимальной цене.

3. Привлечение стратегического  инвестора, который  смог бы наладить  менеджмент на  предприятии, восстановить  или укрепить его  положение, сопровождающееся  существенным изменением  структуры акционерного  капитала и управления  обществом.

4. Перераспределение  власти в компании, достигающееся путем  дополнительной эмиссии,  основная часть  которой приобретается  инвестором, нацеленным  на захват власти  на данном предприятии. При этом происходит “размывание” долей, принадлежащих остальным акционерам, не имеющим возможности приобрести новые бумаги.

     5. Сохранение и укрепление  контроля над АО. Обычно достигается с помощью ограничения в обращении акций. Таким образом, мы видим, что стратегические интересы предприятия в развитой рыночной экономике предполагают оказание влияния на инвестиционные качества собственных акций, поскольку их курс важен для многих экономических субъектов рынка, являющихся или рассчитывающих стать контрагентами данного предприятия.

     Рост  курса акций говорит о компетентности менеджмента, действия которого в основном и направлены на повышение рыночной стоимости компании. На отечественном  рынке недостаточно сформировавшиеся рыночные механизмы, отсутствие правовой и корпоративной культуры привели  к тому, что изменение курса  акций интересно лишь владельцам ценных бумаг.

     У менеджеров предприятий еще не возникло понимания того, что основной функцией рынка ценных бумаг является предоставление механизма, позволяющего эмитенту привлекать капитал, а инвестору вкладывать его в доходные сферы бизнеса, обеспечивая перетекание капитала из одной отрасли в другую в зависимости от прибыли, обеспечиваемой на вложенный капитал.

     Полноценного  рынка корпоративных ценных бумаг  в России так и не сложилось. Благодаря  специфике распределения собственности  во время приватизации цены акций  оказались достаточно низкими, привлекательными для скупки финансовыми спекулянтами и последующей перепродажи стратегическим инвесторам. Значительная часть акций  так и осталась объектом исключительно  спекулятивных вложений, делая рынок  ценных бумаг практически независимым  от состояния реального сектора  экономики. Кризис фондового рынка  в России оказался достаточно болезненным  и затяжным, но уже появились тенденции, позволяющие говорить о развитии новых направлений работы. Участники  рынка постепенно отходят от исключительно  спекулятивного подхода к приобретению ценных бумаг к экономически более  обоснованному выбору, медленно, но неуклонно растет интерес к акциям эмитентов, которые считаются “недооцененными”, вложения делаются на более длительный срок. Это позволяет говорить, что  у инвесторов есть спрос на определенные ценные бумаги (в основном это относится  к финансово устойчивым компаниям), и программы управления инвестиционной привлекательностью акций предприятия  могут быть успешно реализованы  вопреки кризису. Итак, в изменившейся ситуации свои подходы к рынку  ценных бумаг будут вынуждены  изменить не только инвесторы, но и  главное — эмитенты. Если этого  не произойдет, то рынки капиталов  для таких предприятий будут  недоступны в течение более длительного  периода времени, чем для тех, кто готов воздействовать на параметры  собственных акций с целью  повышения их инвестиционной привлекательности.

Информация о работе Разработка и оптимизация дивидендной политики применительно к российским акционерным обществам