Распределение доходов: неравенство и бедность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении следующих аспектов, описывающих проблематику доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
определить источники и структуру доходов населения России.
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
выявить проблемы бедности в РФ и меры по их решению.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.72 Кб (Скачать)

    В нашей же стране, в связи с развивающимся  экономическим кризисом, к разрешению этой проблемы должно привлекаться внимание особо повышенное. 
 
 
 
 
 
 

Проблема  бедности в Российской Федерации. 

       Один  из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере, независимо от реализуемой модели экономического развития, - поддержание приемлемого  для данной страны уровня жизни тех  групп населения (семей), которые  в силу каких-то причин (демографических, экономических, психологических, медицинских) оказались на «обочине» общества, стали не в состоянии даже на минимальном  уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и  др.)

       Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов  не позволяют им удовлетворять определенный круг минимальных потребностей - необходимых  для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного  общественного признания.

       Неудовлетворение  минимальных потребностей человека (семьи) считается бедностью.

       Традиционно уязвимыми группами населения на рынке труда и, следовательно, по отношению к бедности являются:

    • родители - одиночки, главным образом одинокие матери, не получающие никакой (или необходимой) материальной поддержки от отцов своих детей и которые не работают или работают неполное рабочее время;
    • молодежь, не способная найти работу после окончания учебного заведения;
    • безработные, которые или совсем не получают никаких пособий, или получают неадекватные установленной черте бедности пособия от соответствующих систем социальной защиты (в особенно неблагополучном положении находятся лица, не имеющие работы на протяжении длительного времени);
    • работники старших возрастов;
    • инвалиды;
    • бывшие преступники;
    • мигранты.

     Бедность  в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический.

     Социальный  минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные  духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

       Физиологический минимум рассчитан  на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

     Ниже  представлена таблица, характеризующая величину прожиточного минимума населения России за 2004-2008 годы. Проанализировав ее, мы можем выявить явную тенденцию к росту этого самого уровня. Однако стоит признать, что в реальной жизни в противовес этому росту, к слову, весьма условному,  противопоставляется ряд различных факторов (повышение цен на продукты первой необходимости, коммунальные платежи и т.д.). 

     ВЕЛИЧИНА  ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА  
(в среднем на душу населения; рублей в месяц)
 

  Все 
население
из него по социально-демографическим 
группам
трудоспо- 
собное население
пенсио- 
неры
дети
2004 2376 2602 1801 2326
I квартал 2293 2502 1747 2259
II квартал 2363 2588 1793 2313
III квартал 2396 2629 1816 2336
IV квартал 2451 2690 1849 2394
2005 3018 3255 2418 2896
I квартал 2910 3138 2332 2795
II квартал 3053 3290 2449 2937
III квартал 3047 3288 2440 2921
IV квартал 3060 3302 2450 2931
2006 3422 3695 2731 3279
I квартал 3374 3640 2703 3234
II квартал 3443 3717 2747 3301
III квартал 3434 3709 2736 3292
IV квартал 3437 3714 2739 3290
2007 3847 4159 3065 3679
I квартал 3696 3993 2950 3536
II квартал 3809 4116 3033 3647
III квартал 3879 4197 3085 3704
IV квартал 4005 4330 3191 3830
2008 ... ... ... ...
I квартал 4402 4755 3508 4218
II квартал 4646 5024 3694 4448
III квартал 4630 5017 3660 4418
 
 
 
 

       Говоря  об отличительных особенностях нашей  страны, я не могла не упомянуть  тот факт, что в России существует некий специфический феномен, так называемые работающие бедные.

         Во всех нормально развивающихся  странах наличие работы, не всегда  являются гарантом процветания,  высокого дохода, но от нищеты  спасает. В России же, даже работая, можно пребывать в бедности. Следует отметить, что большинство работающих бедных приходится на  бюджетную сфере (учителя, врачи и т.д.). При этом происходит резкое повышение заработной платы государственным служащим.

       Это обстоятельство придает российскому  обществу своеобразное политическое звучание. Если во всех странах с развитой рыночной экономикой расширятся рынок труда, путём создания дополнительных рабочих мест, за счет развития малого бизнеса, то в России этого, к сожалению, не происходит.

    В связи с вышесказанным, я приведу данные о численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного  минимума и дефиците денежного дохода.

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:                  
млн. человек 36,5 42,3 40,0 35,6 29,3 25,2 25,2 21,5 18,9
в процентах  от общей численности 
   населения
24,8 29,0 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,2 13,4
Дефицит денежного дохода:                  
млрд. руб. (1995 г. - трлн. руб.) 34,9 199,2 238,6 250,5 235,4 225,6 286,9 276,6 273,2
в процентах  от общего объема 
   денежных доходов населения
3,9 5,0 4,5 3,7 2,6 2,1 2,1 1,6 1,3
 
 

       В российской практике решение социальной проблемы бедности сталкивается с существенными  сложностями, трудностями и ограничениями. Они обуславливают низкую эффективность  социальных программ, направленных на преодоление бедности. Осознание  их возникновения и существования  является необходимым для решения  проблемы бедности.

       И как отметил В.В. Путин в своем обращении, которое на открытии Собора зачитал полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко: "Очевидно, что эффективное решение этой проблемы зависит не только от экономического роста и научно-технического прогресса. Огромное значение имеет также нравственное состояние общества, его способность защищать права и интересы каждого человека". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Реализация результативного перераспределения доходов населения должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогооблажения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

    В настоящее время произошли следующие  изменения в использовании вышеназванных  направлений перераспределения  доходов:

    • в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;
    • в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной;
    • основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц.
 

    Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан.

    Одновременно  с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической  и политической стабильности в государстве. 

Список используемой литературы:

  1. «Экономика» под редакцией Булатовой А.С. – Москва, 2000 г.
  2. «Экономическая теория» учебник для вузов под ред.  Добрынина А.И. - Санкт-Петербург, 2001 г.
  3. Сборник научных докладов «Ломоносовские чтения», статья «Стратегические альтернативы преодоления бедности» Бухаревой Т.Ю.   – Москва, 2004 г.
  4. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, статья «Проблемы бедности  в российской экономике: феномен явления» Блинова А.О. – Сыктывкар, 2007 г.
  5. Официальный сайт журнала «Интерфакс» www.interfax.ru
  6. Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации www.gks.ru
  7. Интернет сайт www.wikipedia.ru

Информация о работе Распределение доходов: неравенство и бедность