Распределение доходов: неравенство и бедность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении следующих аспектов, описывающих проблематику доходов населения:
характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения России;
проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
социальная политика государства.
Задачами данной работы являются:
определить источники и структуру доходов населения России.
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов населения России.
выявить проблемы бедности в РФ и меры по их решению.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 77.72 Кб (Скачать)
 
 
 

    Кривая  Лоренца и коэффициент  Джинни.

          Какова же пропасть между богатыми и бедными? Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца, названной так по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца. Речь идет о персональном, а не функциональном распределении доходов.

          
 
 
 
 
 
 
 
 

          Абсолютное неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д.  населения не получают никакого  дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.

     В реальности фактическое распределение  дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов. 
 

     Если  площадь не заштрихованного участка  графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

;

    где G – показатель, измеряющий  степень неравенства в доходах.

    Этот  показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965).

    Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца  от биссектрисы, тем больше площадь  фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. 
 

       
 
 
 
 
 
 

    Неравномерность распределения доходов. 

      Проблема  неравенства граждан по уровню доходов  исторически являлась одним из важнейших  объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные  экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса.

      И это неслучайно, ведь один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

    • величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
    • величиной текущих доходов граждан.

     Люди  получают доходы в результате того, что либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в  пользование другим людям или  фирмам. А те используют эту собственность  для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность  их неравенства. Причиной тому:   

    • разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
    •     разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);   
    • разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

     Абсолютные  размеры доходов населения и  покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень  располагаемых доходов создает  возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью  и неравенством в распределении  доходов можно считать одним  из приоритетных направлений экономической  политики любого государства.

     Государственная политика доходов определяется как перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат.

    Иным  фактором, воздействующим на распределение  доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

    Существенное  влияние на распределение доходов  населения оказывает налогообложение.

      С целью воздействия на формирование  доходов устанавливается принцип  вертикального и горизонтального  равенства. То есть граждане  должны платить налоги в соответствии  с их платежеспособностью. Налогами  обычно облагаются доходы населения,  а не потребление, которое не  охватывает сбережений.

       Перераспределение налогового бремени на богатые группы общества состоит в прогрессивных  ставках подоходного налога, пропорциональном характере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторых минимальных сумм и  установлении налоговых льгот.

       Оптимальная структура налогообложения –  та, которая максимизирует общественное благосостояние. В ней выбор между  справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношение общества к этим целям. Главной проблемой  налогового регулирования доходов  является закономерность: чем большего равенства доходов предполагается добиться, тем жестче ограничения  данных преобразований и тем больше избыточное налоговое бремя.

    Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Однако, чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:

  • становится чрезмерно большим;
  • увеличивается слишком высокими темпами
 
 
 
 
 
 
 
 

     Особенности распределения доходов  в России.

    В Российской Федерации возникла необходимость  формирования целенаправленной и результативной политики индивидуальных доходов.

    Дореформенный период в России характеризовался жестким  государственным контролем, а также  административными мерами воздействия  на уровень доходов граждан. В  процессе перехода к рыночной экономической  системе произошло резкое падение  жизненного уровня и образование  глубокого расслоения общества на богатых и бедных.

    Образовались  два  уровня жизни со своими доходами и денежными единицами, два потребительских  рынка, различающихся ценами и наборами потребительских благ. Представители «двух Россий» плохо понимают друг друга. И это тем опаснее, что в «страну богатых и очень богатых, а также высокообеспеченных» входит политическая элита. На противоположном полюсе — «страна бедняков», доходы которых не достигают прожиточного минимума.

    Существующие  же правовые и экономические механизмы в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе.

    Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально  не увязана с прожиточным минимумом  трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути, представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.

    По  данным Госкомстата России, сегодня  преобладающая часть населения  - около 35%  - граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан).

    Согласно  оценкам специалистов по социально-экономической  стратификации, в нашей стране:

    • около 50 млн. человек (т.е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;
    • происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);
    • доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;
    • на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%.

    В общем же, основными составляющими доходов населения можно назвать:

    • оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты;
    • поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды;
    • доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.

    В Российской Федерации имеет смысл  создание условий, способствующих дальнейшему  повышению доходов от предпринимательской  деятельности, адекватных рыночной экономической  системе. По причине несущественного  удельного веса социальных выплат, требуется активизация системы  трансфертных платежей. Немаловажно  государственное воздействие на возросшие доходы от собственности, которые составляют основу социальной дифференциации по уровню доходов.

    Статья 7 главы 1 Конституции РФ, принятой в 1993 году гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека». Значит, государство  возлагает на себя ответственность  социально-справедливого распределения  доходов населения, что предполагает большое разнообразие методов регулирования.

    В целом, государственное руководство  в области распределения доходов  осуществляется при помощи правовых, административных и экономических  методов. К автоматически встроенным стабилизаторам политики доходов логично  отнести предусмотренные законом  различного рода пособия низкодоходным категориям населения. В качестве дискреционных регулирующих стабилизаторов выступает увеличение пособий, назначение дополнительных социальных выплат и льгот.

    В настоящее время в Российской Федерации приоритетными стратегическими  целями перераспределения доходов  выступают:

    • долговременная стратегия - приближение уровня и качества жизни населения к «стандартам постиндустриального общества»
    • краткосрочные - обеспечение условий для социального и физического выживания людей, предотвращение социального взрыва.

    Нельзя  не упомянуть вновь тот факт, что на сегодняшний день в России происходит активная дифференциация населения по доходам, причем выделяются не только высокодоходные и низкодоходные группы, но одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией). Это явление неизбежно порождает усиление социальной напряженности в обществе.

    В обществе увеличивается количество беднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства  населения страны рост доходов существенно  отстает от роста прожиточного минимума.

    Проблема  бедности находится в центре внимания политики правительств всех стран, ибо везде существует неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения.

Информация о работе Распределение доходов: неравенство и бедность