Пути развития муниципального бюджета для усиления его значения в развитии территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования – проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.
Задачи дипломной работы:
1. Показать бюджетное устройство Российской Федерации и определить роль местного бюджета в бюджетной системе Российской Федерации.
2. Проанализировать формирование и исполнение местного бюджета на примере бюджета Увельского муниципального района.
3. Разработать направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА
1.1 Понятие местного бюджета и его место в бюджетной системе Российской Федерации
1.2 Структура местного бюджета (доходы и расходы)
1.3 Влияние местного бюджета на социально-экономическое развитие территории
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РОЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ
2.1 Анализ формирования расходов 2010, 2011, 2012 годов (вертикально)
2.2. Анализ расходования средств муниципального бюджета (горизонтально)
2.3. Проблемы муниципального бюджета
ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЕГО ЗНАЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

1-я глава.doc

— 244.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

1.1 Понятие местного  бюджета и его место в бюджетной  системе Российской Федерации

1.2 Структура  местного бюджета (доходы и  расходы)

1.3 Влияние местного  бюджета на социально-экономическое развитие территории

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РОЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА  НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ

2.1 Анализ формирования  расходов 2010, 2011, 2012 годов (вертикально)

2.2. Анализ расходования  средств муниципального бюджета  (горизонтально)

2.3. Проблемы  муниципального бюджета

ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЕГО ЗНАЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Демократические преобразования, начавшиеся в конце восьмидесятых – начале девяностых годов, привели к появлению и закреплению на конституционном уровне разновидности публичной власти – местного самоуправления, сочетающего в себе, с одной стороны, признаки общественного института, и значительное влияние государственного начала, с другой стороны. В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, нашли свое отражение основные положения, характеризующие местное самоуправление.

Конституционные требования о гарантированности  местного самоуправления, невхождений органов местного самоуправления в систему органов государственной власти и самостоятельности местного самоуправления в пределах собственных полномочий обусловили необходимость разработки и претворения в жизнь новых механизмов взаимодействия органов публичной власти различного уровня.

Особо актуальный характер данный вопрос носит в сфере  финансовых взаимоотношений государственной  власти и местного самоуправления. Первая попытка их законодательного регулирования, предпринятая в Федеральном  законе от 28 августа 1995 года, не решила проблем, связанных с недостаточностью у местного самоуправления финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией и ее государственным устройством. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы, функционирования бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья Бюджетного кодекса определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Характеризуя  взаимоотношения органов государственной  власти и местного самоуправления в  финансовой сфере необходимо иметь  представление о понятии «межбюджетные  отношения». Под межбюджетными отношениями следует понимать взаимоотношение между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу распределения и закрепления доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Вопросы формирования, утверждения исполнения бюджета волнуют не только специалистов средств обеспеченных регионов, но и многочисленных налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для населения будут использованы налоговые поступления. Решение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечивает снижение социальной напряженности. Именно поэтому представители исполнительной власти, депутаты, руководители организаций должны сегодня детально представлять, как формируются и исполняются бюджеты.

Развитие местного самоуправления практически связано  с решением вопросов местного значения, организацией территориального управления и социально- экономического развития сообщества.

Объектом исследования выступает местный бюджет на примере бюджета Увельского муниципального района.

Предметом исследования является анализ формирования и исполнения местного бюджета и разработка на этой основе направление совершенствование  бюджетных и межбюджетных отношений.

Цели исследования – проанализировать формирование доходной и расходной частей местного бюджета и его исполнение, разработать рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.

Задачи дипломной  работы:

1. Показать бюджетное  устройство Российской Федерации  и определить роль местного  бюджета в бюджетной системе  Российской Федерации.

2. Проанализировать  формирование и исполнение местного бюджета на примере бюджета Увельского муниципального района.

3. Разработать  направления совершенствования  бюджетных и межбюджетных отношений  муниципального образования.

Для написания  работы основными источниками послужили  законодательные и нормативно-правовые акты РФ; данные финансовой отчетности и нормативных документов Администрации сельского поселения п. Синеборск, экономическая литература отечественных авторов таких как: Годин А.М., Вахрин П.И., Александров И.М., Поляков Г.Б., Пшенникова Е.И., Парыгина В.А., Врублевская О.В., Карчевский В.В., раскрывающая основные вопросы, связанные как с теорией построения бюджетной системы, так и с самим процессом формирования и исполнения бюджета, публикации экономических газет и журналов.

Структура дипломной  работы.

Дипломная работа состоит из введения, заключения и  двух глав, первая из которых носит  теоретический характер. В ней  характеризуется бюджетное устройство Российской Федерации, раскрываются принципы построения бюджетной системы и  место местного бюджета в системе, излагаются особенности межбюджетных отношений, описываются полномочия органов местного самоуправления, дается понятие бюджетной системы.

Во второй главе  представлен структурно–динамичный  анализ показателей, характеризующих  доходы местного бюджета и расходы за период с 2010 года по 2013 г., подробно характеризируются все виды налоговых и неналоговых бюджетных доходов, а так же финансовой помощи из вышестоящего бюджета, дается описание особенностей формирования бюджетов сельских поселений и расчет устойчивости местного бюджета. Также даются рекомендации по формированию и исполнению местного бюджета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА

    1. Понятие местного бюджета и его место в бюджетной системе Российской Федерации

 

Бюджетное устройство – это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса, включающей, кроме принципов построения бюджетной системы, также принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации [8].

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Бюджетная система является составным элементом его бюджетного устройства.

Бюджетная система  Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения. Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системой Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении  Соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

а) право законодательных  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

б) наличие собственных  источников доходов оборотов каждого  уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством  России;

в) законодательное  закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов  соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

г) право органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники  покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

5. Принцип сбалансированности  бюджетов. Сбалансированность бюджетов  означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности.  Принцип гласности означает опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности  бюджета.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей  прогнозов социально- экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности  и целевой характер бюджетных  средств.

Принцип адресности и целевой характер бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей [10].

Бюджетная система  Российской Федерации – России представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.

Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет в России трехуровневую бюджетную  систему (рис. 1.1.):

первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень  – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

третий уровень  – местные бюджеты.

каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. В основе устройства бюджетной системы Российской Федерации лежит административно-территориальное деление. В состав Российской Федерации входят 89 субъектов, на территории которых образованы муниципальные образования. Следовательно, звеньями бюджетной системы являются: федеральный бюджет; региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований - районные бюджеты сельских районов, городские - бюджет городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов [12].

Информация о работе Пути развития муниципального бюджета для усиления его значения в развитии территории