Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:21, реферат
Товарно-денежные отношения были сведены к минимуму. Вместе с тем заметно выросли производительные силы и возникли элементы социалистических производственных отношений: планирование народно-хозяйственной деятельности на всех уровнях — от общества до отдельного предприятия, распределение по труду и из общественных фондов, несмотря на деформации и в этой сфере, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда и др.
Введение 3
Эвакуация населения и средств производства с территории республики. 5
Трудовой героизм белорусского народа в советском тылу 10
Особенности хозяйственной жизни на оккупированной территории 13
Первые восстановительные работы в 1943 - 1945 гг. 18
Заключение 24
Литература
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по предмету «Экономическая
история»
на тему «Промышленность Беларуси в годы
немецко-фашистской оккупации (1941-1944)»
Выполнила:
студентка УЭФ
гр. ДЭП-1 1курса
Проверил:
МИНСК 2008
Содержание:
Введение
Эвакуация населения и средств производства с территории республики. 5
Трудовой героизм белорусского народа в советском тылу 10
Особенности хозяйственной жизни на оккупированной территории 13
Первые восстановительные
работы в 1943 - 1945 гг.
Заключение
Литература
Введение
К концу 30-х годов в Белоруссии, как и во всей стране, полностью утвердилась сталинская модель социализма. В условиях политического режима личной власти произошла деформация социалистического строительства, приведшая к победе «казарменного» социализма. У власти укрепился партийно-государственный аппарат, якобы выражавший интересы народа и его волю. Выборность на деле не являлась источником власти. Пустой декларацией оставалось и право на свое собственное мнение. На словах установилась социалистическая собственность в двух формах — общенародной и колхозно-кооперативной, на деле же — единая государственная собственность.
Товарно-денежные отношения были сведены к минимуму. Вместе с тем заметно выросли производительные силы и возникли элементы социалистических производственных отношений: планирование народно-хозяйственной деятельности на всех уровнях — от общества до отдельного предприятия, распределение по труду и из общественных фондов, несмотря на деформации и в этой сфере, общедоступность социально-культурных благ, коллективная организация труда и др.
Заметные
изменения произошли в
Народное хозяйство республики развивалось как составная часть экономики Советского Союза. В 1940 г. валовая продукция ее промышленности превысила уровень 1913 г. в 8,1 раза, а эксплуатационная длина железных дорог— в 1,5 раза. Объем продукции сельского хозяйства увеличился в 1,7 раза, при этом производство мяса возросло на 31 %, молока — на 40 %, яиц — на 48 %, картофеля — в 3 раза. На долю общественного сектора приходилось 65 % всех заготовок зерна, 23 % мяса, 73 % молока, 46 % картофеля, 77 % льноволокна.
Повысился общеобразовательный и культурный уровень трудящихся Белоруссии. Была ликвидирована массовая неграмотность. Время, затраченное рабочими на обучение в школе, увеличилось в три раза. Хотя грубейшие ошибки, отступления от принципов социализма и преступления тогдашнего руководства страны оказывали негативное влияние, белорусский и другие народы оставались верными идеалам Октября. Несмотря на обстановку, порождавшую чувство страха, большинство населения считало, что является участником больших событий, хотя и не отдавало себе полного отчета в истинном характере. Все это имело существенное значение в преддверии Великой Отечественной войны.[2;с198-201]
Эвакуация населения и средств производства с территории республики.
22 июня 1941 г. фашистская Германия обрушила свою военную силу на Советский Союз, в том числе на Беларусь. Наиболее мощный удар пришелся на белорусские земли. Начались массированные налеты на города республики: Белосток, Брест, Гродно, Барановичи, быстрое продвижение армии вермахта на восток.
Всесторонняя подготовка гитлеровской Германии к агрессии, создание мощного военно-экономического потенциала, включающего промышленные и сырьевые ресурсы оккупированных западноевропейских стран, а также грубейшие просчеты высшего советского руководства накануне войны в сфере внешней политики, массовое уничтожение высшего военно-командного и офицерского состава позволили немецко-фашистскому командованию овладеть стратегической инициативой.
Поражения Красной Армии в начале войны привели к захвату германскими войсками к осени 1941 г. всей территории Беларуси. Так трагично началась фашистская агрессия для нашей республики.
Строя планы завоевания мирового господства, гитлеровцы возлагали большие надежды на оккупацию огромной территории СССР и использование его экономики, природных богатств, трудовых ресурсов для укрепления своего военно-экономического потенциала. При подготовке плана нападения на СССР Гитлер указывал: «Необходимо напасть на Россию, захватить ее ресурсы, не считаясь с возможностью смерти миллионов людей в этой стране. Нам нужно взять у России все, что нам нужно».[1;с259]
Предусматривалась
поэтапная колонизация и
В условиях войны начался перевод экономики советской страны на военные рельсы. В этих целях уже с первых часов войны вводится мобилизационный план производства боеприпасов. Ряд предприятий республики переходит на производство военной продукции. Гомельские заводы «Двигатель революции» и «Гомсельмаш» приступили к ремонту боевой техники и выпуску минометов, лесокомбинат и завод им. Кирова перешли на производство противотанковых мин. В Гомеле, Мозыре и Климовичах организуются мастерские по ремонту танков. Предприятия местной промышленности - артели «Красный металлист» (Бобруйск), «Молот» (Мозырь), «Металлист» (Витебск) - начали выпуск ручных гранат. Предприятия легкой и пищевой промышленности на еще не захваченной врагом территории Беларуси производили для Красной Армии обувь, белье, обмундирование, сухари, мясные консервы, выпекали хлеб.
Труженики села ускорили темпы сбора урожая и сдачи зерна государству. Из государственных и общественных фондов было вывезено в тыл и передано Красной Армии на месте 93,6 тыс. т зерна, около 5 тыс. тракторов.
Задачей огромного значения явилась эвакуация населения, оборудования предприятий и имущества из районов, которым угрожала оккупация, на Восток СССР. Она явилась важным звеном перестройки народного хозяйства страны, развертывания в глубоком тылу военно-промышленной базы страны, лишила оккупантов возможности использовать трудовой и хозяйственный потенциал захваченных территорий в своих экономических и военных целях. [6;с91]
23 июня 1941г. исходя из чрезвычайной обстановки руководящие органы республики признали необходимым начатъ частичную эвакуацию. 25 июня была организована Центральная эвакуационная комиссия при СНК БССР во главе с его председателем И.С. Былинским (заместители председателя И.А. Захаров, И.А. Крупеня и др.). В июле 1941 г. бюро ЦК КП (б)Б приняло дополнительные меры по увеличению темпов эвакуации.
Комиссия возглавила работу в Могилевской, Витебской, Гомельской и Полесской областях, которые оказались по угрозой оккупации. На директоров предприятий и секретарей парторганизаций возлагалась обязанность не только обеспечить демонтаж, погрузку и отправку эшелонов с оборудованием, но и их движение до станции назначения.
Эвакуация в Беларуси проходила в исключительно тяжелых условиях. Быстрое наступление врага практически не позволило реализовать решения о вывозе населения, производственного оборудования и имущества из районов Западной части республики и Минской области, где эвакуация шла стихийно. 24 июня, за три дня до оккупации Минска, высшее руководство в спешке покинуло столицу республики. В городе началась паника, грабежи магазинов. Кроме того, в прифронтовых районах была дезорганизована работа транспортных коммуникаций, в связи с чем эвакуация проводилась главным образом из восточных областей — Гомельской, Могилевской и Витебской, где местные власти имели больше времени для ее организации. В Гомеле, Витебске, Полоцке, Кричеве, других городах были организованы 24 эвакопункта, которые занимались отправкой населения на восток, оказывали ему медицинскую помощь, обеспечивали продовольствием.
В каждый эвакопункт направлялись уполномоченные ЦК КП(б)Б и правительства республики. Всего в восточные районы СССР — Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь и др. — выехало около 1,5 млн. граждан Беларуси. При этом отметим, что общая численность населения Беларуси составляла примерно 10 млн. чел. [4;с172]
Наряду с эвакуацией населения проводилась огромная работа по перебазированию оборудования промышленных предприятий, готовой продукции, сырья, других материальных и культурных ценностей. В то трагические для Беларуси дни удалось эвакуировать в тыл значительную часть промышленного оборудования, энергетических установок, подвижного железнодорожного состава, сырьевых ресурсов. При эвакуации «Гомсельмаша» — одного из крупнейших предприятий республики — было вывезено не только все оборудование, подземный кабель, но и незавершенная продукция, запасы материалов. Имущество только этого предприятия, занявшего 1100 вагонов, было погружено и отправлено на протяжении трех суток.
В числе эвакуированных предприятий были Витебский, Гомельский и Могилевский станкостроительные заводы, Витебские трикотажная и швейная фабрики, Гомельский паровозовагоноремонтный завод, обувная и спичечная фабрики, Могилевская фабрика искусственного шелка, Оршанский льнокомбинат и др. Было также эвакуировано оборудование крупнейшей электростанции - БелГРЭС.
Всего в восточные районы СССР были отправлены оборудование и кадры 124 крупных промышленных предприятии и 14 промысловых артелей, что способствовало наращиванию оборонного потенциала страны.
Однако вывезенный за пределы республики промышленный потенциал составлял относительно небольшую его часть, так как только за 1929 - 1940 гг. здесь было введено в строй и реконструировано 1863 предприятия. Значительная часть оборудования осталась на оккупированной захватчиками территории, часть — уничтожена в период эвакуации. Более 10 тыс. промышленно-производственных зданий было взорвано. Кроме того, фашисты вывезли в Германию 83,9% металлорежущих и 74,7% деревообрабатывающих станков, 96% оборудования кожевенно-обувной промышленности, 79,5% -промышленности строительных материалов.
Оценивая эвакуацию производительных сил СССР, целый ряд авторитетных германских исследователей и мемуаристов(К. Рейнгард, А. Шпеер и др.) связывают с ней «катастрофу снабжения», постигшую вермахт на Восточном фронте осенью и зимой 1941-1942гг. «Это перебазирование оборонной промышленности было совершенно неожиданным для немцев и в решающей степени повлияло на то, что германская военная промышленность не смогла выполнить свои задачи, - ведь значительная часть продукции должна была производиться по новым планам непосредственно в захваченных районах», - пишет К. Рейнгард.[6;с94-95]
Трудовой героизм белорусского народа в советском тылу
Производственное оборудование и кадры, эвакуированные из Беларуси на восток, включались в общественный военно-экономический потенциал. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье (47 предприятий), Урал (35 предприятий), средняя полоса РСФСР, Западная Сибирь (8 предприятий) и др. Большая часть перебазированных фабрик и заводов Беларуси уже осенью 1941 г. начала выпускать оборонную продукцию.
Прием, размещение и пуск эвакуированных предприятий были исключительно сложным и трудным делом. Готовых производственных мощностей не хватало. Станки и оборудование приходилось размещать в недостроенных корпусах промышленных объектов, складах, а иногда и под открытым небом под временными навесами. Монтаж оборудования на новых местах шел по несколько смен без перерыва. Преодолевая неимоверные тяготы и лишения, работники эвакуированных предприятий вместе с тружениками восточных районов делали все, чтобы в кратчайшие строки пустить их в строй. [4;с178]
Информация о работе Промышленность Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации (1941-1944)