Производительные силы обества и производственные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Производительные силы общества играют в развитии производственных отношений, а посредством их и в развитии других общественных отношений, такую же роль, какую играют природные условия или внешняя среда в развитии биологических организмов, в развитии животного и растительного мира.

Содержание

Введение
1. Производительные силы общества
2. Понятие общественного производства
3. Структура общественного производства
4. Производство и общество
5. Производство и его современная структура
5.1. Факторы и возможности производства
5.2. Ступени прогресса производства
5.3. Структура производства в конце XX – начале XXI в.
6. Производственные отношения
Заключение

Работа содержит 1 файл

Производительные силы общества и производственные отношения.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Существование общественного производства, его социально-общих черт и связей "улавливается" "производственным аспектом" исторического материализма как логическое завершение познания материального, духовного и всех других видов пространств.

В качестве не-полярных противоположностей соотносятся производственное и непроизводственное в общественной жизни; полярными же противоположностями являются непосредственно (или собственно) производство и собственно потребление, производство вообще и потребление вообще. Кроме того, уже отмечалось, что взаимно предполагают и исключают друг-друга в качестве противоположностей общественное и индивидуальное производство.

5. Производство и его современная структура

5.1. Факторы и возможности производства

Производство включает три разнородных фактора (лат. factor - делающий, производя­щий). Рассмотрим их в натурально-вещест­венном виде, который свойствен всякому обществу.

Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые на­выки.

Труд в материальном производстве - это целесообразная де­ятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлет­ворения своих потребностей.

Второй фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях или в мелиоративных сооружениях для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химиче­ского производства и т. п.), благодаря которым исходное при­родное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.).

Третий фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на ве­щество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (от­битые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология - совокупность знаний о способах и средствах про­ведения производственных процессов.[9]

Внутреннюю структуру производства можно наглядно пред­ставить на рис. 1.

Все указанные факторы (или ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом по­требностей).

 

 

Рис. 1. Факторы производства

Первый фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая чис­ленность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей.

Второй фактор - средства труда - можно наращивать до не­обходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, по­скольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий.

Третий фактор - прежде всего земля и полезные ископае­мые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во мно­гих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.

В связи с этим практически важно определить производст­венные возможности (применительно как к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными возможнос­тями подразумевается наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

При нехватке хозяйственных средств можно прибегать к сле­дующему выбору. Из всех допустимых вариантов применения производственных факторов выбирается более предпочтитель­ный, самый насущный.

Допустим, на машиностроительных заводах выпускается про­дукция: а) для гражданских нужд (легковые автомобили, холо­дильники, пылесосы и т. п.) и б) для армии (танки, ракеты и др.). Правительство и владельцы машиностроительных пред­приятий, учитывая изменившийся спрос, должны решить, как полнее использовать производственные ресурсы. По варианту, рассчитанному на случай войны, все факторы производства будут применены для изготовления средств вооружения в количестве 170 тыс. штук. Другой вариант (при мирных условиях) предус­матривает выпуск гражданской продукции - 300 тыс. изделий. Возможный выбор иных вариантов наглядно отражает шкала производственных возможностей (табл. 1.). Она показывает, сколько разных благ можно создать при полном использовании ресурсов.[10]

Таблица 1

Шкала производственных возможностей

Вариант

 

Гражданская продукция, тыс. штук

Средства вооружения, тыс. изделий 

300 

220 

80 

140 

120 

170 


 

Данные табл. 1. позволяют построить график производст­венных возможностей - кривую, которая очерчивает границу пол­ного использования хозяйственных ресурсов (рис. 2).

 

Рис. 2. График производственных возможностей

Глядя на график, можно представить себе множество вари­антов выбора между выпуском жизненных средств и военных изделий. Предположим, принято решение провести значительную конверсию оборонных предприятий (переключить их работу на выпуск гражданской продукции) и увеличить производство из­делий для населения со 140 до 220 тыс. штук. Однако при от­сутствии резервов сделать это можно лишь путем сокращения выпуска средств вооружения со 120 до 80 тыс. штук, то есть на 40 тыс. изделий.

Последняя цифра точно определяет экономические послед­ствия, своего рода “цену” принятого решения - “альтернативную стоимость”. Под альтернативной стоимостью подразумевается ко­личество благ, которое нужно отдать (или, как говорится, при­нести в жертву) в обмен на продукты, пользующиеся значительно большим предпочтением. В рассмотренном случае повышение благосостояния населения (увеличение выпуска предметов по­требления со 140 до 220 тыс. изделий) имеет альтернативную стоимость, равную 40 тыс. штук военных средств.

Разумеется, в реальной жизни приходится определять про­изводственные возможности в отношении множества благ. Сейчас в экономически развитых странах принимаются в расчет мил­лионы видов продуктов. Способы решения возникающих слож­ных задач будут рассмотрены позже.

Важно заметить, что выбор подходящих производственных возможностей осуществляется неоднозначно в разные периоды экономического развития.

5.2. Ступени прогресса производства

Как установлено исторической наукой, отдаленные предки человека по образу жизнедеятельности мало чем отличались от животных. Средства существования они добывали преимущественно путем собирательства готовых продуктов природы. Тогда, естественно, не было регулярно налаженного производства. Вследствие этого уделом предков человека было частое голодание.

Примерно 10 тыс. лет назад собирательство плодов природы привело к двум великим открытиям, вызвавшим аграрную революцию, - земледелию (вначале в виде примитивной обра­ботки почвы и посевов зерна) и скотоводству (приручение диких животных и разведение их как домашнего скота). Так впервые появилась постоянно производящая экономика, благодаря которой люди стали в определенной степени независимыми от природы. Производство с самого начала опиралось на достижения нео­литической революции. В эпоху нового каменного века появились кремневые, костяные и каменные орудия труда. Позже продукты питания создавались с помощью более совершенных металли­ческих технических средств (были изобретены плуг и колесо).

Так началась доиндустриальная стадия производства, которая предшествовала возникновению промышленности. На этой ста­дии преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяй­ство). Подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством. В хозяйственной деятельности господствуют ручной труд и простейшие формы его организации. С переходом к оседлому образу жизни люди стали заниматься строительством, сооружая жилища и хозяйственные постройки.

Значительные качественные перемены в материальной куль­туре благоприятствовали резкому увеличению численности на­селения - произошел так называемый первый демографический взрыв. В эпоху неолита темпы роста населения Земли повысились почти втрое.

Рост населения Земли и повышение уровня его потребностей пришли в противоречие с теми ограниченными возможностями, которые свойственны производству с применением ручного труда. Такое противоречие было преодолено лишь в результате про­мышленного переворота, который начался в Англии в 60-е годы XVIII в. и завершился в Западной Европе и США в 50-60-е годы XIX в. Существо промышленной революции состоит в широкомасштабной замене ручного труда машинами.[11]

На индустриальной стадии производства главной является вто­ричная сфера экономики - машинизированное промышленное производство. С помощью машинной техники промышленность преобразует сельское хозяйство, строительство, транспорт и другие важнейшие отрасли производства. Основная масса трудя­щихся является работниками индустриальных отраслей хозяйства (например, в Великобритании уже в середине 40-х годов XIX в. 3/4 населения составили фабрично-заводские рабочие). Проис­ходит быстрая урбанизация (лат. urbanus - городской) населения: в городах проживает до 2/3 всех жителей. Мощный рост про­изводственных возможностей и многоотраслевая структура хозяйства позволяют удовлетворять достаточно широкий спектр материальных и культурных потребностей людей.

С индустриальной стадией экономики связан второй демог­рафический взрыв. Численность населения мира за три с чет­вертью столетия (1650-1974 гг.) возросла в 7 раз (в 1650г. на­селение составляло 650 млн человек).

Однако достижения индустриальной экономики явно недо­статочны для современного этапа динамики потребностей и по­требления. Ведь при механизированном труде работник зачастую управляет одной машиной и не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий, без чего нельзя создавать но­вейшую технику. Промышленно развитые страны все более остро стали испытывать нужду в природном сырье и энергоносителях. В итоге сложилось глубокое противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совер­шенно новым - в количественном и качественном отношениях - уровнем потребностей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40-50-х годах грандиозной научно-технической революции. Эта революция открыла движение человечества к постиндустриальной (лат. post - после) стадии производства, оз­начающей переход к информационному обществу.

На этой высшей стадии наибольшее развитие получает тре­тичная сфера экономики - сфера услуг, где занято 50-70% всех работников. Во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычисли­тельной техники, что позволяет резко повысить значение ин­формации в жизни общества, а также автоматизировать физи­ческий и умственный труд. На предприятиях быстро повышается роль научных работников и квалифицированных специалистов. Теперь высокоэффективная экономика способна обеспечить для всех граждан достаточно полное удовлетворение элементарных потребностей и расширить реализацию запросов более высокого порядка.

Означает ли сказанное, что все человечество уже перешло на такую вершину экономического благополучия? Отнюдь нет. Сегодня на экономико-географической карте нашей планеты можно обнаружить страны, находящиеся на разных ступенях прогресса производства.

Во-первых, в Африке, Латинской Америке и Азии до сих пор сохранилась доиндустриальная экономика. Около 2/3 тру­доспособного населения занято в сельском хозяйстве. Используя примитивные орудия ручного труда, работник может прокормить не более двух человек.

Во-вторых, индустриальный тип хозяйства мы обнаруживаем в ряде государств Европы (например, Греция), Азии, на терри­тории бывшего СССР.

В-третьих, постиндустриальная стадия производства утверж­дается в наиболее развитых странах, таких, скажем, как США и Япония. Здесь работник сельского хозяйства способен про­извести в 15 раз больше продукции, чем в странах с доиндустриальной экономикой. В то же время главным становится труд, связанный с получением, преобразованием и использованием информации.

Вместе с тем большинство народов, отставших в техни­ко-экономическом отношении, с разной скоростью продвигаются к информационному обществу. Поэтому можно с достаточной достоверностью предположить: в XXI столетии во всем мире еще более широко распространится новейшая структура экономики. При этом отдельные страны смогут находить лучшие для них способы решения противоречия между ростом потребностей и ограниченностью ресурсов.

5.3. Структура производства в конце XX – начале XXI в.

Человек, проживший в условиях доиндустриндустриальной экономики, обычно отождествляет производство с такой сферой деятельности, которая создает материальные бла­га. Характерен для XVIII в., например, такой факт, Известный анг­лийский экономист Адам Смит считал, что богатство общества созидает только производительный труд - работа по созданию ма­териальных благ. К непроизводительным занятиям он отнес услуги таких профессий, как “священники, юристы, врачи, писатели... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.”[12]

Информация о работе Производительные силы обества и производственные отношения