Производительные силы обества и производственные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Производительные силы общества играют в развитии производственных отношений, а посредством их и в развитии других общественных отношений, такую же роль, какую играют природные условия или внешняя среда в развитии биологических организмов, в развитии животного и растительного мира.

Содержание

Введение
1. Производительные силы общества
2. Понятие общественного производства
3. Структура общественного производства
4. Производство и общество
5. Производство и его современная структура
5.1. Факторы и возможности производства
5.2. Ступени прогресса производства
5.3. Структура производства в конце XX – начале XXI в.
6. Производственные отношения
Заключение

Работа содержит 1 файл

Производительные силы общества и производственные отношения.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Общественное производство есть динамичная система и структура. В ней то одна то другая стороны, или факторы, выходят на первый план и становятся определяющими. Труд, средства производства, знания (наука и опыт), также природные и социальные условия в их конкретно-историческом сочетании характеризуют внутреннюю структуру производительных сил (материальных и духовных) на всех этапах развития общественного производства. Однако живое движение этих сил в истории общественного производства многообразно. Меняется соотношение накопленного и живого труда, которые могут превращаться по отношению к друг другу из средства в цель; преобразуется само отношение между трудом и производством вообще.

Из предыдущего изложения следует, что недостаточно признать определяющую роль способа производства в общественном развитии -необходимо также осознать, что сам человек является основой общественного производства. Энгельсовское положение о "производстве людей" (в предисловии к первому изданию "Происхождение семьи, частной собственности и государства") рассматривает производство человека не только в плане продолжения рода, но и в плане процесса формирования и развития социальных качеств индивида, становления и развития личности. И если не упускать из вида, что человек есть главная производительная сила, то надо признать следующее: воспроизводство человека даже в качестве эффективного, культурного и т.п. работника имеет самое прямое отношение к историческим изменениям общественного производства и прогрессу общества.

Исходя из сказанного, "тайна" общественного производства заключена в "обработке людей людьми" (К.Маркс) , в том, как люди производят друг-друга, в характере общественной связи. Это относится и к материальному и духовному производству. Ведь сознание, собственно, только там и возникает, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, где он должен соизмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности. Поэтому причины того или иного характера развития материальной и духовной деятельности надо искать в реальной системе общественных отношений.

Итак, понятие общественного производства занимает в системе категорий исторического материализма особое место. Оно взбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) таких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предметно-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей. В этом плане понятие общественного производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определенной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалектическом единстве.

3. Структура общественного производства

Структурирование общественного производства опирается на три пары диалектически тождественных понятий: процесс-продукт, производство-потребление, результат-предпосылка, на основе которых оно предстает как "многократно расчлененная" (К.Маркс) категория.

Общественное производство как механизм общественного развития является диалектически противоречивым единством процесса и продукта. Процесс производства "угасает в продукте" (К.Маркс), а его продукт вновь возвращается в процесс производства в виде предмета, средства, фактора[5]. (Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Целостность процесса и продукта производства есть целостность общественного труда, в котором они совпадают, ибо продукт это овеществленный, а процесс - живой труд.

Овеществленный труд - первая характеристика целостности общественного производства.

Совпадение процесса и продукта производства лежит в основе и качественной скачкообразности общественного развития, выражающейся в смене общественно-экономических формаций, и непрерывности его количественных изменений и их накопление. Количественная непрерывность производства выступает как расширенной воспроизводство, т.е. общественное производство совпадает с расширенным воспроизводством. Неспособность общественной системы обеспечить непрерывность своего производства означает конец ее развития и существования. Непрерывность истории - это непрерывность производства, которая не исключает, а предполагает прерывность производства отживающих общественных систем, на смену которым приходят другие. Непрерывность общественного производства, его совпадение с расширенным воспроизводством звучит у Маркса так: "также как общество не может перестать потреблять, так не может оно перестать производить. Поэтому всякий общественный процесс производства, рассматриваемый в постоянной связи и в непрерывном потоке своего возобновления, является в то же время процессом воспроизводства". Непрерывность расширенного воспроизводства -вторая (количественная) характеристика целостности общественного производства.

Целостность производства как воспроизводства выступает системным единством четырех процессов: производства, распределения, обмена и потребления, которые, по определению Маркса, составляют "собственные моменты" производства и выступают как "части единого целого; различия внутри единства". Отсюда следует первое и абстрактное определение системной структуры общественного производства: 1. Производство; 2. Распределение; 3. Обмен; 4. Потребление. Непрерывность этих процессов обеспечивает непрерывность функционирования общественного производства как механизма развития общества.

Непрерывность воспроизводства порождена совпадение производства и потребления: "производство есть потребление, потребление есть производство" (К. Маркс). Это значит, что всякое производство есть потребление, а всякое потребление есть производство. Но их совпадение является не метафизически тождественным, но диалектически противоречивым, т.е. во взаимообусловленных, но разных отношениях. Противоречивость производства и потребления порождена противоречивостью, которые по отношению к предыдущему процессу производства выступают его результатом, а по отношению к последующему его предпосылкой. Продукт - диалектическое тождество результата и предпосылки. Результат "процесса производства столь же неизбежно принимает вид его предпосылок, как его предпосылки вид его результата". Поэтому производство результатов есть потребление предпосылок, а потребление предпосылок есть производство результатов.

Системная структура общественного производства принимает таким образом более конкретный вид: 1. Производство результатов; 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребление предпосылок.

Продукты воспроизводства едины и многи. Едины они в том, что общественны, что составляют общество, которое есть единый продукт производства. Маркс писал: "если рассматривать буржуазное общество в его целом, то в качестве конечного результата общественного процесса производства всегда выступает само общество..."

Единство продуктов не исключает, а предполагает их многообразие. Если общество в целом - продукт производства, то и любой его компонент - тоже продукт производства, который не является монопродуктом. Непрерывность производства одних результатов требует потребления других предпосылок. Единственным основанием выделения классов общественного продукта может быть только признак "необходимости и достаточности для непрерывности воспроизводства" (К.Маркс). Таких классов продуктов можно выделить только четыре (соответственно числу процессов производства), ибо отсутствие хотя бы одного из них делает непрерывность воспроизводства невозможной: материальные блага в составе средств производства и предметов потребления (для краткости вещи); общественные отношения и их организационные формы (для краткости организации), общественное сознание, выраженное как информация (для краткости информация); население, люди, человек (для краткости люди). Эти продукты и противоположны, и едины. Противоположны в том, что они качественно наиболее различны. Едины не только в том, что общественны, но и в том, что взаимопроникают, взаимоотражают друг-друга: каждый из них и овеществлен, и организован (воплощает общественные отношения), и информативен (воплощает общественное сознание), и очеловечен (воплощает труд людей), т.е. каждый из них универсален, но особым образом.[6]

Системная структура общественного производства на этом уровне рассмотрения принимает более конкретный вид: 1. Производство результатов (вещей, организаций, информации, людей); 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов (вещей); 4. Потребление предпосылок (вещей, организаций, информации, людей).

Единый процесс общественного производства диалектически дифференцируется соответственно качеству и числу классов общественных продуктов. Поэтому оно выступает как диалектически противоречивое единство четырех форм производства. Эти наиболее фундаментальные, инвариантные для всякого механизма общественного развития формы целесообразно называть сферами производства, каждая из которых объединяет в себе однородные по конечному результату отрасли и виды деятельности. Сферы производства: первая и определяющая - сфера материального производства, результат которого - вещи. Вторая - сфера организационного производства, результат которого - организации, организованные общественные отношения. Третья - сфера духовного производства, результат которого - информация, выражающая содержание общественного сознания.

Четвертая - сфера производства человека, результат которого -люди, население. Четыре сферы производства диалектически противоположны и едины. Едины они в том, что производство одного продукта требует потребления предпосылок всех четырех классов. Поэтому в каждой сфере вместе с производством основного продукта воспроизводятся все другие продукты, но по-разному.

Так потребление вещей воспроизводит их в виде потребности, а потребление организаций, информации и людей воспроизводит их не только в виде потребности (уничтожения, нужды), но и в виде их сохранения, приращения, развития. Здесь лежит основное диалектическое противоречие между материальной и социальной сферами общественного производства, где первая определяет вторые (основной социалогический закон), а вторые создают все необходимые социальные условия для производства материальных благ (вещей) из материала природы. Причем, мера и уровень вторых соответствует мере и уровню первой.

4. Производство и общество

В отличие от отдельных отраслей общественного производства, совокупное производство не имеет строго очерченных социальных пространственно-временных границ и не локализовано в структуре общественно-экономической формации. Рассматривая общество под углом зрения производства, мы анализируем социальные группы и личности прежде всего в качестве творцов общественных благ. Освоение мира и его преобразование подчинено получению этих благ.

В названном аспекте акцентируется созидательная функция человечества; участие в производстве рассматривается в качестве родового признака людей: "А производственная жизнь - писал К.Маркс, - и есть родовая жизнь". Не локализованы и вездесущи такие, упомянутые Марксом "отрасли", как производство личности, производство общественной жизни. Они создают, так сказать, общесоциальные, отличные от частных и частичных ценности.

"Основной вопрос" производства заключается в том, что производится в данном виде деятельности, какое благо созидается в нем, материальное или духовное, социальное или политическое, человеческий организм или качества личности, производственные отношения или средства к жизни, формы общественных отношений и общения или жизнь общества как способ существования социальных субъектов (а не белковых тел, аминокислот и т.п.) и интегральное состояние функционирующей и развивающейся общественной системы.

В каждом виде общественного производства "задействованы" свои силы, помимо производственных сил материального производства, силы: политические, семейно-бытовые и т.д. Здесь складываются отношения субъектов по поводу средств, организации и результатов данной деятельности, то или иное производственное общение и поведение. В итоге "... всегда имеется определенный общественный организм, общественный субъект, действующий в более или менее обширной совокупности отраслей производства"[7]

Жизнь общества не исчерпывается производством и включает непроизводственные деятельность и отношения, общение и поведение, -непроизводственную жизнь. Так, участвуя в деятельности в свободное время, человек-работник превращается в "иного субъекта", который обновленным "вступает в непроизводственный процесс производства"[8]. Таким же должен быть методологический подход к общественному производству, производству вообще и к его отдельной отрасли.

В любой из сфер жизни общества присутствует непроизводственное использование созданного в соответствующем производстве блага: взаимодействуют политические, духовно-идеологические, социальные обмен и потребление. Последние выделяются, несмотря на то, что в обществе непроизводительное использование одного блага всегда сопровождается созданием каких-либо других видов ценностей, их подготовкой или переработкой. Производство, распределение, обмен и потребление лишь преобладают в той или иной общественной ситуации.

Категория "общественное производство" относится к философско-социологическим понятиям, отражающим, во-первых, - первичность в нем. Понятия "общество", "социальная реальность", "жизнь общества", "общественный прогресс", "законы общества"фиксируют единство социальной системы. Понятия общественно-экономической формации, образа жизни, законы социальной революции, антогонистического и неантогонистического общества, исторической эпохи и др. и системность этапов и типов исторического прогресса, понятие личности, коллектива, социального закона и др. фиксируют системность элементов общества. Производство как созидание общественных благ - "исходный пункт ... и господствующий момент" (К.Маркс) по отношению к несозиданию; материальное производство первично к духовному и другим производствам.

Информация о работе Производительные силы обества и производственные отношения