Происхождение и история предпринимательства: проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов

Автор: Никита Носик, 03 Июня 2010 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

     Более 40% общего количества малых предприятий  в России функционирует в торговле, посреднической деятельности, 16% их приходится на промышленность и строительство, более 2% - на транспорт и связь, 6% действует в науке и научном обслуживании. Например, в Индии доля малых и средних предприятий в промышленном производстве составляет 40% , в Японии - 51%.

     Вклад малых предприятий в валовой национальный продукт (ВВП) в России оценивается примерно в 11-12%. В расчете на одного работающего на малых предприятиях производится объем продукции, почти в четыре раза превышающий таковой на крупных предприятиях. На долю малых предприятий приходится свыше 10% объема промышленной продукции. На малые строительные предприятия проходится свыше 17% общего объема строительных работ, что становится важным фактором формирования в отдельных регионах страны рынка жилья.

     Приведенные показатели можно охарактеризовать только как весьма умеренные. Если взять количество малых предприятий на десять тысяч человек, то данные выглядят следующим образом: Германия - 370, Япония - 500, США - 740, Болгария - 380. В России этот показатель до кризиса 1998 года составлял 56 предприятий, а после него опустился до 36 предприятий.

     В настоящих условиях реформирования российской экономики необходимо создание критической массы малых предприятий, которая привела бы к глубоким качественным переменам и, в первую очередь, к снятию социальной напряженности в обществе. Требуются разносторонние и взаимосвязанные усилия со стороны практически всех слоев населения, законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и общественных объединений предпринимателей.

     Сфера развития малого предпринимательства в России пока невелика. За последние 2 года оно не оказало существенного влияния на состояние экономики. Это связано не только с незначительными для огромной страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способствовать развитию отраслей материального производства. Малое предпринимательство не допускается в сырьевые и фондообразующие отрасли. Отсутствие или нехватка средств для начала дела ведут к образованию новых малых предприятий в сфере обращения, занимающихся торгово-закупочной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на второй план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей проблемой малых предприятий, которые все-таки решили работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и приобретение оборудования.

     В последнее время только ленивый  не призывает к развитию в России среднего и малого предпринимательства (СМП). Однако, сколько бы мы ни говорили о необходимости развития российского среднего и малого бизнеса, сколько бы ни ссылались на положительный мировой опыт в этой сфере, воз этих проблем не сдвинется с места до тех пор, пока, с одной стороны, не будут устранены социально-экономические, финансовые, правовые и административные препятствия на пути развития СМП, а с другой – не возникнут естественные экономические стимулы для такого развития. Средний и малый бизнес только тогда будет успешен, когда он будет востребован государством, экономикой и обществом.

     Один  из основных объективных экономических  законов гласит: любой хозяйствующий субъект с момента своего возникновения стремится к монополии, к безграничному расширению своего присутствия в том или ином либо во многих секторах рынка путем вытеснения с него малых и средних предприятий.

     В России монополизм, как естественный, так и неестественный, достиг катастрофических размеров – его метастазы проявились уже практически во всех отраслях экономики. Эта болезнь нашей экономики продолжает развиваться – скоро полсотни финансово-промышленных групп (ФПГ) будут доминировать во всех экономических сферах России.

     Для того чтобы основу валового внутреннего  продукта России составляла не рента  в сырьевых монополиях, а прибавочная стоимость глубокого передела в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и интеллектуально емких отраслях производства и сферы услуг, необходимо формирование подлинно рыночной конкурентной среды путем целенаправленного ограничения монополизма и развития среднего и малого бизнеса.

     Крупнейшие  российские финансово-промышленные группы должны сегодня не только прекратить свою экспансионистскую политику, но и выступить инициаторами и основными  участниками формирования и реализации национальной программы развития СМП. Активное способствование развитию, а не поглощение средних и малых предприятий, - это должно стать главной общественно полезной миссией крупного бизнеса.

     1. Наличие и доступность финансовых ресурсов – основа успешного развития среднего и малого предпринимательства.

     Как известно, основными источниками  финансовых ресурсов являются государство, банковская система, фондовый рынок, корпорации и население. Ни один из них сегодня  для СМП практически не доступен.

     Фондовый  рынок в России не способен пока обеспечить нужными ресурсами даже крупные предприятия, а корпорации временно свободные средства используют, в основном, для поглощения небольших  уже успешных предприятий, а не на развитие среднего и малого предпринимательства.

     Денежные  накопления населения сегодня активно  используются в сфере СМП, но в  совершенно нецивилизованных формах (в  России сложился целый теневой рынок  кредитования частными лицами малого бизнеса). Такая система «финансирования» предпринимательства лишь усугубляет его проблемы, расширяя сферу и виды нелегитимного бизнеса, в том числе объем денежных средств, циркулирующих вне кредитно-финансовых учреждений.

     2. Государство обязано принять на себя значительную часть заботы, расходов и рисков по развитию среднего и малого предпринимательства.

     Многолетние дебаты вокруг проблемы малого и среднего бизнеса при отсутствии ощутимых сдвигов свидетельствуют о том, что поддержка СМП пока не является государственным приоритетом. К  примеру, сложившаяся структура финансирования малого бизнеса: «фонды поддержки МП (скудно формируемые за счет федерального или региональных бюджетов) объединения МП (зачастую искусственно инспирируемые администрациями) отдельные МП (прошедшие процедуру допуска)» выдает крайне слабый эффект.

     Если  российские органы власти действительно  заинтересованы в значительном росте  СМП, они должны:

  • создать систему благоприятных правовых, экономических и административных условий деятельности малых и средних предприятий;
  • направить государственные инвестиционные ресурсы на развитие отраслей экономики, основу которых составляют или будут составлять субъекты СМП;
  • перераспределить часть сверхприбыли естественных монополий в пользу малых и средних предприятий путем тарифного регулирования;
  • принять на себя основную часть кредитных рисков в сфере финансирования СМП.

     3. Необходимо понять и решить реальные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.

     Как известно, размеры заемщика для банка  не имеют определяющего значения, однако, чем крупнее компания, бизнес которой оценивается не хуже, чем стабильный, тем больше степеней свободы для выбора инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Выбор этот может простираться от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к понятным банку покупателям и заказчикам.

     Соответственно, чем меньше компания, тем меньше степеней свободы для выбора адекватного  покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и среды, окружающей его бизнес, и с тем большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов. Такой подход требует «индивидуальной работы» с каждым заемщиком, а это трудоемко, т.к. банковские специалисты должны иметь специальные и разносторонние знания в различных отраслях.

     4. Кредитная история – основа формирования развитого рынка финансирования среднего и малого предпринимательства.

     Мировой опыт как развитых, так и развивающихся  стран однозначно свидетельствует, что невозможно построить цивилизованный кредитный рынок без широкой эффективной системы обмена информацией о добросовестности исполнения участниками этого рынка своих обязательств дебитора (заемщика, плательщика). Такая система обеспечивает следующие преимущества:

  • формируется открытый рынок капиталов, позволяющий его участникам более точно определять соотношение спроса и предложения в системе «депозит-кредит»;
  • создается цивилизованная конкурентная среда для заемщиков, в которой добросовестные имеют неоспоримые преимущества перед недобросовестными, в том числе для использования широкого спектра долговых обязательств (облигации, векселя, двойные складские свидетельства, аккредитивы и т.п.);
  • значительно облегчается задача рефинансирования Центральным банком коммерческих банков путем переучета векселей и облигаций коммерческих предприятий и организаций.
  • необходимо разработать специальную государственную программу, в рамках которой предусмотреть создание:
  • национального венчурного фонда для целевого финансирования через коммерческие банки среднего и малого предпринимательства (основными участниками фонда должны стать крупнейшие энерго-сырьевые ФПГ, прежде всего экспортные);
  • системы государственного страхования пятидесяти процентов рисков банковских кредитов СМП (это потребует минимальных расходов бюджета);
  • системы секьюритизации банковских кредитов средним и малым предприятиям (стандартизация кредитов и перевод их в сферу ценных бумаг позволит вовлечь в сферу финансирования СМП всех источников фондового и денежного рынков);
  • национального бюро кредитных историй юридических и физических лиц, занимающихся бизнесом в сфере СМП (единого для членов Ассоциации российских банков, РСПП, ТПП РФ и ОПОРы России);
  • системы рефинансирования Банком России коммерческих банков по кредитам, предоставляемым средним и малым предприятиям из средств венчурного фонда по его стандартам;
  • государственного агентства по работе с проблемными активами, возникшими в процессе реализации данной программы финансирования СМП (в успешно развивающихся странах такие агентства работают эффективно).

     Только  комплексный подход способен дать реальный результат в развитии российского  среднего и малого предпринимательства.

3.2 Пути решения проблем в предпринимательстве.

     Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

     К видам и формам поддержки малых  предприятий-производителей относят:

  1. организационную помощь в скором и эффективном решении всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.
  2. Экономическую поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

     Поддержку существующих производств. В отношении  их могут использоваться следующие формы поддержки:

    • Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.
    • Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.
    • Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям “перспективные” и “среднеперспективные”. Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

     Вновь создаваемые производственные предприятия  должны быть освобождены от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При этом должна существовать система ограничений:

Информация о работе Происхождение и история предпринимательства: проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов