Процесс становления и развития рыночной инфраструктуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: рыночная инфраструктура.
Предмет исследования: проблемы её становления и развития в РФ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретическую основу рыночной инфраструктуры;
- изучить нормативно-правовое регулирование рыночной инфраструктуры;
- провести анализ эффективности рыночной инфраструктуры;
- исследовать процесс становления рыночной инфраструктуры в России;
- проанализировать современное состояние рыночной инфраструктуры в России;
- дать оценку перспективам развития рыночной инфраструктуры в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ 6
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 6
1.2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 7
1.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 12
1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 17
1.1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 17
1.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 20
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

№П-2122 Курс ЭТ Т-Процесс стен-я и развития рыноч инфр-ры в России (ПГТУ).doc

— 138.00 Кб (Скачать)

       Экономика рыночного типа — экономика свободного предпринимательства, в связи, с чем законоположениями закрепляется необходимая, достаточно благоприятная предпринимательская среда, условия для развития предпринимательства по всех его формах: производственного, коммерческого либо финансового. Закрепляя экономико-правовые основы предпринимательства, законоположения определяют статус хозяйствующих субъектов.

       Этот  статус включает свободу выбора сферы  предпринимательской деятельности, право самостоятельно осуществлять производство и реализовывать продукцию, получать и распределять прибыль, участвовать во внешнеэкономической деятельности, а вместе с этим предусматривает широкий комплекс гарантий, в том числе недопустимость вмешательства государственных органов и их должностных лиц в деятельность предпринимателей. Формируя механизм реализации потребностей, интересов в сфере предпринимательства, законы определяют пределы дозволенного, желаемого и запретного поведения в процессе хозяйствования. Экономическая свобода вместе с новой концепцией законности в хозяйственной деятельности, в основу которой положена идея о правомерности всего, что прямо не запрещено законом, создает широкое, легальное поле самостоятельности, инициативной хозяйственной деятельности в сфере предпринимательства.

       Наряду  с гражданским правом в условиях рыночной экономики сложились в качестве самостоятельных банковское страховое и корпоративное право, а вместе с тем заложены основы акционерного, вексельного и других отраслей законодательства7.

    1. Показатели  эффективности рыночной инфраструктуры
 

       Исходным  фактором эволюции рыночной инфраструктуры выступает экономико-статистическая оценка показателей, характеризующая ее развитие. Она осуществляется на базе социально-экономических показателей мониторинга рыночной инфраструктуры, с использованием различных статистических методов ее определения, исследование которых является целью данной статьи.

       Ее  реализация осуществляется на основе решения задач, связанных с проведением  мониторинга социально-экономических  показателей развития муниципалитета. Носителем информации, необходимой  для осуществления эффективного планирования развития муниципального образования, является жизнедеятельность населения, проживающего на его территории.

       Для этого необходима полная, точная и  оперативная информация об объекте  управления. Такую информацию в значительной степени призван обеспечить мониторинг социально-экономического развития территории.

       К основным показателям эффективности  рыночной инфраструктуры можно отнести8:

       Конъюнктуру рынка - комплексное понятие, позволяющее дать обобщающую характеристику рынку. Под конъюнктурой понимается конкретная рыночная ситуация на какой-то момент времени или за определенный его отрезок, а также силы и условия, определившие данное состояние рынка.

       Специфика показателей оценки конъюнктуры  заключается в том, что используются количественные, качественные и атрибутивные показатели, для их построения применяются абсолютные, относительные (в частности, координации, динамики и структуры) и средние величины.

       Оценки  числа независимых продавцов  на рынке и характеристика раздела  рынка между ними, группировка продавцов по размеру дают возможность сделать вывод об уровнях и типах монополизации и конкуренции, каким образом это сказывается на ценообразовании.

       Сложной проблемой является оценка цикличности  рынка, поскольку незначительное время, прошедшее с начала реформы, затрудняет выявление как малых (три-пять лет), так и долгих циклов (10-20 лет)9.

       Показатели уровня цен позволяют оценивать состояние цен на какой-то момент или за определенный промежуток времени. Использовать на федеральном уровне индивидуальные фактические цены отдельных товаров-представителей не имеет смысла, поскольку они имеют высокую степень территориальной колеблемости. Обобщающим показателем выступает средняя цена, исчисляемая по однородной совокупности товаров и товарных видов, по всей территории за изучаемый промежуток времени. Одновременно средние цены исчисляются по каждому субрынку, по дифференцированным социальным группам потребителей (средние цены покупки), что, в частности, позволяет выявить некоторые социально-экономические последствия развития рынка.

       Самостоятельным показателем уровня цен, обладающим значительным информационно-аналитическим  потенциалом, является покупательная  способность дохода или отношение  цены товара к среднему уровню дохода. Этот показатель обладает высокой степенью сопоставимости (во времени и в пространстве). К обобщающему показателю уровня цен по всей совокупности товаров можно отнести показатель, используемый также при оценках стоимости жизни, - это отношение к среднему денежному доходу фактической стоимости потребительской корзины, или же стоимости рационального, рекомендуемого набора продуктов, нормативной корзины, в т.ч. дифференцированной по социальным группам потребителей.

       Показатели  структуры цены товара (доли каждого  ценообразующего элемента в общей стоимости данного товара) необходимы для контроля рыночного ценообразования. Они должны исчисляться выборочным путем для каждого типа субрынка и на всех этапах движения товара.

       Показатели  соотношения цен на товары делятся  на две группы: соотношение цен одноименных товаров по различным субрынкам (оно позволяет выявить роль каждого субрынка в удовлетворении спроса, но здесь существует сложная проблема обеспечения качественной сопоставимости товаров); соотношение цен (средних) разноименных товаров. Данные оценки позволяют уяснить закономерности единой взаимосвязанной системы цен со своими базовыми товарами-лидерами, выявить влияние одной группы цен на другие. С показателями соотношений цен связаны оценки эластичности (реактивности) цен от уровня сбалансированности спроса.

       Индексы цен используются как индикаторы рыночной конъюнктуры и функционирования рыночного механизма, как характеристика инфляционного процесса, как фактор стоимости жизни, а следовательно, и уровня жизни, как фактор спроса и, соответственно, динамики товарооборота и как его дефлятор10.

       Состояние и движение товарной массы от продавца к покупателю - основное содержание рыночного процесса. Он состоит из четырех взаимосвязанных субблоков. Первый из них отражает товародвижение, т.е. движение товаров в экономическом и географическом пространстве: физическое перемещение товара от производителя к потребителю и передачу прав собственности на товар от одного продавца к покупателю. Этот процесс увязывается с транспортировкой и складированием товаров, но он связан также с эффективностью рыночных процессов, поскольку позволяет определить звенность товародвижения. Для этой цели используются два показателя товарооборота: валовый и чистый, соотношение которых дает возможность выявить число звеньев, т.е. сколько раз товар сменил владельца. Роль дистрибьюторов в товародвижении отражает показатель торгово-посреднического товарооборота и его долей в валовом товарообороте.

       Показатель  розничного товарооборота на душу населения  выполняет двойную функцию: отражает средний уровень индивидуального  товарного потребления и в  то же время обеспечивает региональную и динамическую сопоставимость товарооборота. Показатели объема товарооборота и товарооборота на душу населения в распределении по регионам, позволяют соответственно выявить роль каждого региона в общем рыночном процессе и охарактеризовать межрегиональные различия уровня удовлетворения спроса.

       Показатели  товарной структуры товарооборота, т.е. доли каждой товарной группы в общей  совокупности, дают качественную оценку процесса удовлетворения покупательского  спроса. Они показывают распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров и соотношение между объемами продажи отдельных товаров.

       Показатель  розничного товарооборота в расчете  на одно торговое предприятие или  на 1 квадратный метр торговой площади  выполняет функцию оценки размерности предприятий и характеристики процесса концентрации товарооборота, а также оптимального использования торговой площади. Товарные запасы могут рассматриваться как часть товарных ресурсов страны. Одновременно, товарные запасы - элемент товародвижения, обеспечивающий непрерывность процесса товарного обращения. Поскольку размер товарных запасов при прочих равных условиях зависит от объема товарооборота, то для оценки динамики запасов или для сравнений используется, главным образом, не показатель объема запасов, а один из показателей запасоемкости (запасы в днях оборота).

       Показатели, отражающие стоимостные характеристики инфраструктуры, которые позволяют определить место рыночной инфраструктуры, оценить эффективность ее использования, роль различных элементов в общей стоимости основных фондов сбыта и торговли, роль инвестиций в развитии и эффективности использования инфраструктуры;

       Показатели, отражающие материальный состав инфраструктуры, техническую оснащенность рыночных процессов, непосредственно влияющих на товародвижение и производительность труда работников сбыта и торговли, а также обеспечивающих определенный качественный уровень торгового обслуживания. Показатели трудовых затрат и их эффективности, а также характеристик занятости в сфере товарного обращения.

       Основным  показателем экономического эффекта  деятельности рыночных структур является прибыль, а основным показателем  экономической эффективности - рентабельность (прибыль в процентах к товарообороту  и к издержкам обращения). Сумма  издержек и уровень издержкоемкости выступают одновременно в качестве главного фактора прибыли и рентабельности и как косвенная характеристика эффекта и эффективности рынка. Эти показатели, а также размер и удельный вес в товарообороте добавленной стоимости, должны изучаться на федеральном уровне как оценка развития рынка, как объект налогообложения, как объект регулирования рынка на определенных его этапах. Сумма налогов должна рассматриваться как фискальный результат рыночной деятельности. Показатель налогоемкости должен показать экстенсивность или интенсивность процесса налогообложения рыночной деятельности11. 

 

  1. Анализ процесса становления и  развития рыночной инфраструктуры в России
    1. Особенности становления рыночной инфраструктуры в  России
 
 

       Для функционирования любой формы хозяйства необходимо наличие целой совокупности организационно-экономических и юридических условий, или, другими словами, системы институтов хозяйства. Все они, вместе взятые, образуют некую систему учреждений и организаций, называемую инфраструктурой, т. е., образно говоря, систему каналов связи, по которым беспрепятственно, наилучшим образом для данной формы хозяйства происходит перетекание материальных и финансовых ресурсов, их изменение, а также движение каждого продукта от производителя к потребителю12.

       В плановой экономике, для которой  характерна директивная форма связи  производства и потребления, роль таких  каналов выполняли центральные  и местные органы Госплана, а также  министерства и ведомства. Каждое решение  этих органов имело силу закона для  нижестоящих и подчиненных ему хозяйственных звеньев. Центральные плановые органы находились как бы на вершине иерархической пирамиды хозяйственной власти. Принимаемые ими решения распространялись вниз и вширь по различным уровням нижестоящих и местных хозяйственных структур, конкретизировались, дополнялись новыми расчетами, деталями и соответствующими указаниями и так постепенно доводились до непосредственных производителей и потребителей.

       Такая бюрократическая, т. е. состоящая из множества государственных учреждений, инфраструктура имела то преимущество, что лишала непосредственных производителей почти всякого хозяйственного риска и потерь, связанных с конкуренцией, доводя до них планы производства, снабжая под эти планы необходимыми ресурсами, регулируя посредством нормирования весь процесс производства, а затем и распределения произведенной продукции. Но, избавляя предприятия от риска, такая государственная инфраструктура хозяйственных связен одновременно лишала их и возможности проявить самостоятельность в поиске эффективных экономических решений.

         Кроме того, многоуровневый вертикальный  характер плановой инфраструктуры требовал согласования любой хозяйственной инициативы на нескольких вышестоящих уровнях управления, прежде чем будет принято окончательное решение о том, отвергнуть ее или принять. Это снижало оперативность принятия решений. Замедлялась скорость реакции непосредственного производителя на изменение текущей экономической ситуации, а иногда эта реакция становилась попросту невозможной. Поэтому, оценивая прошлую плановую систему хозяйства, можно сделать вывод, что ее экономическая инфраструктура обладала, с одной стороны, значительной стабильностью и устойчивостью, с другой стороны, — отсутствием гибкости и оперативности управления экономическими процессами13.

Информация о работе Процесс становления и развития рыночной инфраструктуры в России