Процесс становления и развития рыночной инфраструктуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: рыночная инфраструктура.
Предмет исследования: проблемы её становления и развития в РФ.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретическую основу рыночной инфраструктуры;
- изучить нормативно-правовое регулирование рыночной инфраструктуры;
- провести анализ эффективности рыночной инфраструктуры;
- исследовать процесс становления рыночной инфраструктуры в России;
- проанализировать современное состояние рыночной инфраструктуры в России;
- дать оценку перспективам развития рыночной инфраструктуры в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ 6
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 6
1.2. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 7
1.3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 12
1. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 17
1.1. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 17
1.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 20
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РОССИИ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

№П-2122 Курс ЭТ Т-Процесс стен-я и развития рыноч инфр-ры в России (ПГТУ).doc

— 138.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

 

Введение

 
 

     Современная рыночная экономика представляет собой  систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой  обеспечивается состоянием её инфраструктуры, зрелостью действующих институтов рынка.

     В настоящее время происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации и функционирования различных видов рынка. В значительной степени именно состояние инфраструктуры обеспечивает эффективное воспроизводство товарных отношений, способствует устойчивости и экономичности функционирования сложившихся рынков.

     В этой связи изменяются требования, предъявляемые к рыночной инфраструктуре, к её общей конфигурации и отдельным  элементам. Соответствующая новым  условиям инфраструктура формирует условия для стабильного функционирования экономики и реализации потенциала, заложенного в рыночных отношениях.

     В этом контексте вопросы анализа  и выработки перспективных направлений  развития инфраструктуры рыночной экономики  приобретают существенное как теоретическое, так и практическое значение.

     По  определению рынок – это организованная система, где «встречаются» производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить оп определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

     Применительно к рынку как самостоятельной системе инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров или услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

     Рыночная  инфраструктура включает в себя большое  число элементов, которые тесно  связаны между собой  и в  совокупности играют важную роль в  экономике. Поэтому выбранная тема исследования является актуальной на сегодняшний день.

     В связи с этим цель исследования: изучить процесс становления  и развития рыночной инфраструктуры в России.

     Объект  исследования: рыночная инфраструктура.

     Предмет исследования: проблемы её становления  и развития в РФ.

     Задачи  исследования:

     - раскрыть теоретическую основу  рыночной инфраструктуры;

     - изучить нормативно-правовое регулирование  рыночной инфраструктуры; 

     - провести анализ эффективности  рыночной инфраструктуры;

     - исследовать процесс становления  рыночной инфраструктуры в России;

     - проанализировать современное состояние  рыночной инфраструктуры в России;

     - дать оценку перспективам развития  рыночной инфраструктуры в России.

     Методы  исследования – при написании  данной работы применялись как общенаучные  методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (описательный, сравнительный, анализ статистических данных и т.д.).

     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что теоретические обобщения. Сделанные в данной работе могут  стать своеобразным теоретическим  «фундаментом» для практической деятельности в области предобразования экономических отношений в России на современном этапе.

      Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении его результатов и состоит из введения, основной части, выводов и списка использованной литературы. В заключение представлены основные выводы по работе.

 

     Глава 1. Сущность рыночной инфраструктуры: теоретико-правовые аспекты

    1. Теоретический аспект рыночной инфраструктуры
 
 

     Рыночная  инфраструктура - совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технологические, информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают.

     Функционирование  товарных рынков обеспечивается развитием  сети оптовой и розничной торговли, товарных бирж, аукционов, ярмарок, тарного и складского хозяйства, средств транспорта, правовыми нормами, регулирующими торговые сделки, государственными органами контроля качества и сертификации, неправительственными организациями защиты прав потребителей и др.

     Рынки факторов производства (капиталов, труда  и земли) обслуживаются соответственно фондовыми биржами, банковскими  и страховыми учреждениями, биржами  труда или центрами занятости, осуществляющими  трудоустройство и переподготовку работников, земельными аукционами и тендерами, государственными органами земельного кадастра и др1.

     В инфраструктуру финансового рынка  входят фондовые и валютные биржи, банки, брокерские, дилерские и другие посреднические компании, институциональные инвесторы (фонды, инвестиционные компании), аудиторские фирмы, рейтинговые агентства, региональные и международные финансовые институты и др. На основе информационного и справочного аппаратов рыночной инфраструктуры осуществляется информационное обеспечение функционирования рыночной экономики.

     На  современном этапе научно-технической  революции происходит качественный скачок в развитии рыночной инфраструктуры, связанный с ее технологическим  перевооружением на базе высоких, в  первую очередь информационных, технологий. Модернизируются фондовые биржи. Все большее число их становится полностью электронными. К новым элементам рыночной инфраструктуры относятся конкурирующие с биржами электронные коммуникационные и внебиржевые электронные торговые системы.

     Особую  роль играют интернет-технологии. Быстро развиваются сетевые электронные компании, в особенности интернет-магазины. Интеграция и глобализация мировой экономики стимулируют формирование союзов и альянсов бирж, в т. ч. региональных2.

    1. Правовой  аспект рыночной инфраструктуры
 

       Социально-ориентированное  рыночное хозяйство с его экономической  свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России3.

       Функционирование рыночной экономики осуществляется в рамках определенного правового пространства, где нормы права создают поле экономической свободы, конкуренции, инициативной хозяйственной деятельности и т.д., а вместе с тем юридически опосредуют все многообразие форм — производственного, коммерческую и финансового предпринимательства. Институт предпринимательства закреплен законодательно в качестве абсолютного частного права лица. Для развития единого рынка предусматривается, что продукция, товары, услуги, финансовые средства обращаются на территории свободно, без установления каких-либо препятствий, пошлин и сборов, независимо от существующих границ между субъектами Федерации, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено законом в интересах общественной безопасности, защиты здоровья людей, охраны культурных ценностей и природы.

       Несмотря  на принятие множества законов, при  вступлении России в рынок не сложилась  эффективная правовая система, которая  обеспечивала бы разумное сочетание  свободы предпринимательства и конкуренции с ограничением неблагоприятных тенденций в развитии бизнеса. Во многом именно вследствие несовершенства законодательной базы сохраняются такие негативные явления, как фискальный характер налогообложения, монополизм, уклонение от уплаты налогов, криминализация предпринимательской; деятельности. Законодательство рыночной экономики в силу затянувшегося поиска новых подходов, его недостаточной проработанности, сложности и противоречивости общественно-политической обстановки не отличалось стабильностью, единством и последовательностью, а тем самым оно не стало прочной правовой основой развития предпринимательства, не говори уже об утрате управляемости народным хозяйством в целом4.

       С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. были заложены конституционные  основы предпринимательства, как и  всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции — о единстве экономического и правового пространства России, об установлении правовых основ единого пространства России, об установлении правовых основ единого рынка, о многообразии форм собственности, в том числе частной собственности на землю, о свободе передвижения, выборе места жительства, выезде и возвращении в Россию, о свободе предпринимательства, обязанности платить налоги, о соответствии национального законодательства общепринятым принципам и нормам международного права. Конституционные нормы — это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и нормы прямого, непосредственного действия, и, следовательно, в случае, если нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, подлежат применению нормы Конституции РФ.

       Формирование  правовой основы гражданского общества осуществляется по всем направлениям, поскольку право представляет собой  единую нормативно-правовую систему  общества. Важнейшей отраслью в этой системе является гражданское право, которое в качестве права рыночной экономики переводит на юридический язык институты рынка — экономической свободы, собственности и автономию личности. Повышение эффективности законодательства в достижении рациональности, а ныне и стабильности экономики — одно из главных направлений совершенствования механизма нормативно-правового регулирования.

       Исключительно важным для развития рыночной экономики  является принятие в 1994 - 1995 гг. частей 1 и 2 Гражданского кодекса РФ. Значение Кодекса заключается, прежде всего, в том, что это — политически нейтральный, как и сам рынок, нормативный документ, воплотивший в себе достижения многовековой правовой культуры по регулированию отношений рынка. Далее, это федеральный закон, закрепляющий единство правового пространства на территории РФ. Наконец, ГК - это сердцевина гражданского законодательства, а следовательно, нормы ГК носят абсолютный характер, в том числе при коллизии гражданско-правовых норм5.

       Исходя  из конституционных основ российского  общества Гражданский кодекс РФ 1994 г. закрепляет принципы гражданско-правового регулирования, которые складываются из семи начал: равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и судебной защиты права. Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в тон мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны6.

       Закладывая  правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц и государство  в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного частного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные и личные права, не подверженные вторжению в эту сферу государства; предоставляет право обладания любым имуществом без ограничения его состава, количества и стоимости, а ограничения в отношении отдельных объектов могут быть лишь по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает защиту среди других личных благ деловой репутации и предпринимательской тайны.

       Гражданский кодекс РФ дает понятие предпринимательства  как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

       Новый ГК. закрепляет исторически сложившиеся, начиная с Древнего Рима, а затем - в их классическом виде при капитализме — предписания о недопустимости злоупотребления правом. Таким образом, возможность свободно распоряжаться своими правами имеет определенные законом границы, переход за которые запрещен. Это не только действия лица исключительно с намерением причинить вред другому лицу, но и иные без злонамеренности действия (сброс ядовитых отходов производства, нарушение правил конкуренции и др.)' ущемляющие интересы других лиц. Интеграция нравственно-правовых норм, при которой нравственные воззрения непосредственно воплощаются в формах позитивного права, приобретает исключительно важное значение, как для развития предпринимательства, так и для становления цивилизованного рынка в России.

Информация о работе Процесс становления и развития рыночной инфраструктуры в России