Проблемы загрязнения окружающей среды в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

В последние десятилетия важнейшей глобальной проблемой становится экологическая проблема, связанная с загрязнением окружающей среды, нерациональным природопользованием, постепенной деградацией природных ресурсов.
За время деятельности человека на планете почти вдвое сократилось количество лесов, при этом еще меньше осталось нетронутых человеком девственных лесов. Остальные леса были заменены вторичными. Даже в относительно благополучных районах в лесах постепенно сокращается количество животных.
Постоянно пополняется число полностью уничтоженных человеком видов животного мира, выводятся из употребления миллионы гектаров в прошлом пригодных для обработки почв из-за чрезмерного использования удобрений, ветряной и водной эрозии, нерационального пастбищного скотоводства, горных и строительных работ.

Содержание

I. Введение
II. Глава 1: Теоретические черты экологических проблем совре-менной экономики
1.1.Техногенный тип экономического развития
1.2.Концепции развития современной экономики с учетом экологических ограничений
1.3.Экологизация экономики
III. Глава 2: Международный характер экологических проблем
2.1. Саморазрушающаяся экономика
2.2. Опыт Китая
IV. Глава 3: Особенности экологии в России на примере различных отраслей промышленности и экономики
3.1. Влияние тяжелой промышленности
3.2.Влияние транспортно-дорожного комплекса
3.3.Влияние сельского хозяйства
V.Заключение

Работа содержит 1 файл

План (2).doc

— 159.50 Кб (Скачать)

О чрезмерных человеческих потребностях свидетельствует  также обращение с океаном. Поскольку в последние десятилетия потребность людей в белке животного происхождения все увеличивается, запасы океанической рыбы начинают истощаться. В результате: две трети мест ее обитания теперь обеспечивают лишь минимальный уровень воспроизводства, а во многих местах рыба просто исчезла. В 1992 году прекратил существование богатый тресковый промысел возле Ньюфаундленда, несколько столетий снабжавший людей рыбой. А ведь для Канады это означает потерю 40 000 рабочих мест. Несмотря на введенный после этого полный запрет на лов рыбы в тех местах, даже спустя десятилетие рыбные запасы там все еще не восстановились.

Южнее, в Чесапикском заливе, принадлежащем  США, наблюдается аналогичный процесс. Сто лет назад в этом необычайно богатом эстуарии вылавливали более 100 млн фунтов устриц в год. В 1999 г. их улов едва достиг 3 млн фунтов. Рыбные промыслы Сиамского залива пребывают в таком же упадке: улов рыбы по сравнению с 1963 г. сократился на 80%, что вынудило министерство рыбного хозяйства Таиланда запретить рыбную ловлю на многих территориях.

Наш мир  теряет свое биологическое разнообразие, поскольку существующие виды растений и животных погибают быстрее, чем  развиваются новые. Такое биологическое  оскудение Земли является результатом  разрушения естественной среды обитания живых организмов, ее загрязнения и изменения климата. С появлением каждого нового выпуска “Красной книги находящихся под угрозой уничтожения видов животных и растений”, издаваемой Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП), становится ясно: мы все больше приближаемся к эпохе массового исчезновения видов. Согласно последнему выпуску, опубликованному МСОП в 2000 г., из 9946 видов птиц, обитающих на Земле, каждой восьмой угрожает исчезновение. То же можно сказать о каждом четвертом из 4763 видов млекопитающих и примерно о трети из 25 000 видов рыб.

Некоторые страны несут особенно ощутимые потери. Например, в Австралии за последние  два столетия исчезли 16 из 140 видов  обитавших там млекопитающих. В бассейне р. Колорадо на юго-западе США 29 из 50 местных видов рыб исчезли, в частности, из-за пересыхания среды обитания.

Экономические выгоды от разнообразия земных форм жизни  бесчисленны. Это не только поддержание  экосистемы, составной частью которой  являются растения и животные, но и обеспечение людей лекарственным сырьем и зародышевой плазмой. Когда уменьшается биологическое разнообразие, то сокращается и природная аптека, лишая будущие поколения людей возможности совершать новые открытия и затем пользоваться их плодами.

По мере того как в результате роста экономической  активности сокращается число биологических  видов, нарушается равновесие и в  других основных природных областях. Из-за колоссального количества сжигаемого ископаемого топлива величина углеродных выбросов в атмосферу начиная с 1950 г. стала превышать способность земной экосистемы их связывать. В настоящее время среди специалистов по земной атмосфере широко распространено мнение, что именно повышение уровня углекислого газа в атмосфере ответственно за увеличение температуры на планете. 14 самых теплых лет на Земле - с момента начала постоянной регистрации температуры в 1866 г.- приходятся на период после 1980 г.

Одно  из последствий повышения температуры -все более мощные шторма. В декабре 1999 г. во Франции произошли три сильнейшие бури, когда были сломаны миллионы деревьев, возраст которых

иногда  превышал сто лет, и разрушены  тысячи зданий. Эти бури, оказавшиеся  самыми жестокими во всей французской истории, причинили стране убытки, равные 10 млрд долл. - по 170 долл. на каждого гражданина Франции.

В октябре 1998 г. ураган “Митч”- один из самых  мощных, когда-либо приходивших с Атлантики- пронесся через Карибский залив и на несколько дней обосновался на побережье Центральной Америки Там он действовал словно гигантский насос, высасывая воду из океана и обрушивая ее на сушу. За несколько дней в некоторых районах Гондураса выпало до двух метров осадков. Этот сильнейший шторм вылил столько воды на Центральную Америку, что изменил даже рельеф местности. Он превратил горы и холмы в огромные грязевые потоки, которые затопили целые деревни, унеся с собой 10 000 человеческих жизней. Четыре пятых всех зерновых посевов было уничтожено. Во многих местах несущиеся водные потоки смыли весь плодородный слой почвы, так что эту землю нельзя будет использовать

для сельского  хозяйства на протяжении десятков  лет

Общий экономический ущерб от урагана  оказался ужасающим. Были полностью  разрушены автомобильные дороги, мосты и прочая инфраструктура, что отбросило экономику Гондураса и Никарагуа назад на целые десятилетия. Разрушения в регионе были оценены приблизительно в 8,5 млрд долл. Эта сумма приближается к величине валового внутреннего продукта обеих стран, вместе взятых.

Возможно, самое неприятное следствие повышения  температуры — это таяние льдов. За последние 35 лет толщина льда, покрывающего Северный ледовитый океан, уменьшилась на 4296. Согласно исследованию, проведенному двумя норвежскими учеными, в течение ближайших 50 лет Северный ледовитый океан летом будет полностью очищаться ото льда. Когда в середине августа 2000 г. ледокол обнаружил на Северном полюсе воду, свободную ото льда, это ошеломило научное сообщество.

Таяние  полярных льдов не влияет на уровень моря, поскольку тающий лед уже находится в океанской воде. Но и ледовый щит Гренландии тоже начинает таять. Гренландия по площади в три раза превосходит Техас, а толщина ее ледового щита в некоторых местах достигает 2 км. В журнале “Сайенс” была опубликована статья, в которой говорится, что если весь этот лед растает, то уровень мирового океана поднимется на 7 м, и тогда вода затопит приморские города во всем мире, а в Азии еще и рисовые плантации, расположенные в поймах рек. Подъем воды даже на 1 м неминуемо приведет к тому, что половина рисовых полей в Бангладеш будет затоплена. Для миллионов жителей этой страны это будет означать падение производства продовольствия до уровня, недостаточного для выживания.

Если  не принимать во внимание изменение климата, то экономический ущерб от разрушения окружающей среды носит в основном локальный характер: исчезновение рыбы, ухудшение почв, уменьшение площади лесов. Но такие местные явления, накапливаясь, постепенно могут стать глобальными экономическими тенденциями. Для мировой экономики, которая становится все более интегрированной, крушение локальных экосистем может иметь глобальные экономические последствия. 

2.2 Опыт  Китая 

Удивительные  данные об экономике Китая помогают понять, почему современная экономика не может привести нас туда, куда нам хотелось бы. Китай сегодня — это не только страна с самым многочисленным населением в мире (примерно 1,3 млрд человек). Его экономика тоже оказалась самой быстрорастущей в мире, увеличившись с 1980 г. более чем вчетверо. По сути, Китай как бы разворачивает перед нами мировую историю в сжатые сроки, демонстрируя, что происходит, когда массы бедняков быстро богатеют.

По мере роста доходов в Китае растет и потребление. Китайцы уже догнали  американцев по потреблению свинины на душу населения и теперь сосредоточили свои усилия на увеличении производства говядины. Чтобы догнать Америку по этому показателю (в расчете на одного человека), Китаю надо производить в год на 49 млн т говядины больше. Если это делать по-американски (американцы содержат крупный рогатый скот в загонах), то на корм скота дополнительно потребуется 343 млн т зерна в год, что равно всему урожаю зерновых в США.

В Японии, где ощущалась нагрузка на сельское хозяйство в аналогичный период экономического развития, для того, чтобы получить нужное количество животного белка, обратились к морю. В минувшем году потребление морепродуктов в Японии составило приблизительно 10 млн т. Если бы Китай с его населением, в десять раз большим населения Японии, пошел тем же путем, ему потребовалось бы 100 млн т морепродуктов -весь мировой улов рыбы.

В 1994 г. китайское правительство решило, что транспортная система страны должна опираться главным образом на автомобили, а автомобильная промышленность - стать двигателем будущего экономического роста. Пекин обратился к главным мировым производителям автомобилей -компаниям  “Фольксваген”, “Дженерал Моторс”  и  “Тойота”  с предложением инвестировать средства в китайскую промышленность. Однако если бы пекинскому руководству удалось создать такую транспортную систему, и в гараже у каждого китайца стояло по 1-2 автомобиля, которые потребляли бы бензин на американском уровне, то Китаю потребовалось бы 80 млн баррелей нефти в день, а сегодня во всем мире в день добывают только 74 млн баррелей. И чтобы обеспечить такую армаду дорогами и местами для стоянок, пришлось бы дополнительно покрыть асфальтом 16 млн га земли. Это территория, равная половине площади всех нынешних рисовых полей страны (31 млн га), которые ежегодно приносят урожай 132 млн т риса, основного продукта питания в стране.

Похожим образом дело обстоит с производством  и потреблением бумаги По мере модернизации экономики Китая растет количество потребляемой бумаги. Но если теперешний расход бумаги в Китае, равный 35 кг на человека в год, поднимется до американского уровня, равного 342 кг, то Китаю понадобится бумаги больше, чем на сегодняшний день ее производит весь мир. Значит, в дело пойдут мировые запасы леса.

Это говорит  о том, что западная модель индустриального развития общества для Китая не годится -хотя бы по той простой причине, что у страны нет для этого достаточных природных ресурсов. Даже всей земной суши и всех запасов пресной воды на Земле не хватит, чтобы удовлетворить растущие потребности Китая в зерне, если он продолжит идти нынешним курсом экономического развития. Существующая модель экономики, которая опирается на ископаемое топливо, не может обеспечить страну необходимым количеством энергии, так как значительного увеличения мировой добычи нефти по сравнению с нынешним уровнем не предвидится. Кроме того, если выбросы углерода (в расчете на одного человека) достигнут в Китае уровня США, то это сразу удвоит общие выбросы углерода в мире, что, в свою очередь, повысит уровень СО2 в атмосфере

Сейчас  Китай сталкивается с труднопреодолимыми проблемами при выработке стратегии  своего развития. Главная трудность  здесь заключается в плотности  населения страны. Хотя площадь суши в Китае такая же, как в США, большинство из 1,3 млрд его населения проживает в полосе шириной 1500 км на восточном и южном побережьях страны. Чтобы в США добиться аналогичной плотности на- селения, надо всех жителей втиснуть на территорию к востоку от Миссисипи, а затем вчетверо увеличить их количество.

Принятие  западной экономической модели критикуется и в самом Китае. Группа видных ученых, среди которых члены Китайской академии наук, обратилась к обществу с открытым письмом. В нем ставится под вопрос целесообразность решения правительства развивать автомобильный транспорт страны. Ученые указывают, что в Китае не останется земли для выращивания сельхозпродуктов, если построить дороги и места для парковок, необходимые для размещения такого количества автомобилей. Они также отмечают, что страна попадет в сильную зависимость от внешних поставок нефти, и обращают внимание на загрязнение воздуха и автомобильные пробки, которые наверняка возникнут, если следовать по пути США.

Если  экономика, основанная на сжигании ископаемого  топлива, преимущество в которой  отдается автомобильному транспорту, не сможет нормально функционировать в Китае, то она не сможет работать и в Индии с ее 1 млрд населения, и в других странах развивающегося мира. При общей экосистеме и становящейся все более глобальной экономике эта схема в конце концов перестанет работать и в развитых странах.

Опыт  Китая показывает нам, что мир  не сможет долго двигаться по нынешнему  экономическому пути. Сложившаяся ситуация подчеркивает неотложность реструктурирования мировой экономики и создания новой экономики -такой, которая подходит для нашей планеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

Особенности экологии в России на примере различных  отраслей промышленности и экономики 

3.1.Влияние  тяжелой промышленности 

Практически в каждом экономическом районе России есть республики, края и области с наиболее неблагополучной экологической обстановкой, которая обусловлена деятельностью комплекса конкретных производств.

В Северном районе в Мурманской области экологическая  обстановка сложилась под воздействием горнодобывающей промышленности, цветной металлургии и концентрации объектов атомной энергетики и атомного флота.

В Центральном  районе в Тульской области она  обусловлена действием предприятий  теплоэнергетики, металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

В Центрально-Черноземном районе в Липецкой области на экологию главным образом влияют предприятия черной металлургии.

Информация о работе Проблемы загрязнения окружающей среды в современной экономике