Проблемы развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … . .3

I Экономическое содержание понятия “предпринимательства ………………5

1.1. Понятие “предпринимательства”, его роль и функции …………………5

1.2. Виды и формы предпринимательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

II Анализ и проблемы развития предпринимательства в России . . . . . . . . . .31

III Перспективы развития предпринимательства в России.. . . . . . . . . . . . . . .38

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . ………….... . . . . 44

Приложение……………………………………………………………………...45

Работа содержит 1 файл

КУрсовая по эк.теории.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

    - выписка  из торгового реестра страны  происхождения или другого эквивалентного  доказательства юридического статуса  иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения;

        Предприятия с иностранными инвесторами  вправе осуществлять любые виды  деятельности, не запрещенные законом.  Некоторые виды деятельности  требуют получения лицензии, например, страховое и банковское дело.

     Совместные  предприятия имеют право создавать  дочерние предприятия, филиалы и представительства как на территории РФ, так и за рубежом.

      Иностранные инвесторы и предприятия наделяются землей, имеют право арендовать имущество, приобретать долю участия, акции и иные ценные бумаги на фондовых биржах, участвовать в биржевых сделках в порядке и на условиях, установленных законодательством. Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий на территории РФ.

      Иностранные граждане могут входить в орган  управления предприятия на условиях, определяемых индивидуальными договорами.

      Таковы  основные организационно-правовые формы  предпринимательской деятельности. От них следует отличать организационно-экономические формы, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности. К основным из них следует отнести следующие:

  • Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков продукции, долях в общем объеме производства и т. п.;
  • Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли, с целью устранения излишней конкуренции между ними;
  • Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции;
    • Концерн – многоотраслевое акционерное общество, контролирующие предприятия через систему участий. 
       
       
       
       
       
       
       
       

  
 
 

Глава II. Анализ и проблемы развития предпринимательства в России 

     Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.

     Во  – первых, медленно и зачастую бессистемно  формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

     Во  – вторых, свободе хозяйственной  деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.

     В – третьих, товарно-денежный обмен  в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.1

     Кризис  в России, как айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного за другим только подтвердила несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились политический кризис государственной системы в предперестроечный период, длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.2

     Предпринимательский   дух должен пронизать, прежде всего, всю организационно–экономическую систему регионов и всех его экономических субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.

     Ошибки  предпринимателя в своей деятельности приводят к проблемам, касающимся в большей степени его самого и тех людей, кто сопричастен его бизнесу.

     В нашей стране роль бизнеса постоянно и неуклонно возрастает.  Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

    -значительно  и без существенных капитальных  вложений расширить производство  многих потребительских товаров  и услуг с использованием местных источников сырья;

     -создать  условия для трудоустройства  рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;

     -ускорить  научно-технический прогресс;

     -составить  позитивную альтернативу криминальному  бизнесу и многие другие.

     В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают  всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

   В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве (Приложение 1).

   В развитии малого предпринимательства  за последние годы наметились кардинально  новые тенденции, выразившиеся в  первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%. 

      Проблемы  предпринимательства.

  1. Общие проблемы;
  2. Проблемы организации малого предприятия;

Общие проблемы  предпринимательства.

    Это проблемы макро-уровня, и они возникают  у любого предприятия на любом  этапе развития. К ним относятся:

    1) Несовершенство законодательства:

  • нестабильность законодательной базы - происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
  • существенные законодательные пробелы:
  • дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
  • неотработанность процесса купли-продажи;
  • отсутствие должного законодательства о земле;
  • внутренняя противоречивость законов.
  • невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

    2) Несовершенство налоговой системы.

    Несовершенство  налоговой системы имеет отрицательное  влияние на малый бизнес. Уровень  действующих ставок налогов превышает  все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

    При этом весьма серьезны проблемы, связанные  с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

    3) Несовершенство финансово-кредитной  системы.

    В соответствии с Положением о Федеральном  Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и  безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

    Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

    4) Безопасность деятельности предприятия.

    Развитие  рынка в России характеризуется  целым рядом источников потенциальных  угроз предприятиям и отсутствием  практических возможностей противодействия им на основе закона:

  • невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
  • прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";
  • передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
  • утечка информации из коммерческих банков;

    Необходимо заметить, что отмечается процесс "интеллектуализации" преступной деятельности, использование в ее рамках все более сложной финансово-технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

  1. Отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса.

 С  большим запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать  становлению  и развитию малого  бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета.  Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого

 бизнеса,  но и предпринимательства в  целом, а оно, как известно,

 опирается   не на малый лишь,  но и  на средний и крупный бизнес.

 Такая  задача не по плечу никакому комитету.  Ее в состоянии решить  лишь  целенаправленная политика правительства в целом,  и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем,  чтобы снизить  уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты.  Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии

 наукоемких  производств,  так как они не  приносят районам прямой выгоды. Местные   власти   охотней   регистрируют  предприятия, способствующие в благоустройстве района.

      Проблемы, возникающие на стадии организации  малого предприятия.

 Стадия  организации малого предприятия  – первый важнейший этап. Почти  на каждом шагу предпринимателя  ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

  • Поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);
  • Поиск партнеров;
  • Недостаточность стартового капитала;
  • Сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера на учетной карточке для банка). Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически  осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.
  • Несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения. Для этого нужно обратиться в Областное управление по пожарной охране, где очередь на несколько месяцев. Стоимость же этого заключения и справки от санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.
  • Несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники,  деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время – 2,5 – 3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства в России