Проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п.

Содержание

Введение…….....…………………………………………………………..стр.3
1.Понятие конкуренции....……………………………………………....стр.4
2.Анализ конкурентоспособности отечественных предприятий в современных условиях………………………………………….……стр.10
3.Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий…………………………………………………………..стр.20

Заключение…...……….....……………………………………………….стр.26

Список литературы…………………….....…………………………...…стр.30

Приложение………………………………………………………………стр.31

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

    В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути ее повышения:

  • изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;

    Опыт  функционирования отечественных предприятий убеждает, что наиболее целесообразным с точки зрения формирования эффективного собственника является сохранение в процессе приватизации принципов коллективного управления, то есть переход к коллективной собственности. Как свидетельствует мировая практика, передача предприятий в собственность их работников пользуется во многих странах поддержкой на государственном уровне, регулируется законодательными актами, поощряется льготными кредитами и, как отмечают зарубежные специалисты, является эффективной формой частной собственности для средних и крупных предприятий.

    Различные стратегии развития требуют существенно  различающихся систем и структур управления, формирование которых, в  свою очередь, предопределено соответствующим  организационным стилем поведения предприятия. В управленческой литературе описаны приростный и предпринимательский стили организационного поведения. Приростный стиль поведения организации направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в отношениях с внешним окружением. Изменения не приветствуются, они ограничиваются или минимизируются. Предпринимательский стиль влечет за собой другое отношение к изменениям. Предприятия такого стиля выступают за непрерывное изменение достигнутого состояния и ведут предпринимательский поиск возможностей для роста за счет изменений.

    Стратегически важными аспектами обеспечения  конкурентоспособности продукции  в современных условиях являются: четкая ориентация на создание и выпуск новых изделий, отвечающих потребностям практики и возросшим запросам потребителей; совершенствование за счет разработки и внедрения новых технических решений ранее освоенной продукции для увеличения продолжительности ее жизненного цикла; развитие сотрудничества на взаимовыгодных условиях с ведущими предприятиями по изготовлению и реализации на внешних и внутренних рынках высококачественной продукции.

    Современные рыночные условия диктуют необходимость  приведения нормативно-технической  базы подготовки производства и изготовления продукции на всех стадиях технологического цикла в соответствии с международными стандартами качества. Это один из особо значимых факторов поддержания на должном уровне конкурентоспособности предприятия. Решению задач повышения качества и конкурентоспособности продукции должны подчиняться инвестиционная и инновационная политики предприятия, ориентированные на выбор приоритетных направлений использования финансовых ресурсов при выполнение НИОКР.

    Важным  направлением реорганизации системы  учета и анализа предприятия  является реструктуризация бухгалтерской службы, учитывающая требования рыночных отношений и переход к предпринимательскому менеджменту и основывающаяся на внедрении в практику работы бухгалтерского аппарата современных методологических и методических положений зарубежной системы учета затрат. Реализация этого позволит обеспечить качественно новый уровень управления издержками производства и формированием цен на выпускаемую продукцию и усилить тем самым, позитивное воздействие системы учета и анализа на повышение конкурентных возможностей предприятия и увеличение его объемов продаж.

    Совершенствование маркетинговой ориентации в системе  управления предприятием подразумевает  реорганизацию организационной  структуры управления, заключающуюся  в перераспределении управленческих функций между службами предприятия и в выделении отделу маркетинга стратегически важных функций управления. При этом все ресурсы предприятия должны рассматриваться с позиции обеспечения выполнения маркетингового плана. Работы по формированию производственного плана, управлению персоналом, финансовому анализу и т.п. должны проводиться в целях обеспечения и контроля выполнения маркетингового плана предприятия. Отдел маркетинга должен не только использовать информацию, поступающую из других подразделений, но и обеспечивать информационную поддержку последних при составлении их собственных планов.

    В конечном итоге, речь идет о переходе на компьютерные технологии, позволяющие  объединить в единое информационное поле основные службы предприятия, с  дальнейшим подключением в сеть практически всех его подразделений, т.е. о создании информационной модели предприятия, комплексно отражающей все хозяйственные операции и объекты в них участвующие, а также все многообразие их взаимосвязей.

    В настоящее время основные цели предприятия состоят в получении конкурентных преимуществ по следующим направлениям: диверсификация основного производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции; дифференциация продукции. 

Заключение.

    Раскрывая тему данного доклада, были сделаны  следующие выводы.

Под конкурентоспособностью продукции понимают:

  • уровень экономическо-технических, эксплуатационных параметров товара, который позволяет выдержать конкуренцию с другими аналогичными товарами на рынке;
  • сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.

К коммерческим условиям конкурентоспособности относят:

  • ценовые показатели;
  • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
  • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы;
  • показатели, отражающие степень ответственности продавцов за выполнение обязательств и гарантий.

К организационным  условиям относят:

  • обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к показателям, влияющим на снижение издержек обращения;
  • доставка товара до места потребления не только крупным оптом-транзитом, но и мелкими партиями через складские предприятия;
  • грамотное пользование транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области;
  • расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.

    К основным факторам комплексной оценки конкурентоспособности товара относят:

  • экономический потенциал и темпы роста экономики;
  • уровень развития науки техники;
  • участие в международном разделении труда;
  • динамичность и емкость внутреннего рынка;
  • социально - экономическую и внутриполитическую ситуацию;
  • гибкость финансовой системы;
  • государственное регулирование экономики;
  • обеспеченность трудовыми и материальными ресурсами и уровень квалификации ресурсов.

    Оценка конкурентоспособности складывается из трех этапов:

  • анализа рынка и выбора наибольшего конкурентоспособного товара - образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности;
  • определение набора сравниваемых параметров двух товаров;
  • расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.

    Данная  оценка является эффективным средством  в области повышения качества и конкурентоспособности продукции.

    Возможна  также оценка на основе опыта маркетинговой  деятельности на рынке на основе интуитивного определения роли того или иного свойства.

    И только после проведенной оценки конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно – сбытовой политике.

    Изучение  конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом, исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.

    Вместе  с тем любой товар после  выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить - невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему его выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием.

    В условиях рыночной экономики интенсивно может развиваться и успешно  конкурировать только то предприятие, которое имеет высококвалифицированных  и опытных сотрудников, которые  постоянно совершенствуют свои знания, четко знают цели и задачи предприятия в соответствии со стратегией развития и работают как единый, постоянно развивающийся организм.

    Приведение  отечественной промышленности в  соответствие с международными рыночными  отношениями, в рамках постоянного процесса развития производства, в ходе которого концептуально различные действия пересекаются и объединяются, процесс весьма трудоемкий. Однако при наличии правильного подхода, возможно значительно сократить время на восстановление утраченного преимущества. При наличии необходимых, способных к работе инструментов всегда на много легче, приятнее и надежнее совершать любую работу. Поэтому предполагаемая программа заключается в правильной организации системы управления, создания новой культуры производства, четкого представления и формулирование целей, задач, формирование стратегии развития и имиджа предприятия. В настоящее время прорабатываются существующие и разрабатываются новые количественные и качественные критерии внутренних и внешних факторов влияющих на повышение конкурентоспособности предприятий, а также рассматриваются и другие аспекты деятельности предприятий, проводится сравнение и оценка показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Андрианов В.С. Россия в мировой экономике: сравнительная конкурентоспособность /Международная жизнь, - 2000. - № 8-9.
  2. Иовчук С.М. Конкурентоспособность продукции на мировом рынке. М.:2000.
  3. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товаров //Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №3. - С.45-59.
  4. Мишин Ю.В., Экономические основы организации конкурентоспособного производства // Москва.: Новый век, 2001.
  5. Моисеева Н., Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы //Маркетинг. – 2002. - № 6. - С. 22-34.
  6. Портер М. Международная конкуренция: Международные отношения, 2003.
  7. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Экон. наука, 2005.
  8. Решетникова Т.П. Методика оценки конкурентоспособности предприятия //Мат. методы в экономике. - 2001. - №3-4, - С.74-82.
  9. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации, М: Альфа-пресс, 2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение.

    Рейтинг конкурентоспособности стран создается  «Международным институтом развития менеджмента» (International Institute for Management Development, IMD) - некоммерческая учебно-исследовательская структура. IMD образована путем слияния двух независимых исследовательских и учебных центров менеджмента: IMI (Женева,1946) и IMEDE (Лозанна, 1957).

    IMD готовит высококлассных специалистов  по экономике. Ежегодно здесь  учатся около 8 тыс. слушателей  почти 100 национальностей. Среди  постоянных партнеров IMD – Shell, Philips, Nestlé, Unilever, Medtronic, Johnson & Johnson, Nokia и Novartis.

    Кроме учебной работы институт проводит собственные  экономические исследования. Уже  на протяжении 20 лет выходит самый  значимый отчет IMD World Competitiveness Yearbook. 

    Под конкурентоспособностью страны IMD понимает способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook — ежегодное аналитическое исследование, которое швейцарский Институт менеджмента проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. Каждое государство оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый из них включает в себя пять факторов. Таким образом, общий рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны.

Информация о работе Проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий