Проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема конкурентоспособности фирм, отраслей, стран — одна из наиболее актуальных и динамичных в мировой экономике, ибо на ее анализ влияют многие факторы, прежде всего изменения темпов экономического роста стран, уровень безработицы, место страны или фирмы в мировой экономике и т.п.

Содержание

Введение…….....…………………………………………………………..стр.3
1.Понятие конкуренции....……………………………………………....стр.4
2.Анализ конкурентоспособности отечественных предприятий в современных условиях………………………………………….……стр.10
3.Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий…………………………………………………………..стр.20

Заключение…...……….....……………………………………………….стр.26

Список литературы…………………….....…………………………...…стр.30

Приложение………………………………………………………………стр.31

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

    2.Методы, основанные на  оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество. К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности предприятия – конкурентоспособность его продукции. К недостаткам – то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности.

    3.Методы, основанные на  теории эффективной  конкуренции. Согласно этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе подхода лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности. К преимуществам данного подхода следует отнести учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия. В то же время лежащий в основе подхода посыл о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ, является недоказанным, поскольку сумма отдельных элементов сложной системы (каковой является любое предприятие), как правило, не дает того же результата, что и вся система в целом.

    4.Комплексные  методы. Методы, отнесенные к данному подходу, определены как комплексные в силу того, что оценка конкурентоспособности предприятия в рамках каждого из методов ведется на основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В основе подхода лежит утверждение, в соответствии с которым конкурентоспособность предприятия есть интегральная величина по отношению к текущей конкурентоспособности и конкурентному потенциалу. К достоинствам подхода следует отнести то, что он учитывает не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем. В качестве недостатка данной группы методов следует отметить то, что конкретные способы и приемы, используемые при определении текущей и потенциальной конкурентоспособности в конечном счете воспроизводят методы, используемые в рассмотренных ранее подходах, что влечет и недостатки соответствующих подходов.

    Заметим, что ни один из существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. Это позволяет сделать вывод о том, что универсальной методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в настоящее время не существует, это обусловлено тем, что предлагаемые подходы обладают целым рядом недостатков.

    Общеизвестны факты, что Россия изначально имеет ряд существенных конкурентных преимуществ в сравнении с другими странами. Это, прежде всего преимущества, связанные с природными богатствами, численностью населения и выгодным географическим положением страны.

    Другая  важная группа конкурентных преимуществ  России - сравнительная дешевизна  некоторых факторов производства. Используя накопленные фонды, можно было бы с меньшими капитальными затратами осуществлять необходимую модернизацию предприятий и переход к применению западных технологий среднего уровня. Страна располагает многочисленной квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться.

    Третья  группа конкурентных преимуществ, которыми располагает Россия, - это преимущества более высокого порядка, дающие возможность  сохранения позиций в состязании с зарубежными соперниками в  динамике.

    В стране имеются уникальные передовые  технологии в ряде секторов промышленности, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной  и прикладной науки. Сосредоточены  они прежде всего в авиакосмической  и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии.

    Использование существующих и потенциальных конкурентных преимуществ сопряжено с необходимостью преодоления очевидных слабостей  отечественного народного хозяйства. В их числе - значительная энергоемкость и материалоемкость производства, влекущая за собой дороговизну большинства видов отечественной готовой продукции; технологическая отсталость многих отраслей промышленности, не позволяющая выпускать продукцию с высокими качественными характеристиками; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций; незавершенность процесса адаптации экономических субъектов к работе в нестабильных рыночных условиях. Конкурентные преимущества отечественной экономики во многом блокируются ее слабостями.

    Основные  отрасли российской экономики по степени конкурентоспособности  были разделены на четыре категории:

    - очень сильная конкурентная позиция  - черная металлургия;

    -сильная конкурентная позиция - цветная металлургия, электроэнергетика, нефтехимическая, лесная, оборонная отрасли, связь и телекоммуникации;

    - посредственная конкурентная позиция  - химическая, автомобильная, судостроение, машиностроение, приборостроение;

    -слабая конкурентная позиция - авиационная (гражданская), электронная, текстильная.

    Мировой опыт свидетельствует о том, что  наличие факторов производства является необходимым, но не достаточным условием успешной конкуренции. Для этого  еще нужны: определенный спрос на продукцию; требовательные потребители  и конкурентоспособные поставщики; добросовестное ведение конкуренции; соответствующая стратегия предприятий относительно развития и повышения конкурентоспособности. К сожалению, наличие недобросовестной конкуренции на внутреннем рынке, его незначительная емкость и неприхотливое поведение потребителей не дают возможности создания условий для роста конкурентоспособности отечественных предприятий и продукции. Предприятия не могут производить конкурентоспособную продукцию для внешних рынков, если она имеет низкое качество на внутреннем рынке. Страны, являющиеся сегодня лидерами мирового рынка, всегда отталкивались от внутреннего спроса, и их экспансия вначале шла через насыщение внутреннего рынка.

    Жесткая конкуренция, в которую окунулись  российские предприятия, заставляет их уделять особое внимание качеству производимого товара. Достижение уровня мирового класса в этой области должно стать для них важной организационно-экономической задачей, требующей особого внимания при планировании соответствующих стратегий. Однако, как показывает практика обращение к качеству как одной из основ конкурентоспособности - это осознанные действия пока что ограниченного числа отечественных производителей.

    Причины сложившейся ситуации в том, что  был пропущен момент, когда российская продукция, став неконкурентоспособной перестала пользоваться спросом, что привело к отсутствию сбыта, а следовательно и отсутствию прибыли, благодаря которой возможно было бы обновить оборудование и ассортимент продукции, государство оказалось не в состоянии финансировать отечественное производство, система просто перестала работать и все замерло и начало постепенно приходить в упадок.

    Справедливости  ради надо отметить, что в настоящее  время вся пост советская теория конкурентоспособности только начинает формироваться и поэтому не располагает серьезными наработками по определению обобщающих количественных показателей конкурентоспособности предприятия.

    Как известно, устойчивая работа отечественных  предприятий осложнена нестабильностью  экономической ситуации в стране, отсутствием четкой стратегии развития экономики на макро и микро уровнях. Это объясняется, прежде всего, влиянием критических событий планетарного, государственного и регионального масштабов, способных нарушить экономическое равновесие любого государства.  

    3. Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

    Прогноз конкурентоспособности является поисковым  и заключается в определении  вероятного описания возможного ее состояния  в будущем. Известно, что в основе прогнозирования лежат аналогии, экстраполяции и модели будущего состояния системы. Существует три основных способа разработки прогнозов конкурентоспособности - экспертная оценка специалистов, экстраполирование на основе изучения рядов динамики и последующего набора аппроксимирующей функции и моделирование, содержащее совокупность приемов разработки прогнозов и позволяющее получить большую объективность. Кроме этого, на практике наиболее частой техникой прогнозирования является написание сценариев. М. Портер настоятельно рекомендует использовать сценарии, поскольку они позволяют избежать опасности использования тенденциозного одностороннего прогноза и стимулируют менеджеров четко формулировать свои предложения. Таким образом, используя прогнозирование как один из инструментов стратегического маркетинга, можно оценить степень влияния отдельных рыночных факторов на конкурентоспособность предприятий и, следовательно, управлять ею.

    В условиях российской экономики необходимо применять не отдельные подходы к оценке конкурентоспособности, широко распространенные в промышленно развитых странах, а системно-комплексные, синтезирующие перечисленные и учитывающие специфику отечественных рыночных отношений.

    В данной ситуации, для обеспечения  конкурентоспособности необходимо срочно проводить реорганизацию устаревших организационно управленческих и производственных структур.  
        Наиболее часто встречающиеся ситуация, имеющая место в настоящее время это умышленное неверное отражение хозяйственных операций на предприятиях с целью уклонения от уплаты налогов, что крайне неблагоприятно сказывается на развитии, возможностях привлечения инвестиций, существенно снижает уровень управляемости и вызывает легкомысленное отношение работников, что в свою очередь отражается на конкурентоспособности.

    В этой связи первым шагом является необходимость описания внутренних бизнес процессов, для обеспечения достаточной степени прозрачности. А также в деталях изложить основные и дополнительные функции каждого подразделения предприятия.

    Наличие формализованного и задокументированного описания позволяет быстро и эффективно развивать существующую инфраструктуру, основываясь на объективном представлении того, что нужно сделать для развития и повышения конкурентоспособности в целом. Иначе все дальнейшие действия превращаются либо в латание дыр, либо в локальные проекты, которые не решают основной стратегической задачи, а иногда идут и в разрез с ней. И вместо ожидаемого снижения издержек увеличивают затратную часть, потому, что огромные средства вкладываются в разработку системы, которая не отвечает задачам предприятия, не учитывает его возможностей.

    Вторым  шагом на пути повышения конкурентоспособности  должно стать определение стратегии  и функций деятельности. Это своеобразный фундамент или каркас, на который  опирается деятельность всего предприятия и регламентированы направление развития.

    Формулирование  стратегии предприятия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи нового оборудования, технологий и технологического уровня, квалификации управленческого персонала и специалистов по отношению к конкурентам. Этот процесс включает в себя детальный, всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. С выбором необходимых функций связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.

    Третьим шагом на пути развития и повышения  конкурентоспособности является необходимость  понимания руководством, того, что  предприятие должно стать не только проводником новых технологий, но создать и привнести в современное общество новую культуру производства и межличностных коммуникаций.

    По  своей сути культура компании —  это продукт действия внутренних социальных сил и уровень культуры является очевидным результатом  эффективного управления. Он представляет собой совокупность ценностей и норм поведения, преобладающих в организации. Культура, которая ориентирована на результаты и вдохновляет людей стараться изо всех сил, способствует наилучшей реализации стратегии.

    Результаты  оценки конкурентоспособности используются для выработки вывода о ней, а также - для выбора путей оптимального повышения конкурентоспособности продукции для решения рыночных задач: завоевания большей доли рынка, получения максимальной прибыли, выхода на новый уровень торговли и т.д.

Информация о работе Проблемы повышения конкурентоспособности отечественных предприятий