Проблемы организации и развития фондовых бирж в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить проблемы современных российских фондовых бирж России, выяснить причины их возникновения.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
* определить сущность фондового рынка в России;
* выявить основные тенденции развития рынка ценных бумаг (фондового рынка);
* раскрытия особенностей регионального фондового рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЗДАНИЕФОНДОВОГО РЫНКА В РОССИИ (1809—1917 ГГ.) 5
2. ФОНДОВЫЕ БИРЖИ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
2.1 Фондовая биржа как экономическая категория 10
2.2 Механизм функционирования фондовой биржи 13
2.3 Регулирование деятельности фондовых бирж 14
2.4 Фондовый рынок России 15
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БИРЖЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ «1» СООТНОШЕННИЕ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ И
ДРУГИХ ВИДОВ РЫНКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ «2» ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ «3» СТОЦОНАРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДОВОЙ
БИРЖИ 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Безусловно, благодаря названным программам была проделана значительная работа по развитию фондового рынка, которая не велась в тех регионах, где таких программ не было.

     Однако, такая ситуация характерна не для  всех субъектов России. Например, постановлением Законодательного собрания Челябинской области № 297 от 28 мая 1998 г. была утверждена Программа развития рынка ценных бумаг Челябинской области на 1998-2000 годы. К сожалению, спустя год после ее принятия отмечалось, что она не выполнялась. Конечно, во многом это объясняется общей экономической ситуацией в стране в 1998-1999 годах.

     В 2000 г. велась разработка программы по стимулированию инвестиционных процессов  и развитию рынка ценных бумаг  Ассоциацией социально-экономического сотрудничества республик, краев и  областей Северного Кавказа. Проект данного документа включал три основных направления:

     - защита прав и законных интересов  инвесторов и акционеров,

     - развитие инфраструктуры рынка  ценных бумаг, 

     - реализация точечных модельных  проектов.

     Работа  по разработке концепции и комплексную программу развития рынка ценных бумаг в Сибири велась межрегиональной Ассоциацией «Сибирское соглашение».

     С 2000 г. велась разработка Программы развития рынка ценных бумаг Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г. Документ был  одобрен Экспертным советом Республики Саха (Якутия) в марте 2002 г.

     Постановлением  Губернатора Кировской области  от 16.05.2001 № 156 была утверждена Комплексная  программы развития рынка ценных бумаг в Кировской области 

     Данная  программа включала в себя комплекс мероприятий по следующим направлениям:

  • государственное регулирование рынка ценных бумаг (областные займы, совершенствование управления областной собственностью, аккредитация профучастников);
  • обеспечение соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг;
  • содействие в формировании инфраструктуры фондового рынка;
  • создание системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • мероприятия по снижению рисков на рынке ценных бумаг.

     Несмотря  на отсутствие в программе сведений о финансировании, по своей структуре и совокупности мероприятий ее можно отнести к числу наиболее глубоких и содержательных среди принятых в тот период.

     Важной  вехой на пути совершенствования  региональной инвестиционной политики стала разработка Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Программы стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями Центрального федерального округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг. Документ был разработан при активном участии РО ФКЦБ в Центральном федеральном округе и одобрен Советом Центрального федерального округа 25 апреля 2002 г.

     Следует отметить, что инициатива ЦФО была первой в России, например, Программа "Развитие финансовых рынков Северо-Западного  федерального округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг на период до 2007 года" начала обсуждаться только осенью 2002 г.

     Программа ЦФО предусматривает создание:

     - организационных основ для активизации  инвестиционных процессов в регионе; 

     - благоприятных условий и экономических  стимулов для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

     - системы межведомственного контроля  за соблюдением законодательства  на фондовом рынке; 

     - системы государственной информационной  поддержки рынка ценных бумаг  и инвестиционного просвещения  населения;

     - финансового механизма реализации  программных действий.

     Программа предусматривает изменение стратегии  бюджетной поддержки предприятий  от прямого субсидирования промышленности к менее затратному механизму - стимулированию привлечения инвестиций самими предприятиями с помощью инструментов рынка ценных бумаг.

     Суть  предполагаемой схемы заключается  в предоставлении бюджетных средств  для компенсации части выплат по облигациям, либо в форме целевых  дотаций при выпуске акций. При  этом бюджетные средства предоставляются предприятиям при условии значительного увеличения налоговых платежей по результатам проекта, для финансирования которого выпускаются ценные бумаги. Это дает предприятиям возможность привлекать значительные объемы средств на реализацию инвестиционных проектов, а бюджетам всех уровней получать дополнительные объемы налоговых и неналоговых платежей, генерируемые за счет расширения производства и повышения его эффективности.

     Более подробно на содержании данной Программы  я останавливаться не буду, думаю, что она всем вам хорошо известна.

     В целях ее реализации ведется активно  работа в Москве, в частности, принято  Постановление Правительства Москвы от 6 мая 2003 г. № 339-ПП «Об экономическом  стимулировании хозяйствующих субъектов, осуществляющих привлечение инвестиций с использованием инструментов фондового рынка», которым определены источники и объемы финансирования мероприятий по стимулированию предприятий.

     Всего в столице данную форму поддержки  уже использовало около десятка  предприятий.

     Что касается регионов ЦФО, то уже 23 апреля 2002 г. (то есть еще до официального одобрения Программы ЦФО) Постановлением Администрации Тульской области была утверждена новая Комплексная программа по развитию рынка корпоративных ценных бумаг и стимулированию привлечения инвестиций предприятиями Тульской области с помощью инструментов рынка ценных бумаг на 2002-2005 годы.

     Документ  практически продублировал текст  Программы ЦФО, однако, к сожалению, не содержит конкретных объемов финансирования мероприятий. В настоящее время в Тульской области создан сервер раскрытия информации о региональном фондовом рынке.

     Следующим субъектом России, кто отреагировал на принятие Программы ЦФО, была Воронежская  область. В июле 2002 г. принимается  Распоряжение Администрации области  «О мерах по развитию рынка ценных корпоративных ценных бумаг на территории Воронежской области», которое предусматривало создание информационно-аналитической системы и регионального портала в сети Интернет, разработку областной программы развития фондового рынка.

     При разработке воронежской программы  был использован опыт других субъектов  России, программ, разработанных Национальной Фондовой Ассоциацией или с ее участием – Программы развития рынка  ценных бумаг в Российской Федерации 2000 г., Программы развития рынка ценных бумаг России до 2010 года. Проводились консультации с руководством НФА.

     Национальная  Фондовая Ассоциация была одной из первых, на чьем сайте были опубликованы распоряжение Администрации Воронежской  области и Областная целевая  программа «Развитие рынка ценных бумаг на территории Воронежской области на 2003-2006 годы», которая была утверждена Воронежской областной Думой 3 июля 2003 г. Основная цель воронежской Программы - создание условий для развития рынка ценных бумаг (фондового рынка) на территории Воронежской области и его использования для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

     Достижение  данной цели возможно путем реализации трех блоков мероприятий:

     1. Совершенствование качества корпоративного  управления в акционерных обществах Воронежской области и повышение их информационной прозрачности, уровня защищенности прав и законных интересов инвесторов.

     2. Формирование информационной и  организационной (институциональной)  инфраструктуры рынка ценных  бумаг. 

     3. Государственная (областная) поддержка развития фондового рынка на территории Воронежской области

     Первый  из названных блоков реализуется  путем:

     1) разработки программ, организации  и проведения семинаров по  специфике рынка ценных бумаг; 

     2) создания системы информирования  и обучения представителей государства в органах управления акционерных обществ, а также руководителей и ведущих специалистов предприятий по вопросам корпоративного управления;

     3) внедрения в практику положений  кодекса корпоративного поведения.  Кодекс корпоративного поведения одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 ноября 2001 года (протокол № 49) и рекомендован к применению акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, распоряжением ФКЦБ России от 4 апреля 2002 года № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения»;

     В этом году для стимулирования совершенствования  качества корпоративного управления и  информационной прозрачности проведен конкурс на лучший годовой отчет  среди открытых акционерных обществ Воронежской области.

     4) участия в создании информационно-аналитической  системы (ИАС) ЦФО и обеспечения  подключения к ней всех заинтересованных  государственных структур на  территории Воронежской области; 

     5) обеспечения раскрытия информации  на региональном сервере;

     6) стимулирования перехода предприятий  на международные стандарты финансовой  отчетности - IAS (International Accounting Standards) и US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles) и стимулирования увеличения их уставных капиталов в соответствии с размерами активов (проведение инвентаризации и анализа капитализации предприятий);

     7) внедрения общепризнанных рейтингов  инвестиционной привлекательности  эмитентов Воронежской области  и размещения рейтинговых таблиц  на региональном сервере раскрытия информации и в средствах массовой информации.

     Второй  блок мероприятий включает в себя:

     1) формирование, ведение и обновление  базы данных по акционерным  обществам, зарегистрированным на  территории Воронежской области; 

     2) создание регионального сервера раскрытия информации для размещения сведений о финансово-экономических показателях деятельности эмитентов, информации о наличии добавочного капитала и нераспределенной чистой прибыли в акционерных обществах, информации о корпоративных событиях, сведений о ценных бумагах предприятий; инвестиционных проектов и бизнес-планов – то есть объединение в рамках одного информационного ресурса значительного объема экономической информации. В настоящее время завершается разработка программного обеспечения для сервера.

     3) сопровождение и программное  обеспечение сервера и базы  данных;

     4) организацию системы взаимодействия  с областными средствами массовой  информации в сфере акционерного  права, управления собственностью, функционирования рынка ценных  бумаг и защиты прав инвесторов;

     5) организацию изучения, методического  обобщения и распространения  опыта работы эмитентов области  и других регионов, успешно привлекающих  инвестиции с помощью инструментов  рынка ценных бумаг, сведений  об эффективности такого привлечения  через публикации в средствах массовой информации;

     6) проведение на регулярной основе  публичных мероприятий (межрегиональные  конференции, совещания, семинары, «круглые столы» и т.п.), пропагандирующих  опыт предприятий, эффективно  использующих инструменты рынка  ценных бумаг;

     7) стимулирование увеличения количества  профессиональных участников, консалтинговых  компаний, оказывающих полный комплекс  услуг на рынке ценных бумаг,  размещения информации о них  на региональном сервере; 

     8) организацию взаимодействия с  Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Воронежской области и другими банковскими организациями, крупнейшими саморегулируемыми организациями.

Информация о работе Проблемы организации и развития фондовых бирж в экономике России