Проблемы организации и развития фондовых бирж в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить проблемы современных российских фондовых бирж России, выяснить причины их возникновения.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
* определить сущность фондового рынка в России;
* выявить основные тенденции развития рынка ценных бумаг (фондового рынка);
* раскрытия особенностей регионального фондового рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЗДАНИЕФОНДОВОГО РЫНКА В РОССИИ (1809—1917 ГГ.) 5
2. ФОНДОВЫЕ БИРЖИ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
2.1 Фондовая биржа как экономическая категория 10
2.2 Механизм функционирования фондовой биржи 13
2.3 Регулирование деятельности фондовых бирж 14
2.4 Фондовый рынок России 15
3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БИРЖЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ «1» СООТНОШЕННИЕ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ И
ДРУГИХ ВИДОВ РЫНКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ «2» ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА 41
ПРИЛОЖЕНИЕ «3» СТОЦОНАРНАЯ СТРУКТУРА ФОНДОВОЙ
БИРЖИ 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

Для дальнейшего  развития фондового рынка России необходимо обеспечить более четкий государственный контроль за частными ценными бумагами, снизить налоговое  бремя предприятий, создать специальную биржу для производных ценных бумаг и расширить эту сферу, создать централизованную структуру спецслужб, которые должны оказывать услуги по расчетам биржевых индексов, по расчетам брокерских контор.  3

     Таким образом, в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), оказывающих сильное влияние на всю сферу производства и торговли в мировой экономике.

     Современный фондовый рынок является одним из механизмов аккумулирования и перераспределения капитала. Фондовый рынок (stock market) обеспечивает организацию торговли ценными бумагами и банковскими ссудами на биржах и внебиржевом рынке. Организация на фондовой бирже (stock exchange, SE, St.Ex) вторичного рынка ценных бумаг способствует повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов.

     Степень развитости фондового рынка определяется с одной стороны наличием большого числа разнообразных финансовых инструментов, выраженных в форме  ценных наличных или безналичных  бумаг; и наличием соответствующей инфраструктуры для проведения операций на биржах с другой, необходимо отметить, что данные характеристики развитости являются взаимосвязанными. Без значительного объема обращающихся на финансовом рынке ценных бумаг невозможно существование сколько-нибудь развитой инфраструктуры фондового рынка, так как не будут покрываться операционные расходы; так и без развитой инфраструктуры невозможно обеспечить обращение ценных бумаг на уровне современных требований.

     На  современном этапе ряд общих факторов оказывает влияние на развитие фондовых рынков. Таким существенным фактором является снижение издержек, связанное с ростом ликвидности рынков и сокращением операционных расходов участников фондового рынка. Автоматизация и развитие систем удаленного доступа, появление новых электронных бирж и торговых систем, является важным технологическим фактором. Устранение границ и барьеров, препятствующих конкуренции на фондовом рынке, способствует вовлечению все большего числа участников.

     К важным факторам можно отнести постоянное реформирование и улучшение методик управления биржами, развитие правового поля электронной коммерции, снижение рисков, связанных с интернет - трейдингом.

 

3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БИРЖЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ.

     Для российского фондового рынка  характерной чертой является его  полирегиональность. Экономические  преобразования, сопровождавшиеся разрывом межхозяйственных и межрегиональных связей, привели российские регионы к относительной экономической самостоятельности. Фактически в условиях становления рыночных отношений в России регионы становятся полномасштабными субъектами экономической целостности.

     В данных условиях наличие развитого рынка ценных бумаг в регионе означает повышение его инвестиционной привлекательности, увеличение объемов привлекаемых капиталов, и, как следствие, реализацию перспективных промышленных проектов, наполнение доходных статей бюджета, снижение уровня безработицы, рост благосостояния населения и т.д.

     В настоящее время построение эффективных  фондовых рынков становится одной из приоритетных экономических задач  развития российских регионов. Как  показывает практика, для региональных рынков ценных бумаг свойственны ряд характерных особенностей:

  • высокие уровни рисков;
  • неустойчивость и слабая конъюнктура в сравнении с центральным рынком;
  • ограниченное количество инструментов рынка ценных бумаг, поскольку из-за различных финансово - экономических проблем большинство акций местных предприятий практически неликвидно;
  • отсутствие инфраструктуры;
  • слабость информационной базы;
  • небольшое количество профессиональных посредников;
  • неразвитость телекоммуникаций.

     Необходимо  отметить, что фондовый рынок России достиг того уровня капитализации и наполненности инструментами, который интересует ведущие мировые биржи. Об этом свидетельствует предложение германской биржи - Deutsche Börse в адрес Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) о создании совместной европейской платформы для торговли ценными бумагами российских компаний.

     Об  особенностях функционирования и перспективах развития фондового рынка России в интервью Deutsche Welle рассказал эксперт  по биржевым вопросам в странах СНГ, вице-президент инвестиционного банка Dresdner Kleinwort, входящего в банковскую группу Dresdner Bank, Карл фон Шуман (Carl von Schumann). Он отметил, что российский рынок ценных бумаг будет успешно развиваться и дальше. Во-первых, благодаря накопленным объемам, во-вторых, благодаря стойкому интересу со стороны западных инвесторов. И, тенденция роста и профессионализации биржевой площадки "Россия", начатая после 1998 года, сохранится.

     Региональные  фондовые рынки.

     В России задача подсоединения регионов к российскому рынку ценных бумаг начала решаться в середине 90х годов, когда к операциям по государственным облигациям были подключены регионы. Первоначально, с 1993 по октябрь 1995 года, расчетная система российского фондового рынка состояла из расчетного центра ММВБ, ведущего счета московских дилеров.

     Основной  объем биржевых операций давали государственные  ценные бумаги. Самые первые аукционы по размещению ГКО предусматривали  составление заявок на приобретение ценных бумаг в письменном виде. При этом каждый дилер должен был  присылать своего представителя на ММВБ с заранее заполненным письменным бланком заявки, где она в несколько этапов перепроверялась сотрудниками Банка России и ММВБ и затем вводилась в торговую систему. В 1994 году, после введения в действие электронной торговой системы, сбор заявок перестал проводиться в бумажной форме. Новый этап в развитии системы расчетов наступил в октябре 1995 года, когда впервые началась межрегиональная торговля государственными облигациями.

     В отличие от мировой практики, биржевой рынок ценных бумаг России был представлен значительным количеством фондовых бирж и фондовых отделов в составе валютных и товарных (универсальных) бирж. Так, в 1997 г. в России функционировала 51 биржа. Из них 16 являлись специализированными фондовыми биржами, 35 — фондовыми отделами валютных и товарных (универсальных) бирж.

     Наибольшее  количество бирж и самые высокие  обороты торгов ценными бумагами приходились на наиболее развитые регионы  с фондовыми и финансовыми  рынками: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Самарская, Новосибирская и др. области. В 1997 г. ФКЦБ приняла ряд документов по лицензированию деятельности бирж и были заменены лицензии, выданные ранее Минфином РФ, на лицензии ФКЦБ. При этом были введены более жесткие требования для претендентов, включая увеличение минимума собственного капитала до 2 млн. ЭКЮ (против 600 000 ЭКЮ ранее). Лицензии в тот период получили следующие фондовые биржи: Московская фондовая биржа (совместный проект ФКЦБ и правительства г. Москвы), «Санкт-Петербург», Саратовская, Екатеринбургская, Южноуральская, Сибирская и Владивостокская фондовые биржи.

     Низкие  обороты биржевой торговли акциями  во многом объяснялись особенностями  этапа развития российского фондового  рынка, среди которых ограниченное количество ликвидных акций на фондовом рынке; невысокая активность российских АО в плане выпуска дополнительных акций (вторичных эмиссий); «закрытость» российского фондового рынка, связанная с процессом приватизации и перераспределения собственности на приватизированные предприятия; неразвитость инфраструктуры большинства бирж и их неспособность обеспечить какие-либо преимущества в плане оказания услуг участникам рынка (например, в оперативности заключения сделок, осуществлении расчетов, регистрации и перерегистрации прав собственности на акции); низкая репутация многих бирж по причине торговли на них «некачественными» ценными бумагами. 

                    Региональные программы развития рынка ценных бумаг

     Одним из важных инструментов реализации государственной  политики являются программы, которые упоминаются более чем в 50 законах Российской Федерации, посвященных регулированию различных сфер общественных отношений.

     Действующее законодательство устанавливает два  основных вида программ – программы  социально-экономического развития РФ и ее субъектов и целевые программы – как федеральные, так и субъектов России.

     Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система  целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и  планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

     Целевые программы представляют собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития как Российской Федерации, так и ее субъектов.

     Как указано в Постановлении Правительства РФ от 26.06.1995 № 594, целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы.

     Осуществление эффективной инвестиционной политики на уровне Российской Федерации и ее субъектов в настоящее время требует широкого использования программного метода для развития как финансового рынка в целом, так и его отдельных подсистем, в том числе и рынка ценных бумаг.

     В настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные целевые программы развития фондового рынка.

     Следует отметить, что в ряде субъектов  вопросы развития рынка ценных бумаг  рассматриваются не в отдельных  целевых программах, а в более  общих документах – например, в Концепции инвестиционной политики в Кировской области на 2000 - 2003 годы, утвержденной Постановлением Администрации Кировской области от 26.07.2000 № 301, в Областной целевой программе «Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Тверской области на 2001-2003 г.г.», одобренной Постановлением Губернатора Тверской области от 16.04.2001 № 172.

     С одной стороны, это способствует большей согласованности в осуществлении  инвестиционной политики в регионе, с другой – зачастую, положения таких документов носят более общий, абстрактный характер, и не содержат конкретных мероприятий и их исполнителей.

     Первой  программой в данной сфере является Комплексная программа развития рынка корпоративных ценных бумаг  с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 15.07.1997 № 531.

     Данная  программа разрабатывалась Правительством Москвы совместно с тогда еще  Московским региональным отделением ФКЦБ России и оказала большое влияние на разработку аналогичных программ в других субъектах России.

     Программа предусматривала значительное число  мероприятий, которые можно объединить в следующие группы:

     - мероприятия по совершенствованию  управления пакетами акций, находящихся  в государственной собственности г. Москвы;

     - мероприятия по развитию организационной  инфраструктуры фондового рынка; 

     - мероприятия по информационному  обеспечению развития фондового  рынка. 

     30 ноября 1999 г. постановлением Губернатора  Тульской области № 442 был утверждена Комплексная программу по развитию рынка корпоративных ценных бумаг Тульской области.

     Документ  во многом повторял положения московской программы и включал три основных блока:

     - мероприятия по подготовке информационной  базы для формирования организованного рынка ценных бумаг,

     - мероприятия по развитию инфраструктуры  рынка ценных бумаг, 

     - мероприятия по укреплению дисциплины  и соблюдению законодательства  и нормативных актов о рынке  ценных бумаг. 

     Общим для данных программ являлось недостаточная проработка вопроса о ресурсном обеспечении мероприятий, отсутствие конкретных форм финансовой поддержки предприятиям при привлечении инвестиций с помощью инструментов фондового рынка, за исключением опыта Москвы по освобождению от подоходного налога, доходов от операций с ценными бумагами, который показал высокую эффективность этой меры в части привлечения сбережений населения на фондовый рынок. С принятием Налогового кодекса применение данного способа стимулирования было прекращено.

Информация о работе Проблемы организации и развития фондовых бирж в экономике России