Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Адам Смит в своем классическом сочинении “Исследование о природе и причинах богатства народов” считал денежными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. “Подданные государства”, - отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, ”должны давать средства к достижению цели общества или государства”, каждый по возможности, и соразмерено своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…...3
Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения………………………4
1.1.Сущность и принципы налогообложения…………………………4
1.2.Функции налогов…………………………………………………....5
1.3. Роль налогов в формировании финансового государства……….6
Глава II. Налоговая система России…………………...……………...………..8
2.1. Законодательная база налогообложения…………………...……8
2.2. Федеральные налоги…………………………………………….....9
2.3. Республиканские налоги…………………………………...……..13
2.4. Местные налоги………………………………...…………………14
2.5. Налоговое планирование…………………………………...……17
Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования.18
Заключение……………………………………………………………………....24
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.22 Кб (Скачать)

    По  мере развития производительных сил, роста  национального богатства совершается  и финансирование отношений по поводу образования, распределения и использования  доходов общественного производства - хозяйственных субъектов, наемных  работников и государства. Первичные  доходы образуются в сфере производства товаров и услуг, и составляют стоимость созданного в стране ВВП (рыночная стоимость всех товаров  и услуг за вычетом материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль экономики, включая смешанный предпринимательский доход и амортизационные отчисления, налоги на продукты и импорт, и другие налоги на производство. Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовую прибыль экономики составляют первичные доходы хозяйствующих субъектов. И, наконец, третья часть формирует доходы государства, национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах - пенсионном фонде, фонде социального страхования, Государственном фонде занятости  населения и фондах обязательного медицинского страхования. Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов  общественного производства.

    Другая  часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных  доходов наемных работников и  хозяйственных субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых  платежей и неналоговых отчислений аккумулируются в бюджетной системе  и государственных внебюджетных фондах.

    Хозяйственные субъекты со своих первичных доходов (баланс прибыли) до налогообложения  прибыли выплачивают в бюджетную  систему налоги на имущество, на содержание правоохранительных органов, на благоустройство  территорий, на нужды образования  и другие цели, на рекламу, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и другие.

    Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: “золотая середина” определяется на стадии бюджетного планирования (прогнозирования), исходя из потребности государства  в финансовых ресурсах и необходимости  сохранения (создания) системы эффективного функционирования экономики. В переходный период взаимовлияние экономики  и бюджета выражается в усилении инфляции при спаде производства, либо в развитии  экономики на дефляционной1 основе и зависит от того, как организовано формирование государственных финансов и их расходование. Опыт европейских бывших социалистических стран, где реформирование экономики было начато раньше, показал, что дефляционные меры по стабилизации финансовой системы в основном сводится к следующему:

       1. Вводится жесткое законодательное  ограничение объема бюджетного  дефицита и способов его погашения.  Существенно перестраивается структура  расходной части бюджета: сокращается  финансовая поддержка (бюджетные  ссуды, дотации) госсектору экономики.  Прежде всего, уменьшаются дотации  убыточным предприятиям, вводится  в действие механизм ликвидации  или оздоровления неплатежеспособных  предприятий через процедуру  банкротства.

       2. Перестраивается и структура  доходной части бюджета. Стимулируется  расширение производства как  исходной базы роста имущества  и доходов, а, следовательно,  и базы налогообложения. Возрастают  неналоговые поступления  бюджета  (от приватизации и сдачи в  аренду госимущества, от операций  на рынке ценных бумаг).

      Таким образом, жесткая реструктивная  бюджетная политика в условиях переходного  периода становится объективной  необходимостью. Без нее стабилизации в экономике и финансах не добиться.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II

    Налоговая система  России

 

    2.1. Законодательная   база  налогообложения.

 

    В соответствии с налоговой реформой России с 1 января 1992 года в России стала  действовать новая система налогообложения, общие принципы построения которой  определял Закон Российской федерации  “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года. Закон устанавливал перечень идущих в бюджет страны налогов, пошлин и других платежей, а также определял  права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков и налоговых  органов. В процессе формирования системы  налогообложения предприятий и  организаций России была  осуществлена замена налога с оборота, налога с  продажи на НДС и акцизы. Был  модернизирован действовавший налог  на прибыль. Введены налог на имущество  предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий.

    С 1  января  1999 г.  была  введёна   в действие  первая часть нового  Налогового  Кодекса РФ, причём  не  полностью, ещё некоторые статьи  Кодекса должны  вступить  в действие  1  января  2000 года.

    Основные  налоги, собираемые  в  России:

  1. Индивидуальный  подоходный  налог – является  вычетом из  доходов  налогоплательщика – физического  лица. Платежи  осуществляются  в  течение  года, но  окончательный  расчёт  производится  в  конце  года.
  2. Налог  на  прибыль – облагается  налогом  чистая  прибыль  предприятия (за  вычетом  всех  расходов  и  убытков).
  3. Социальные  взносы – выплаты  в  различные  внебюджетные  фонды (по  безработице, пенсионный  и  т.д.) частично  работающими  и частично  работодателями.
  4. Поимущественные  налоги – это  налоги  на  имущество, дарения  и  наследство.
  5. Налоги  на  товары  и  услуги – это  таможенные  пошлины, акцизы  и  НДС. 

    В  России  из-за  низкого  уровня жизни  большинства  населения  поступления  от  налогов  на  личные  доходы  невелики; вместо  них  главное  место  в  доходной  части  занимают  налоги  на  прибыль предприятий  и  таможенные  пошлины.

    В Российской Федерации установлены  следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:                             

  • федеральные налоги и сборы;
  • налоги и сборы субъектов РФ;
  • местные налоги и сборы.

    Суммы  отчислений с  юридических  и  физических  лиц и  распределение  их  по  бюджетам  различных  уровней  определяется  при  утверждении  федерального  бюджета. В  связи  с  определёнными  противоречиями  интересов центрального  правительства  и  региональных  экономических  интересов  вокруг  разделения налоговых  поступлений  постоянно  идёт  политическая  борьба. Местные  власти  естественно  хотят  иметь больше  средств  на  финансирование  инфраструктуры.

 

    2.2. Федеральные налоги.

 

    Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

    Перечень  федеральных налогов, взимаемых  с предприятий:

  • налог на прибыль,
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров,
  • налог на добавленную стоимость,
  • налог на операции с ценными бумагами,
  • подоходный  налог  с  физических  лиц,
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
  • платежи за использование природных ресурсов,
  • налоги  в   дорожные фонды,
  • гербовый сбор,
  • государственная пошлина,
  • таможенная пошлина,
  • сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний,
  • специальный налог,
  • транспортный налог.
 

    Налог на добавленную стоимость

 

      НДС представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех  стадиях производства и обращения,  и определяемой как разница  между стоимостью реализуемой  продукции (товаров, работ, услуг)  и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства  и обращения.

      НДС является косвенным налогом,  т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), который оплачивается  конечным потребителем. Взимание  налога осуществляется методом  частичных платежей на каждом  этапе технической цепочки производства  и обращения товара. Налог равен  разнице между налогом, взимаемом  при продаже и при покупке.  При продаже товара предприятие  компенсирует все свои затраты  в связи с этим налогом и  добавляет на вновь созданную  на предприятии стоимость. Эта  часть НДС, включаемая в продажную  цену, перечисляется государству.  Таким образом, налоговые платежи  тесно связаны с фактическим  оборотом материальных ценностей.  Вся тяжесть налога ложится  на конечного потребителя. В  соответствии с законом РФ  “ О налоге на добавленную  стоимость” плательщиками НДС  являются:

    1) предприятия и организации, независимо  от формы собственности и ведомственной  принадлежности, имеющие, согласно  законодательству РФ, статус юридических  лиц, включая предприятия с  иностранными инвестициями;

    2) полные товарищества, реализуемые  товары от своего имени;

    3) индивидуальные (семейные) частные  предприятия, включая крестьянские  хозяйства;

    4) филиалы, отделения и другие  особенные подразделения предприятий,  находящиеся на территории России;

    5) международные объединения и  иностранные юридические лица, осуществляющие  производственную и иную коммерческую  деятельность на территории РФ.

    Объектом  налогообложения считаются обороты  по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных  на стороне, а также:

    -обороты  по реализации товаров (работ,  услуг) внутри предприятия для  собственного потребления, затраты,  но которые не относятся на  издержки производства;

    - обороты по реализации товаров  без оплаты стоимости в обмен  на другие товары;

    - обороты по передаче безвозмездной  или частичной оплатой товаров  другими предприятиями или гражданами.

    При реализации работ объектом налогообложения  являются объемы выполненных строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и других работ.

    При реализации услуг объектом налогообложения  является выручка, полученная от оказания услуг:

    - пассажирского и грузового транспорта;

    - по сдаче в аренду имущества;

    - связи, бытовых, жилищно-коммунальных;

    - посреднических, связанных с поставкой  товаров;

    - физической культуры и спорта;

    - по выполнению заказов предприятием  торговли;

    - рекламных;

    - инновационных, а также по обработке  данных и информационному обеспечению.

    Для определения облагаемого оборота  принимается стоимость реализованных  товаров, исчисляемая, исходя из применяемых  цен и тарифов, без включения  в них НДС. При использовании  внутри предприятия товаров собственного производства не относятся издержки производства, затраты, по которым для  определения облагаемого оборота  принимается стоимость таких  аналогичных товаров, исчисленная  исходя из применяемых по ним ценам. При осуществлении предприятиями  посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма доходов, полученная в виде надбавок, вознаграждений.

    У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации товаров  определяется в виде разницы между  ценами реализации и ценами, по которым  они оплачиваются поставщиками, включая  сумму НДС. В облагаемый оборот включены также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализацию или  товары в виде финансовой помощи, использование  фондов специального назначения или  направления в счет увеличения прибыли.

    В настоящее время установлены  следующие льготы по НДС. От налога освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества, арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию  и ссудам; операции по обращению  валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок, открыток, конвертов; выдача, получение  и уступка патентов, авторских  прав, лицензий; услуги в сфере народного  образования; научно-исследовательские  работы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино; ритуальные услуги; продукция собственного производства.

Информация о работе Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования