Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:26, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики — это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………….…3
1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики….5
2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики………………………………………………………………………………9
3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь……..19
Заключение…………………………………………………………………………….24

Список используемых источников…………………….………………………….…26

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

 

     Таким образом,  государственное регулирование,  включающее создание и укрепление  системы макроэкономического регулирования,  определение его целей, методов  и политики, является концентрированным  воплощением экономических функций  государства, объективной необходимостью  на этапе перехода к рынку.  Осуществление макрорегулирования  параллельно с выявлением роли  рынка в распределении ресурсов  позволяет сделать функционирование  рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить  продолжительное, ускоренное и  нормальное развитие народного  хозяйства. 

 

 

 

       2. Основные  направления  и инструменты   государственного  регулирования  экономики 

 

       Государственное  регулирование в той или иной  мере затрагивает всех участников  социально-экономических  процессов,  которые принимают участие в  процессе регулирования, одновременно  являясь субъектами регулирования.   Объектом государственного регулирования  может являться экономика страны  в целом или ее отдельные  регионов, отраслей, сфер, предприятий. 

 

       В качестве  объекта регулирования  выступают  социально-экономические явления,  процессы, ситуации. Это могут быть  структура народного хозяйства,  масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость,  денежное обращение, цены, социальное  обеспечение, окружающая среда  и т.д. Главной целью государственного  регулирования экономики являются  экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование  существующего строя внутри страны  и за рубежом, адаптация его  к изменяющимся условиям. Достижение  главной  цели требует реализации  множества конкретных целей, которые  в совокупности с главной   образуют дерево целей [3,с. 236].

 

       Основной  целью социально-экономического  развития Республики Беларусь  является рост благосостояния  и улучшение условий жизни  населения на основе совершенствования  социально-экономических отношений,  инновационного развития и повышения  конкурентоспособности национальной  экономики [16].

 

       В системе  методов  государственного регулирования  экономики центральное  место  занимают экономические методы, которые  включают в себя

Методы прямого государственного регулирования;

Методы косвенного государственного регулирования.

 

       Прямые  методы выступают в следующих   основных формах:

Целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических  программ, финансирование социальной сферы);

Государственные закупки

Функционирование государственного сектора экономики.

 

       Косвенные  методы выступают в следующих   формах:

Денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);

Бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых  льгот);

Ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных  списаний);

Внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение  иностранного капитала).

 

       Основными  формами административных методов   являются:

Антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием  доминирующих производителей);

Введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные);

 

       Определение  оптимально допустимых  параметров  жизни населения (гарантированный   минимум заработной платы, пособия   по безработице).[3,с.237]

 

       В системе  мер государственного регулирования   экономики можно выделить относительно  самостоятельные, но в то же  время  тесно увязанные между  собой  направления:

планирование, программирование и прогнозирование;

финансово-кредитное регулирование;

антимонопольное регулирование;

 

       Центральным  звеном в финансово-кредитной  системе  является бюджет. Он  представляет собой  централизованный  фонд денежных ресурсов, которым  располагает правительство  страны  для содержания государственного  аппарата, вооруженных сил, а также  выполнения необходимых социально-экономических  функций. В нем объединяются  все основные финансовые институты  - различные виды доходов и  расходов.

 

       По  сути, бюджет — это годовой финансовый  план формирования и использования   денежных средств государства  или соответствующих административно-территориальных  единиц. Определение объема бюджета,  его доходной и расходной частей  осуществляется на основе бюджетного  планирования исходя из прогнозных  показателей социально-экономического  развития РБ и соответствующих  административно-территориальных единиц.

 

       Бюджет  выполняет три основные функции:  фискальную - создание финансовой  базы функционирования государства;  экономическую - реализация экономической  политики государства, стимулирование  развития экономики; социальную - перераспределение доходов, решение  проблем социального развития. Государство  через бюджет может регулировать  рыночную экономику.

 

       С этой  целью в процессе формирования  различные методы (налоги, влияющие  на развитие производства, спрос  и предложение на отдельные  виды услуг, товаров, работ;  прямое бюджетное финансирование  общегосударственных программ субсидирование  отдельных отраслей, предприятий  для выравнивания экономических  условий; выдача беспроцентных  и льготных кредитов, гарантий  для банковских ссуд; создание  за счет бюджетных ресурсов  особых фондов и резервов для  поддержки предпринимательства,  предупреждения диспропорций в  развитии экономики. Доходы бюджетов  формируются за счет налогов,  обязательных платежей и иных поступлений. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениями местных Советов депутатов    [8,с. 92].

 

       Важнейшими  регуляторами бюджетного регулирования   являются: уровень централизации   средств в бюджете; соотношение   между республиканским и местными  бюджетами; дефицит бюджета; соотношение  между государственным бюджетом  и внебюджетными фондами; структура  государственного бюджета по  источникам поступления и направлениям  использования. Если задолженность  государства накапливается, она  превращается в государственный  долг. Во всех странах с рыночной  экономикой существуют бюджетные  дефициты и государственный долг.   [3,с. 251]

 

       Основу  финансово-кредитного регулирования   экономики составляет кредитно-денежное  регулирование, представляющее собой   комплекс мероприятий, осуществляемых  через кредитную систему и  направленных на изменение конъюнктуры  рынков ссудных капиталов и  управление денежным оборотом. Цель  кредитно-денежного регулирования  - поддержание покупательной способности  денежной единицы и сбалансированности  экономики, обеспечение стабильного  экономического роста. Кредитно-денежное  регулирование является функцией  и прерогативой Национального  Банка, воздействуя на денежную  массу, банковскую ликвидность,  ссуды и инвестиции коммерческих  банков, их резервные позиции,  центральный банк влияет на  процесс воспроизводства общественного  продукта, занятость, уровень доходов,  цен и т.д.

 

Выделяют три  направления  кредитно-денежного  регулирования:

 

       · контроль  над банковской системой;

 

       · регулирование  объема кредитных операций и  денежной эмиссии;

 

       · регулирование  государственного долга.

 

       Целью  государственного контроля над  банковской системой является  укрепление ликвидности  финансово-кредитных  институтов, т.е. их способности  своевременно удовлетворять   требования вкладчиков. Регулирование  банковской ликвидности оказывает  влияние на ставку банковских  ссуд и депозитов, уровень рыночной  нормы производства.

 

       Регулирование  объема кредитных операций и  денежной эмиссии применяется  для воздействия  на хозяйственную  активность и борьбу с инфляцией.

 

Государственный долг регулируется через покупку  или продажу  государственных  обязательств, изменение  цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности  для частных  инвесторов.

 

       В большинстве  стран мира для кредитно-денежного   регулирования используются общие  и селективные инструменты. Общие  инструменты влияют на рынок  ссудных капиталов в целом.  К ним относятся: операции на  открытом рынке, учетная ставка  процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для  регулирования конкретных видов  кредита или кредитования отдельных  отраслей, фирм и т.д. Как правило,  центральный банк изменяет доступность  некоторых видов кредита посредством  контроля, регулирования риска и  ликвидности банковских операций.

 

       Жесткая  кредитно-денежная политика ограничивает  рост денежной массы, что ведет  к сокращению предложения национальной  валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.

 

       Валютный  курс является важным объектом  государственного регулирования,  его изменение существенно влияет  на экономику страны.

 

       Государственное  регулирование - это целенаправленная  деятельность государственных органов  управления, противодействующая неограниченной  власти монополий, нездоровому  и недобросовестному соперничеству  и направленная на создание  и поддержание честной конкуренции  [19, с.37].

 

       Также  государственное  регулирование  обеспечивает соблюдение установленных  «правил игры» на рынке, защиту  прав потребителя и производителя,  реализуется через комплекс экономических,  административных и законодательных  мер.  Цели и направления антимонопольного  регулирования общие в большинстве  стран мира:

обеспечение и сохранение конкуренции;

 контроль над хозяйствующими  субъектами-монополистами;

контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения);

 защита интересов потребителя;

 защита и поддержание  малого и среднего бизнеса. 

 

       Меры  антимонопольного регулирования  в  зависимости от складывающейся  на рынке  ситуации могут  быть чрезвычайными  или повседневными,  запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой  антимонопольного регулирования  является законодательство государства.  Целью антимонопольной политики  является борьба не с монополией  как таковой, а с попытками  монополизации и злоупотреблениями  монопольным положением, т.е. с  противозаконными действиями, ведущими  к неразумному поведению на  рынке и ослаблению конкуренции.

 

       Цель  государственного регулирования  агропромышленного комплекса - обеспечение  устойчивого развития и эффективного  функционирования всех относительно  независимых и самостоятельных  отраслей и сфер комплекса,  стабильности аграрного рынка,  продовольственной безопасности  страны.

 

       Регулирование  агропромышленного  комплекса  осуществляется посредством разнообразных  правовых, организационных, экономических  и других мер, однако решающая  роль принадлежит экономическим  методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию,  а также ценам, кредитам, налогам,  субсидиям, дотациям и другим.

 

       Важнейшими  принципами формирования системы  государственного регулирования  агропромышленного  комплекса  в Беларуси являются:

поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;

государственный протекционизм  и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;

сохранение самостоятельности  сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской  деятельности;

использование преимущественно  экономических методов в системе  государственного регулирования;

воздействие на структуру  и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного  рынка;

приоритет договорных отношений  между субъектами агропромышленного  комплекса.   [2, стр. 219]

 

       Также  одно из главных мест в системе   государственного регулирования  экономики занимают цены. Именно  цены в условиях рыночных отношений  становятся важнейшим регулятором  общественного производства на  всех уровнях управления, инструментом  распределения ресурсов, влияют  на структуру и объем потребления  благ и услуг, расходы, уровень  жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

Информация о работе Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь