Таким образом,
государственное регулирование,
включающее создание и укрепление
системы макроэкономического регулирования,
определение его целей, методов
и политики, является концентрированным
воплощением экономических функций
государства, объективной необходимостью
на этапе перехода к рынку.
Осуществление макрорегулирования
параллельно с выявлением роли
рынка в распределении ресурсов
позволяет сделать функционирование
рыночной экономики более осознанным,
согласованным и слаженным, обеспечить
продолжительное, ускоренное и
нормальное развитие народного
хозяйства.
2. Основные
направления и инструменты
государственного регулирования
экономики
Государственное
регулирование в той или иной
мере затрагивает всех участников
социально-экономических процессов,
которые принимают участие в
процессе регулирования, одновременно
являясь субъектами регулирования.
Объектом государственного регулирования
может являться экономика страны
в целом или ее отдельные
регионов, отраслей, сфер, предприятий.
В качестве
объекта регулирования выступают
социально-экономические явления,
процессы, ситуации. Это могут быть
структура народного хозяйства,
масштабы общественного производства,
темпы экономического роста, занятость,
денежное обращение, цены, социальное
обеспечение, окружающая среда
и т.д. Главной целью государственного
регулирования экономики являются
экономическая и социальная стабильность,
укрепление и совершенствование
существующего строя внутри страны
и за рубежом, адаптация его
к изменяющимся условиям. Достижение
главной цели требует реализации
множества конкретных целей, которые
в совокупности с главной
образуют дерево целей [3,с. 236].
Основной
целью социально-экономического
развития Республики Беларусь
является рост благосостояния
и улучшение условий жизни
населения на основе совершенствования
социально-экономических отношений,
инновационного развития и повышения
конкурентоспособности национальной
экономики [16].
В системе
методов государственного регулирования
экономики центральное место
занимают экономические методы,
которые включают в себя
Методы прямого государственного
регулирования;
Методы косвенного государственного
регулирования.
Прямые
методы выступают в следующих
основных формах:
Целевое финансирование государства
(дотации предприятиям, финансирование
научно-технических, экологических
программ, финансирование социальной
сферы);
Государственные закупки
Функционирование государственного
сектора экономики.
Косвенные
методы выступают в следующих
формах:
Денежно-кредитные методы
(учетная ставка, операции на открытом
рынке ценных бумаг, установление норм
обязательных резервов);
Бюджетно-налоговые методы
(система налогообложения, установление
налоговых скидок, предоставление налоговых
льгот);
Ускоренная амортизация
(нормы амортизации, порядок амортизационных
списаний);
Внешнеэкономические методы
(стимулирование экспорта, кредитование
экспорта, ограничение или привлечение
иностранного капитала).
Основными
формами административных методов
являются:
Антимонопольные меры (предупреждение
монопольного сговора, принудительное
разукрупнение, контроль за функционированием
доминирующих производителей);
Введение обязательных стандартов
(экологические, санитарные, социальные);
Определение
оптимально допустимых параметров
жизни населения (гарантированный
минимум заработной платы, пособия
по безработице).[3,с.237]
В системе
мер государственного регулирования
экономики можно выделить относительно
самостоятельные, но в то же
время тесно увязанные между
собой направления:
планирование, программирование
и прогнозирование;
финансово-кредитное регулирование;
антимонопольное регулирование;
Центральным
звеном в финансово-кредитной
системе является бюджет. Он
представляет собой централизованный
фонд денежных ресурсов, которым
располагает правительство страны
для содержания государственного
аппарата, вооруженных сил, а также
выполнения необходимых социально-экономических
функций. В нем объединяются
все основные финансовые институты
- различные виды доходов и
расходов.
По сути,
бюджет — это годовой финансовый
план формирования и использования
денежных средств государства
или соответствующих административно-территориальных
единиц. Определение объема бюджета,
его доходной и расходной частей
осуществляется на основе бюджетного
планирования исходя из прогнозных
показателей социально-экономического
развития РБ и соответствующих
административно-территориальных единиц.
Бюджет
выполняет три основные функции:
фискальную - создание финансовой
базы функционирования государства;
экономическую - реализация экономической
политики государства, стимулирование
развития экономики; социальную
- перераспределение доходов, решение
проблем социального развития. Государство
через бюджет может регулировать
рыночную экономику.
С этой
целью в процессе формирования
различные методы (налоги, влияющие
на развитие производства, спрос
и предложение на отдельные
виды услуг, товаров, работ;
прямое бюджетное финансирование
общегосударственных программ субсидирование
отдельных отраслей, предприятий
для выравнивания экономических
условий; выдача беспроцентных
и льготных кредитов, гарантий
для банковских ссуд; создание
за счет бюджетных ресурсов
особых фондов и резервов для
поддержки предпринимательства,
предупреждения диспропорций в
развитии экономики. Доходы бюджетов
формируются за счет налогов,
обязательных платежей и иных поступлений.
В бюджеты могут поступать дотации, субвенции,
субсидии, а также заемные средства. Расходы
бюджетов определяются программами социально-экономического
развития республики и соответствующей
административно-территориальной единицы
и осуществляются по направлениям и в
размерах, установленных законодательством
Республики Беларусь и решениями местных
Советов депутатов [8,с. 92].
Важнейшими
регуляторами бюджетного регулирования
являются: уровень централизации
средств в бюджете; соотношение
между республиканским и местными
бюджетами; дефицит бюджета; соотношение
между государственным бюджетом
и внебюджетными фондами; структура
государственного бюджета по
источникам поступления и направлениям
использования. Если задолженность
государства накапливается, она
превращается в государственный
долг. Во всех странах с рыночной
экономикой существуют бюджетные
дефициты и государственный долг.
[3,с. 251]
Основу
финансово-кредитного регулирования
экономики составляет кредитно-денежное
регулирование, представляющее собой
комплекс мероприятий, осуществляемых
через кредитную систему и
направленных на изменение конъюнктуры
рынков ссудных капиталов и
управление денежным оборотом. Цель
кредитно-денежного регулирования
- поддержание покупательной способности
денежной единицы и сбалансированности
экономики, обеспечение стабильного
экономического роста. Кредитно-денежное
регулирование является функцией
и прерогативой Национального
Банка, воздействуя на денежную
массу, банковскую ликвидность,
ссуды и инвестиции коммерческих
банков, их резервные позиции,
центральный банк влияет на
процесс воспроизводства общественного
продукта, занятость, уровень доходов,
цен и т.д.
Выделяют три направления
кредитно-денежного регулирования:
· контроль
над банковской системой;
· регулирование
объема кредитных операций и
денежной эмиссии;
· регулирование
государственного долга.
Целью
государственного контроля над
банковской системой является
укрепление ликвидности финансово-кредитных
институтов, т.е. их способности
своевременно удовлетворять
требования вкладчиков. Регулирование
банковской ликвидности оказывает
влияние на ставку банковских
ссуд и депозитов, уровень рыночной
нормы производства.
Регулирование
объема кредитных операций и
денежной эмиссии применяется
для воздействия на хозяйственную
активность и борьбу с инфляцией.
Государственный долг регулируется
через покупку или продажу
государственных обязательств, изменение
цены облигаций, условий их продажи,
повышение их привлекательности
для частных инвесторов.
В большинстве
стран мира для кредитно-денежного
регулирования используются общие
и селективные инструменты. Общие
инструменты влияют на рынок
ссудных капиталов в целом.
К ним относятся: операции на
открытом рынке, учетная ставка
процента, нормы обязательных резервов.
Селективные используются для
регулирования конкретных видов
кредита или кредитования отдельных
отраслей, фирм и т.д. Как правило,
центральный банк изменяет доступность
некоторых видов кредита посредством
контроля, регулирования риска и
ликвидности банковских операций.
Жесткая
кредитно-денежная политика ограничивает
рост денежной массы, что ведет
к сокращению предложения национальной
валюты и повышению ее курса. Смягчение
кредитно-денежной политики создает предпосылки
для снижения курса национальной валюты.
Валютный
курс является важным объектом
государственного регулирования,
его изменение существенно влияет
на экономику страны.
Государственное
регулирование - это целенаправленная
деятельность государственных органов
управления, противодействующая неограниченной
власти монополий, нездоровому
и недобросовестному соперничеству
и направленная на создание
и поддержание честной конкуренции
[19, с.37].
Также
государственное регулирование
обеспечивает соблюдение установленных
«правил игры» на рынке, защиту
прав потребителя и производителя,
реализуется через комплекс экономических,
административных и законодательных
мер. Цели и направления антимонопольного
регулирования общие в большинстве
стран мира:
обеспечение и сохранение
конкуренции;
контроль над хозяйствующими
субъектами-монополистами;
контроль за процессами концентрации
капитала (слияния, поглощения);
защита интересов потребителя;
защита и поддержание
малого и среднего бизнеса.
Меры
антимонопольного регулирования
в зависимости от складывающейся
на рынке ситуации могут
быть чрезвычайными или повседневными,
запретительными или ограничительными,
поощрительными и другими. Основой
антимонопольного регулирования
является законодательство государства.
Целью антимонопольной политики
является борьба не с монополией
как таковой, а с попытками
монополизации и злоупотреблениями
монопольным положением, т.е. с
противозаконными действиями, ведущими
к неразумному поведению на
рынке и ослаблению конкуренции.
Цель
государственного регулирования
агропромышленного комплекса - обеспечение
устойчивого развития и эффективного
функционирования всех относительно
независимых и самостоятельных
отраслей и сфер комплекса,
стабильности аграрного рынка,
продовольственной безопасности
страны.
Регулирование
агропромышленного комплекса
осуществляется посредством разнообразных
правовых, организационных, экономических
и других мер, однако решающая
роль принадлежит экономическим
методам регулирования: планированию,
программированию и прогнозированию,
а также ценам, кредитам, налогам,
субсидиям, дотациям и другим.
Важнейшими
принципами формирования системы
государственного регулирования
агропромышленного комплекса
в Беларуси являются:
поддержание экономического
приоритета между сельским хозяйством
и другими отраслями АПК;
государственный протекционизм
и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;
сохранение самостоятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей
в осуществлении предпринимательской
деятельности;
использование преимущественно
экономических методов в системе
государственного регулирования;
воздействие на структуру
и объемы агропромышленного производства
через регулирование аграрного
рынка;
приоритет договорных отношений
между субъектами агропромышленного
комплекса. [2, стр. 219]
Также
одно из главных мест в системе
государственного регулирования
экономики занимают цены. Именно
цены в условиях рыночных отношений
становятся важнейшим регулятором
общественного производства на
всех уровнях управления, инструментом
распределения ресурсов, влияют
на структуру и объем потребления
благ и услуг, расходы, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский
бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют
состояние экономики в целом, а через влияние
на цены государство воздействует на развитие
экономической ситуации.