СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………….…………….…3
1. Необходимость макроэкономического
регулирования экономики….5
2. Основные направления
и инструменты государственного
регулирования экономики………………………………………………………………………………9
3. Проблемы макрорегулирования
в Республике Беларусь……..19
Заключение…………………………………………………………………………….24
Список используемых источников…………………….………………………….…26
ВВЕДЕНИЕ
В современном
мире в установлении равновесия
национального рынка активное
участие принимает государство,
выполняющее важные социально-экономические
функции, используя комплекс экономических
и административных рычагов. Без
повышения роли государства, восстановления
управляемости экономики из её
нынешнего кризисного состояния
не вывести. Нужен двуединый
процесс: с одной стороны, движение
к современным механизмам рыночного
саморегулирования, создание конкурентной
среды, полнокровных рынков товаров, капитала,
труда, недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальной
собственности, разветвленной рыночной
инфраструктуры. С другой стороны, необходима
выработка с учетом мирового опыта оптимальных
для стороны форм и методов государственного
регулирования. Это должно означать не
возврат к прежним функциям государства
в командной экономике, а становление
его новой роли в рыночной экономике постиндустриального
типа.
Государственное
регулирование экономики — это
система мер государства посредством,
которых оно может воздействовать
на социально-экономическое развитие
общества. Необходимость включения
государства в регулирование
экономики вызвана многими объективными
причинами, связанными с несовершенством,
«провалами» рынка, противоречиями,
возникающими на нем. Рынок
по своей природе не может
достичь такого уровня саморегулирования,
который обеспечивал бы полную
занятость населения, развитие
здравоохранения, всеобщего образования,
строительство муниципального жилья,
защиту окружающей среды и
многое другое. Поэтому участие
государства в решении проблем,
порождаемых рынком, совершенно
необходимо.
Во всех
развитых странах рыночный механизм
дополняется инструментами государственного
регулирования. Их соотношение
зависит от доли госсектора, исторических
особенностей, характера решаемых
задач.
Особенности
Беларуси в том, что, во-первых,
идет переход от одного экономического
строя с доминированием госсобственности
к другому, основанному на развитии
многоукладного хозяйства и рыночных
отношений; во-вторых, реформы начались
с попытки внедрения в короткие
сроки либеральной модели рынка,
сводящей госрегулирование к
минимуму; в третьих, формы и
методы такого регулирования
во многих звеньях еще не
сложились.
Актуальной проблемой является
теоретическая разработка и практическое
освоение модели государственного
регулирования в странах с
переходной экономикой, так как
традиционные рецепты государственного
воздействия на экономику во многих случаях
оказываются несостоятельными.
Целью
курсовой работы является раскрытие
сущности государственного регулирования
экономики на макроуровне. Основными
объектами являются государственного
регулирования являются экономический
цикл, секторальная, отраслевая и
региональная структура хозяйства,
условия накопления капитала,
занятость, денежное обращение,
платежный баланс, цены, условия
конкуренции, социальные отношения,
социальное обеспечение, подготовка
и переподготовка кадров, окружающая
среда, внешнеэкономические связи.
Задачами
работы являются:
1. Отражение
необходимости макроэкономического
регулирования экономики;
2. Исследование
основных направлений и инструментов
государственного регулирования
экономики;
3. Анализ
основных проблем макроэкономического
регулирования в Республике Беларусь.
Основными
источниками данной курсовой
работы являются различная учебная
и методическая литература, а
также периодические издания,
посвященные экономике Республики
Беларусь. В курсе лекций «Государственное
регулирование национальной
экономики» отражены важнейшие
методы, формы и система регулирования
в условиях белорусской модели
развития. В «Макроэкономике» Лемешевского
И.М. изложены инструменты и
модели государственного регулирования.
1. Необходимость
макроэкономического регулирования
экономики
Отношение
к государственному вмешательству
в рыночную экономику было
различным на разных этапах
ее становления и развития. Во
всех экономических системах
государство регулирует экономику.
Подобное регулирование в современных
рыночных условиях осуществляется
в меньших масштабах, чем в
административно-командной системе,
тем не менее, экономическая
роль государства велика, особенно
по сравнению с системой свободной
конкуренции. Государственное регулирование
экономики в условиях рыночного
хозяйства представляет собой
систему типовых мер законодательного,
исполнительного и контролирующего
характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями
и общественными организациями
в целях стабилизации и приспособления
существующей социально-экономической
системы к изменяющимся условиям.
Основные функции государства:
создание и регулирование правовой
основы функционирования экономики;
антимонопольное регулирование;
проведение политики макроэкономической
стабилизации; деятельность в сфере
распределения доходов.
Функции
определяют тот необходимый минимум
вмешательства государства, без
которого не может нормально
функционировать рыночный механизм.
В развитии экономики государств
очень часто приходится корректировать
те недостатки, которые имеет
рынок. Рынок не способствует
сохранению невоспроизводимых ресурсов
и защите окружающей среды,
не может регулировать использование
ресурсов, принадлежащих всему человечеству
(запасы рыбы), не создает стимулов
для производства товаров и
услуг коллективного пользования,
не гарантирует права на труд
и доход, не обеспечивает развития
фундаментальных исследований в
науке, рынок подвержен нестабильному
развитию с присущими ему инфляционными
процессами. Поэтому государство
берет на себя ответственность
за создание относительно равных
условий для взаимного соперничества
фирм, эффективной конкуренции, за ограничение
монопольного производства. В условиях
смешанной рыночной системы хозяйственные
функции государства воплощаются в политике
макроэкономического регулирования. Для
этого существует ряд важных причин. К
ним относятся:
Во-первых,
необходимость компенсации, ликвидации
или недопущения отрицательных
внешних эффектов рынка. Рынок
никогда не бывает всесильным
в решении многих жизненно
важных вопросов, в частности,
касающихся экологии, социальной
справедливости, образования и всестороннего
развития личности. Опора исключительно
на рынок может привести к
негативным результатам в этих
сферах. Ведь успехи здесь служат
интересам общества в целом.
А обеспечить это индивидуум
или предприятие полностью не
способны.
Во-вторых,
это касается инфляционных процессов,
обладающих, как известно, весьма
разрушительным действием на
хозяйственные системы.
Борьба с инфляцией оказывается
часто важнейшей задачей стабилизации,
без которой дальнейшее развитие
экономики немыслимо. Такая стабилизация
иногда дается очень дорого, сопровождаясь
большим или меньшим экономическим
спадом, ростом безработицы и
другими неблагоприятными последствиями.
Высокий уровень безработицы,
превышающий естественную норму,
недопустим в хозяйственной системе
как по чисто экономическим
причинам, так и по социально-политическим:
низкие доходы, малообеспеченность,
высокая заболеваемость и смертность,
общественная конфликтность. Наконец,
это нарушение определенных демократических
прав и свобод.
Политика
приведения безработицы к ее
естественному уровню и поддержания
последнего также сопряжена с
многими проблемами: возможным
дефицитом госбюджета, инфляцией,
так как требует стимулирования
производства, выплаты социальных
пособий, затрат на создание
и эффективную работу служб
занятости и т.д. [6, с.267]
Усиление
интернационализации экономики
порождает еще одну макроэкономическую
заботу государства - равновесие
платежного баланса страны. Несбалансированность
внешнеэкономических связей (прежде
всего дефицит платежного баланса)
может создавать много неблагоприятных
ситуаций, ухудшать состояние национальной
экономики, усиливать ее зависимость
от внешнего мира, требовать сложных
и болезненных макроэкономических
корректировок. Поэтому государство
проводит ту или иную политику
по кратко - и долгосрочному балансированию
платежей страны, прибегая в ряде
случаев к экстренным мерам
внешнеэкономической политики.
Кроме
того, рыночное регулирование через
цены темпов роста и структуры
экономики обычно происходит
замедленно и стихийно. К тому
же предприятие и индивидуум
обычно не владеют полной информацией,
в результате чего политика
отличается определенной бесплановостью.
Это особенно заметно в отраслях
с растянутым циклом производства
(сельское хозяйство, горнодобывающие
отрасли и т.д.). Поэтому наряду
с более эффективным распределением
богатства, затруднено поддержание
баланса спроса и предложения
и обеспечение стабильного роста.
Во-третьих,
опираясь только на рыночный
механизм, невозможно осуществить
справедливое распределение доходов.
Хотя рыночный обмен и ведется
по принципу эквивалентности,
возможности у людей различны
и доходы их вследствие этого
заметно разнятся. Неограниченное
действие рыночных механизмов
неизбежно ведет к социальной
поляризации, безработице и социальной
напряженности.
Необходимость
стимулирования экономического
роста как основы общественного
прогресса - еще одна возможная
причина государственного регулирования
экономики. Политика экономического
роста, осуществляемая правительствами,
включает в себя, в частности,
содействие структурной перестройке
экономики, научно-техническому
прогрессу, реализации инвестиционных
государственных программ, антициклическое
регулирование. Она требует грамотной
денежно-кредитной и фискальной
политики, но весьма часто сопряжена
с неблагоприятными последствиями,
такими как инфляция, структурная безработица,
дефицит платежного баланса, особенно
в краткосрочном периоде. [5, с.98]
Каждая
страна имеет свои высшие национально-государственные
интересы, гарантом и защитником
которых выступает государство,
т. е. существует комплекс проблем,
решить которые может только
государство и никто другой.
Необходимость
государственного регулирования
определяется задачами решения
социальных проблем, влияющих
на развитие экономики. Так,
государство устанавливает минимальные
размеры заработной платы, продолжительность
рабочего времени, гарантированного
отпуска, величину прожиточного
минимума. Оно регулирует отношения
между трудом и капиталом, определяет
направления социальных расходов,
устанавливает пособия по безработице,
осуществляет выплаты различных
видов пенсий и других пособий;
Четвертой
причиной вмешательства государства
в рыночную систему саморегуляции
является неизбежная для рынка
тенденция к образованию монополий,
вытекающая из законов конкуренции,
концентрации и централизации
капитала. В той мере, в какой
монополия является разрушительной
для хозяйственной системы, она
становится объектом государственного
воздействия - через законодательное
ограничение и пресечение монопольной
деятельности (регулирование цен,
раздел фирм), через поощрение
конкуренции, содействие созданию
новых предприятий, осуществление
политики открытой экономики. [10,с.
155].
Сегодня
ни у кого не вызывает сомнение
необходимость присутствия государственного
регулирования в аграрной
сфере. В силу высокого органического
строения капитала в сельском
хозяйстве субъекты предпринимательской
деятельности получают более
низкий доход и не могут
конкурировать на рынке с производителями
других отраслей. Государство, принимая
во внимание то, что продукты
питания как товар имеют малоэластичный
спрос и предложение, а также
удовлетворяют потребности населения
базового порядка, берет на себя функции
регулирования отношений.
Государственное
регулирование в рыночном хозяйстве
– целенаправленное воздействие
государства на макроэкономические
процессы развития экономики
в целях поддержания ее стабильности
или изменения в нужном обществу
направлении. В системе мер
государственного регулирования
выделяют различные стороны -
практическую и научную.
Практический
опыт - это совокупность конкретных
мер по реализации государственного
регулирования. Теоретический аспект
систематическое научное исследование
мотивов, действий, мер, нацеленных
на формирование наиболее эффективного
развития национальной экономики.
К научным подходам относится
разработка моделей и прогнозов.
Важной задачей научного аспекта
является формирование экономического
мышления.