Проблемы крупного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

Проблематика крупного отечественного бизнеса, его формирования и места в экономике страны вызывает большой общественный интерес. Некоторые ее аспекты – финансово-промышленные группы и модернизация, роль крупных банков, проблемы корпоративного управления и построения, «олигархические» связи бизнеса и власти – достаточно подробно исследуются российскими и зарубежными специалистами.
Целью контрольной работы является отражение роли, а также проблем современного российского крупного бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Реферат по экономике.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблематика крупного отечественного бизнеса, его формирования и места в экономике страны вызывает большой общественный интерес. Некоторые ее аспекты – финансово-промышленные группы и модернизация, роль крупных банков, проблемы корпоративного управления и построения, «олигархические» связи бизнеса и власти – достаточно подробно исследуются российскими и зарубежными специалистами.

Целью контрольной работы является отражение роли, а также проблем современного российского крупного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Становление  крупного бизнеса в России

1.1 Крупный бизнес

Предприятия крупного бизнеса представляют собой серьезные финансово-промышленные институты, часто являются транснациональными компаниями.

Форма собственности  всегда выглядит как акционерное общество, т.е. является коллективной. Управление имеет свои нюансы: управление финансовыми потоками и распределением прибыли осуществляется советом директоров, где голоса распределяются пропорционально количеству акций владельцев, или же управление этими вопросами принадлежит наблюдательному совету, который назначается наиболее крупными держателями долей (акций) предприятия. Управление хозяйственной деятельностью крупного бизнеса осуществляется наемными руководителями, действующими аналогично наемным руководителям среднего бизнеса. Наемный руководящий персонал непосредственно подчиняется и отчитывается наблюдательному совету, или совету директоров.

Особенностью крупного бизнеса является освоение и разработка новых технологий производства, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств, или при помощи кредитования. Инвестирование для развития крупного бизнеса применяется крайне редко, так как эти предприятия довольно часто сами выступают в роли инвесторов при освоении новых рынков сбыта или производственных площадей.

В связи с объемами и спецификой деятельности крупного бизнеса государственные интересы довольно часто пересекаются с хозяйственными. Следует заметить, что в государственной поддержке крупный бизнес практически не нуждается, а иногда может быть привлечен для финансирования государственных программ.

Для представителей крупного бизнеса наиболее характерно наличие  долгосрочного перспективного планирования с расчетом на 30-70 лет. Подобный план развития содержит в себе общую концепцию развития и характеризует тенденции предприятия в целом. «Кто остановился – тот отстал»(с) является основным лейтмотивом деятельности крупного бизнеса, поэтому перспективный план является залогом успешного развития и продвижения предприятия, а также служит основой для разработки текущих планов.

Сферой деятельности крупного бизнеса является добыча и переработка сырья, производство (как основной вид деятельности) и оптовая торговля, которую вернее будет назвать поставками. На оптовой торговле стоит заострить внимание, поскольку она имеет некоторые особенности – это масштабная торговля очень крупными партиями на международном уровне. Никакой другой вид торговли (за исключением реализации товаров собственного производства) крупный бизнес не привлекает и не интересует.

1.2 Проблемы развития крупного бизнеса в России

Понятие «крупный бизнес»  традиционно для экономического анализа, однако никаких общепринятых критериев его выделения не существует. Обычно неявно принимается, что крупный бизнес - это то, что не вполне вписывается в стандартные рыночные рамки, то есть уже не совсем бизнес. Поэтому в качестве содержательного критерия отнесения той или иной структуры к крупному бизнесу экономисты-аналитики выбирают ее способность изменять экономические институты в сфере своей деятельности. Такая способность может определяться как масштабами деятельности структуры, так и иными факторами, например, особенностями технологической специализации или рыночного позиционирования.

Наиболее адекватным количественным показателем в нынешних российских условиях выступает объем  реализации товаров и услуг (оборот). В качестве порогового значения для отнесения того или иного субъекта к крупному бизнесу в реальном секторе для 2010-2011 гг. служил оборот $500 млн. в год, а в нефтегазовом комплексе - $1 млрд. в год.

Основные этапы истории  российского крупного бизнеса.

В 10-летней истории российского  бизнеса экономисты-аналитики выделяют четыре основных этапа:

- предыстория (1992–первая половина 1995 гг.);

- становление (вторая половина 1995-1997 гг.);

- кризисная и пост кризисная динамика (1998-1999 гг.);

- испытание подъемом (2000-2001 гг.).

Предыстория. В этот период российский крупный бизнес был представлен торгово-финансовыми конгломератами, сформировавшимися вокруг ряда бирж, банков, а также бывших советских внешнеторговых объединений. Причем к концу периода биржевые конгломераты исчезли почти без следа, а банковские и внешнеторговые – в основном интегрировались и значительно увеличили свою экономическую мощь. К 1995 г. появились банковско-торговые объединения (такие как Альфа-банк – Альфа-Эко, Банк Столичный – ЛогоВАЗ, ОНЭКСИМбанк – внешне-торговая ассоциация «Интеррос»), масштабы деятельности которых делали их субъектами макроуровня.

В этот же период происходило формирование государством компаний в топливно-энергетическом комплексе и приватизация (главным образом ваучерная) основной части обрабатывающей промышленности. Однако ни указанные компании, ни отдельные промышленные предприятия, даже наиболее значимые и адаптировавшиеся к новым экономическим условиям, в подавляющем большинстве случаев еще не могли быть отнесены к крупному бизнесу, поскольку и по форме (принадлежность контрольного пакета), и по способам работы оставались государственными.

Становление. Именно в эти два с половиной года, во-первых, закрепились основные формы существования российского крупного бизнеса. Во-вторых, возникли или стали действительно рыночными агентами большинство интегрированных бизнес-групп и компаний, занимающих ведущие позиции до настоящего времени. В-третьих, сформировались принципы и приоритеты, обеспечивающие их успешное функционирование, основными из которых являются следующие:

– Финансово-промышленная интеграция. Для интегрированной бизнес-группы – это присутствие в ее составе  предприятий как реального, так  и финансового сектора. Для компаний – наличие постоянных дружественных структур из другого сектора, причем сопоставимых по масштабу.

– Нераздельность собственности и  управления. Одна и та же группа физических лиц является одновременно и топ-менеджерами  интегрированной бизнес-группы или  компании, и прямо или косвенно ее крупнейшими акционерами (или крупнейшими акционерами входящих в нее предприятий). Причем эта группа достаточно стабильна во времени.

– Динамичность и ситуативность  формальной структуры собственности  и управления, которая не имеет  самостоятельного значения (Этот принцип не действует для компаний, руководство которых стремится к росту капитализации, а их число в последние годы растет.).

– Бережное отношение к кадрам. Высший менеджмент покупаемого предприятия  или компании, если он лояльно воспринимает нового собственника, не смещается, а сдвигается на вторые, но не номинальные роли, и сосуществование с ним длится довольно долго.

Для интегрированной бизнес-группы действует также принцип диверсификации в реальном секторе. Большая часть  ведущих групп стремится к формированию трехзвенной структуры, т.е. к включению в свой состав экспортеров сырья, производителей товаров для внутреннего индивидуального потребителя, а также предприятий из высокотехнологичных отраслей (военно-промышленный комплекс, информатика, связь). Для компаний, напротив, важнейшим принципом является концентрация на базовых для ни товарных рынках и стремление к максимизации своей доли на них при весьма невысокой приоритетности показателей текущей экономической эффективности.

Событийно началом второго периода можно считать появление идеи залоговых аукционов, реализация которой в конце 1995 – начале 1996 гг. привела к установлению несколькими крупнейшими банками контроля над рядом ведущих предприятий и компаний сырьевого сектора, относившихся в тот момент к числу наиболее эффективных и перспективных. Власть над их финансовыми потоками дала средства для приобретения активов в других отраслях промышленности, и таким образом в 1996 г. стали формироваться диверсифицированные финансово-промышленные интегрированные бизнес-группы, значимые на народнохозяйственном уровне.

Формально залоговые аукционы были конкурсным механизмом получения правительством кредитов от частных банков под залог  контрольных пакетов акций промышленных предприятий для ликвидации дефицита федерального бюджета. Однако механизм и последствия их проведения дают основания считать, что реальные цели государства были другие – формирование прочных альянсов между банками и промышленностью, появление у крупнейших предприятий отечественных стратегических собственников, обеспечение политического союза федеральной власти и бизнеса. И они были достигнуты почти полностью. Во-первых, к концу 1997 г. реальный сектор экономики в основном адаптировался к рынку (конечно же в его специфическом российском варианте) и при этом основные его производственные единицы были сохранены. Во-вторых, доля иностранных собственников оказалась крайне незначительной. В-третьих, поддержка ведущих предпринимателей сыграла ключевую роль в переизбрании Б. Ельцина на второй срок и, следовательно, в сохранении сложившейся после 1991 г. политической системы. Именно в результате залоговых аукционов в постсоветской России впервые появился «настоящий» устойчивый крупный бизнес. И роль демиурга при этом сыграл не рынок, а федеральная власть, получившая в результате мощного союзника, на поддержку которого до конца 90-х годов ей постоянно приходилось опираться, одновременно сдерживая его амбиции («Газпром» и «Лукойл» с их финансовым окружением к середине 1995 г. уже существовали . но два гиганта – это еще не экономический институт).

В 1997 г. практика залоговых аукционов  была фактически продолжена в процессе приватизации телекоммуникационного  холдинга «Связьинвест», а также  Восточной и Тюменской нефтяных компаний. Единственное отличие – сумма, которую потребовало государство с заранее назначенного победителя конкурсов по продаже блокирующего пакета акций первой компании и контрольных – второй и третьей соответствовала их тогдашней рыночной оценке. Широко распространено мнение, что 1996-1997 гг. – это период, когда основная (или, по крайней мере, самая ценная и эффективная) часть российской промышленности оказалась под властью крупных банков, которые подчинили ее своим узкокорыстным целям, лишив возможностей развития. И лишь с осени 1998 г. ситуация изменилась. Однако, это явное заблуждение. Дело в том, что крупные промышленные предприятия и компании, приватизированные в 1995-1997 гг., как правило, сразу становились центральными элементами формировавшихся в результате их покупки ИБГ. И потому логика функционирования и потребности, например РАО «Норильский никель» или «ЮКОСа», начинали задавать смысл деятельности ОНЭКСИМбанка и «Менатепа» соответственно, а не наоборот. Банки же в возникших ИБГ играли роль, во-первых, инфраструктуры, а во-вторых, «машин» для извлечения быстрых доходов, и в первую очередь за счет «игры» с государством с использованием остатков на счетах своих промышленных партнеров. Причины этого очевидны. Во-первых, купленные промышленные предприятия и компании и по масштабам деятельности, и по потенциальной доходности, и как ресурс влияния на экономические и другие процессы в стране многократно превосходили купившие их банки. Во-вторых, строго говоря, покупателями были не сами банки, а их хозяева и высшие менеджеры (естественно, на банковские деньги и через специально созданную сложную систему фирм-посредников). Эти люди, к 1996 г. уже ориентированные на длительное присутствие в российской экономике, прекрасно понимали, насколько их новые приобретения ценнее всего, чем они владели ранее.

Кризисная и посткризисная динамика. Для российского крупного бизнеса кризис начался не в августе и даже не летом 1998 г., а с первых его месяцев. Его макроэкономические причины – начавшееся с весны резкое падение мировых цен на нефть, а также эхо азиатского кризиса – общеизвестны. Однако не меньшую роль сыграли и специфические причины микро- и мезоуровня, наиболее важными из которых являются:

– Ограниченность управленческого  ресурса многих ИБГ. Их центральные  элементы оказались не в состоянии ни отслеживать действия старого менеджмента купленных предприятий, ни быстро его сменить. А новые назначения часто оказывались неадекватными в силу дефицита кадров.

– Участившиеся конфликты ведущих  ИБГ и компаний с властью, особенно на уровне субъектов Федерации. Резко усилившиеся к этому времени региональные элиты пытались противостоять экспансии «московского» бизнеса и даже изгнать недружественные ИБГ из своих регионов. Кроме того, федеральные власти, недовольные проявившимися к началу 1998 г. политическими претензиями крупного бизнеса, пожалуй, впервые перешли в ряде случаев к тактике его жесткого сдерживания.

В первой половине 1998 г. основным проявлением  кризиса была потеря многими ИБГ  и компаниями федерального уровня контроля над рядом своих крупных промышленных предприятий. Так, Инкомбанк был вынужден продать контрольный пакет акций «Самеко», ОНЭКСИМбанк – Балтийского завода, «Российский кредит» – Лебединского ГОК. А с предприятий, где под контролем «москвичей» осуществлялась процедура банкротства, удалялись лояльные им внешние управляющие. Например, «Альфа» таким образом была вытеснена с Западно-Сибирского металлургического комбината и Ачинского глиноземного комбината.

После 17 августа 1998 г. основные кризисные  процессы переместились в банковскую сферу. В частности, погибло большинство банков, бывших центрами формирования наиболее известных ИБГ – Инкомбанк, ОНЭКСИМбанк, «Менатеп», «Российский кредит», СБС-Агро. Из таких банков успешно пережил кризис и, следовательно, резко усилил свои относительные позиции в банковском сообществе лишь Альфа-банк. То же самое относится к Газпромбанку и Петрокоммерцбанку, но они в своих ИБГ всегда играли чисто служебную роль.

Основным результатом периода 1998-1999 гг. для российского крупного бизнеса  был быстрый и окончательный переход лидерства в нем от финансового сектора к реальному. Начало этому процессу было положено как минимум двумя годами ранее, но август 1998 г. его радикально ускорил. Кроме того, реальный сектор фактически освободился от значительной части долгового бремени – погибающим банкам кредитов никто не возвращал. Если бы не это обстоятельство, то, например, «Северсталь» вполне могла бы быть сегодня не центральным элементом своей ИБГ, а скромной провинцией одной из банковских империй. Однако сколько-нибудь значимого изменения места крупного бизнеса в целом в российской экономике и обществе не произошло. В основном сохранились также его политические ресурсы, прежними остались и отношения с государством. Главная причина этого – характер посткризисного восстановления, которое базировалось на росте мировых цен на энергоносители и спроса населения на отечественные товары. А основная часть сырьевого сектора и значительная часть потребительского входила в состав крупных интегрированных бизнес-групп и компаний.

Информация о работе Проблемы крупного бизнеса в России