Проблемы экономической безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

Содержание

Сущность и критерии экономической безопасности
Основные угрозы национальной безопасности Росси
Структурная деформация экономики
Распад научно-технического потенциала
Утрата управляемости экономикой
Расширение теневой экономики
Основные меры по укреплению экономической безопасности России

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 1 КУРС.docx

— 61.68 Кб (Скачать)

       Бюджетное финансирование российской науки эксперты считают неэффективным, поскольку  в науке доминируют старые финансовые структуры и механизмы, на бюджетные  деньги продолжают претендовать многочисленные субъекты научно-технической деятельности. Чтобы конкурировать на мировых  рынках интеллектуальной продукции, наука  должна демилитаризироваться, стать  более компактной и сосредоточиться  на приоритетных направлениях. Однако схема финансирования должна быть иной, а именно: только через конкурсный отбор заявок и исполнителей на основе независимой экспертизы, через широкое  использование проектного финансирования и контрактной формы выполнения работ.

       Институтом  истории, естествознания и техники  РАН был проведен опрос по теме: «какие ассоциации вызывают у него слова «современный российский ученый»». Так вот более четверти участников опроса назвали «творчество», «увлеченность» и «ум», но они указали и на «бедность», которая, прежде всего, характеризует  сегодняшнее положение ученого.

       Вместе  с тем в нашем обществе зарождается  и представление об ученом как  о богатом человеке, научная деятельность которого приносит определенный доход. Появился даже новый образ – ученого-предпринимателя, который разительно отличается от научного сотрудника советской формации. 
В образ ученого вошло и такое понятие, как «грант» – об этом вспомнили 5,5 % опрошенных. В целом результаты опроса свидетельствуют о том, что недостаточно эффективная политика государства в области науки разрушила прежний образ ученого – человека, чей труд так необходим государству и должен хорошо оплачиваться. Именно работа на идею вызывает в современном российском обществе непонимание и осуждение.

       2.3.  УТРАТА УПРАВЛЯЕМОСТИ  ЭКОНОМИКОЙ

       Демонтаж  таких ключевых структур тоталитарного  государства, как КПСС и КГБ, привел к серьезной утрате управляемости  экономики, росту коррупции и  преступности, деформации рыночных преобразований. В отдельных отраслях и регионах организованная преступность фактически осуществляет вертикальное, сквозное руководство тоталитарного типа. Отказ подчиниться единым требованиям  преступного мира влечет немедленное  наказание - дискредитацию, поток компромата, арест и даже смерть. Потеря Россией  статуса сверхдержавы очень болезненно переживается значительной частью населения, к ностальгическим чувствам которого по былому величию апеллируют политики типа Жириновского. То есть линия правительства  порождает сильную оппозицию  самому правительству. Это в свою очередь вызывает рост патриотической и государственнической риторики и  со стороны правительства, которое  не хочет отдавать эту часть электората своим оппонентам.

       Мониторинг  и анализ развития России в 90-х годах, исследование мирового опыта различных  по своему политическому устройству и уровням экономического развития стран дают основания утверждать, что существует определенная закономерность в эффективной реализации методов  преодоления кризисных состояний. Она заключается в государственном  регулировании переходных процессов  и кризисных этапов развития с  учетом национальной и экономической  специфики той или иной страны. Государственное вмешательство  характерно для ряда государств, и  их вывод из кризисного состояния  и создание условий для эффективных  рыночных экономик в США связывают  с именем президента Ф. Рузвельта, Японии - Д. Макартура, Англии - М. Тэтчер, Китае - Дэн Сяопина. Однако в результате передачи ключевых отраслей промышленности в частные руки в России рычаги регулирования в значительной степени утрачены, поэтому России придется овладевать новыми инструментами. Например, нефтедобыча. Частное там что? Машины и механизмы, а ресурсы государственные были, есть и будут. И государство должно распределять эти ресурсы на конкурентной основе, исходя из собственной выгоды. Это и есть прямой государственный механизм регулирования рыночных отношений. А то, что этот механизм сегодня запущен во благо определенных групп, это не рыночная, а воровская экономика.

       По  существующим оценкам, “рубежом безопасности”  для российской экономики и потери управляемости бюджетным процессом является цена в 12-13 долл. за баррель. И хотя вероятность того, что среднегодовая цена на нефть упадет ниже этого уровня весьма невелика, тем не менее необходим тщательный анализ всего комплекса факторов (экономических, политических) для принятия решения о том, что является более выгодным с точки зрения общегосударственных интересов России - либо согласиться с ОПЕК и пойти на более значительное сокращение поставок нефти с целью поддержать цены на нефть, либо сохранять на прежнем уровне или даже наращивать экспорт нефти, что повышает риск резкого снижения цен на мировом рынке нефти.

       В официальных заявлениях представителей Правительства четко обозначена опасность снижения цены на баррель Urals до критического уровня (при котором  сохраняется сбалансированность бюджета) 17-18 долларов за баррель. Дополнительные сложности адаптации России к  новым ценам на нефть возникают  и в связи с ухудшением мировой  конъюнктуры на рынке цветных  металлов и стали (так, предполагается отмена для России даже тех урезанных  экспортных квот на поставку стали  в США и Европу, которые действуют  в настоящее время, продолжаются многочисленные антидемпинговые процедуры  против российских компаний), а также  с возможными ограничениями экспорта вооружений и другой высокотехнологичной  продукции в страны юго-восточного региона. В то же время подчеркивается, что пока цена на нефть (даже на значительно  более низком уровне) не угрожает непосредственно  бюджету, поскольку у правительства  есть значительные накопленные резервы. Вместе с тем, еще до официального принятия бюджета правительство  уже не исключает возможность  проведения секвестра бюджетных  расходов, аргументируя это тем, что  при падении цен на нефть расчеты  на дополнительные доходы не подтверждаются и бюджетные расходы необходимо сокращать.

       Если  цены на нефть стабилизируются в  пределах 17-20 долларов, и не будет  более резкого их снижения, на сегодня  у России в принципе сохраняется  достаточный экономический резерв для продолжения экономического роста - только уже не на основе наращивания  экспорта сырья, а “разворота” в  сторону внутреннего рынка, расширения внутреннего спроса, переориентации инвестиционных ресурсов, которые накоплены  в экспортном секторе, на развитие внутренне-ориентированных  отраслей. Очевидно, что для преодоления  чрезмерной зависимости от сырьевого  экспорта и реализации научно-технического потенциала необходимы кардинальные изменения  экономической политики, направленные на решение принципиальных стратегических проблем российской экономики, поддержку высоких технологий и структурную перестройку экономики.

       Таким образом, первоочередной задачей по укреплению управляемости государством экономикой, в условиях резко ухудшающейся конъюнктуры на сырьевых рынках становится формирования в стране новой экономической  системы, ориентированной в большей  степени уже не на внешние, а на внутренние факторы экономического роста, использование накопленного финансового потенциала российского  бизнеса (прежде всего, крупных нефтяных компаний) на развитие внутреннего  рынка. 
 
 

2.4.  РАСШИРЕНИЕ ТЕНЕВОЙ  ЭКОНОМИКИ

       Теневая экономика представляет собой сферу экономической деятельности, включающая следующие элементы:

       1) Законная деятельность, скрываемая  или приуменьшаемая производителями  в целях уклонения от уплаты  налогов или выполнения других  обязательств;

       2) Неформальная (неофициальная легальная)  деятельность, в том числе:

  • деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;
  • деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

           3) Неофициальная нелегальная деятельность, в том числе:

  • легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);
  • нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

       Традиционно к основным факторам развития теневой  экономики и криминальной экономической  деятельности относят следующие:

  • чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;
  • чрезмерная регламентация экономической деятельности;
  • значительные масштабы государственного сектора в экономике.

       Относительно  новым фактором является транснационализация  и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с  либеральной, либо слабоконтролируемой  финансовой системой, активно вовлеченных  в международные экономические  отношения.

       Понятие налоговой нагрузки на экономику  страны совпадает с понятием процента бюджетных изъятий. Это относительный  показатель, представляющий собой долю ВВП, которая изымается из экономики  в бюджет расширенного правительства в виде налоговых поступлений. Это один из основных индикаторов степени либерализации экономики государства. В качестве примера часто приводится Китай, сокративший уровень налогообложения с 38% в 1979 г. до 20% и имеющий ежегодный рост экономики на уровне 7-8%.

      В России налоговое бремя с 1999 по 2002 г. увеличилось с 32 до 40%. При оценке реальной налоговой нагрузки эксперты учитывают также, что 25% ВВП производится в теневом секторе экономики, где налоги не платятся. Это означает, что нагрузка на легальный бизнес возрастает до 48%. Значительные резервы  по сбору налогов находятся в  сфере теневой экономики, где  создается 25% ВВП. Например, потери федерального бюджета от теневого оборота алкоголя составляют 25 млрд. руб. в год. В 2000 г. после повышения на 40% акцизов  на водку в 1,5 раза увеличился теневой  оборот водки, соответственно снизились  доходы бюджета и выросла смертность от отравлений из-за низкого качества поддельной и контрабандной водки. На примере бензина видна проблема «равномерности» распределения  налоговых доходов по территориям. Ранее акцизы платили НПЗ, но поскольку  НПЗ в отличие от АЗС есть далеко не во всех регионах, то многие акцизы между регионами распределялись неравномерно. С 2003 г. внесены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым акциз на бензин будут  платить владельцы АЗС, в результате федеральный бюджет получит от АЗС 22 млрд. руб., а региональные - 55 млрд. руб. Целью изменений в кодексе  является попытка не только равномерно распределить акцизы между регионами, но и упорядочить сбор налогов  с многочисленных продавцов топлива, а также вытеснить с рынка  «теневой» бизнес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ  ПО УКРЕПЛЕНИЮ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  РОССИИ 

       Даже  краткий анализ современных угроз  позволяет сделать вывод о  необходимости радикального изменения  подходов к обеспечению экономической  безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики  российских реформ. Я считаю, что  все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией  своей национальной и экономической  независимости.

       В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика  особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как  показывает мировой опыт, в такие  периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла, например, в США в период глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризовалась падением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорением людей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил о начале “нового курса”, основными направлениями которого были:

  • оказание поддержки финансово-банковским учреждениям, промышленным и торговым предприятиям на основе крупных займов и субсидий;
  • стимулирование частных инвестиций путем налоговых льгот;
  • стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
  • государственное регулирование уровня промышленного производства;
  • принудительное картелирование (объединение) промышленных предприятий;
  • введение отраслевых “кодексов честной конкуренции”, определявших единую политику цен, распределявших рынки сбыта, рекомендовавших уровень заработной платы.

       Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию  и модернизацию страны, поскольку  экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры  российской внешней торговли.  Интенсивная  внутренняя политическая дискуссия 2002-2003 годов в преддверии выборов в  Думу (2003) и президента (2004) сфокусировалась  на проблемах модернизации государства  и экономики. В долгосрочной перспективе  Россия, как и любая страна с  достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать  свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет  все более актуальной в условиях продолжающегося экономического роста. Если восстановление роста в 2000-2003 годах опиралось в основном на сырьевой экспорт, то в дальнейшем повышение степени обработки продукции будет необходимым для поддержания высоких устойчивых темпов роста как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Информация о работе Проблемы экономической безопасности России