Проблемы инновационного процесса и повешение его качества в образовательных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 05:54, доклад

Описание работы

В сегодняшних условиях законодательство не создает каких-либо серьезных преимуществ для предприятий, развивающих инновационную деятельность. Акционеров компаний, как правило, интересует в первую очередь доход на вложенный капитал, который они смогут получить в наиболее короткий срок с момента вложения инвестиций. Участие в конкурентной борьбе за долю на рынке с предприятиями, находящимися на том же технологическом уровне, вынуждает повышать не качество, а количество.

Работа содержит 1 файл

Статья в Кафедральный сборник Microsoft Office Word.docx

— 27.27 Кб (Скачать)

     Проблемы  инновационного процесса и повешение его  качества в образовательных  учреждениях

    О.Р. Аврамова

     В сегодняшних условиях законодательство не создает каких-либо серьезных  преимуществ для предприятий, развивающих  инновационную деятельность. Акционеров компаний, как правило, интересует в первую очередь доход на вложенный капитал, который они смогут получить в наиболее короткий срок с момента вложения инвестиций. Участие в конкурентной борьбе за долю на рынке с предприятиями, находящимися на том же технологическом уровне, вынуждает повышать не качество, а количество. Зачем тратить средства на развитие и внедрение инноваций, если достаточно опережать конкурентов в объеме и охвате рынка, проводя взвешенную ценовую и рекламную политику?

     Однако  чтобы продукция могла успешно  конкурировать на других рынках, ее перевод на более высокий качественный уровень становится уже необходимостью. Достижение же нового уровня качества возможно при активных разработках  и внедрении современных технологий. При этом высокие технологии базируются на научных исследованиях и разработках, которые невозможны без квалифицированных  исследователей и ученых. В конечном итоге, от уровня образования - особенно высшего - зависит позиция производства, отрасли, страны в мировой конкурентной среде. Лозунг "кадры решают все" как никогда актуален, поскольку  верно отражает насущное требование экономики.

     Если  рассматривать инновационный процесс с позиции системного подхода, то важно подчеркнуть следующее: организация инновационной деятельности является открытой системой, в которую входят элементы, связанные в единую структуру. И в этом плане инновационный процесс не содержит устойчивой, воспроизводящейся подсистемы кадровых ресурсов, способной обеспечивать подготовку квалифицированных и обладающих знаниями сотрудников, чей профессиональный уровень соответствует осваиваемому технологическому укладу. Как элемент, эта подсистема не содержит источников для воспроизводства.

     Качество  инновационной деятельности определяет способность образовательного учреждения к развитию. Выделим четыре параметра данной способности:

     - чувствительность к объективным  потребностям изменений, т.е. способность  образовательного учреждения своевременно  выявлять проблемы;

     - чувствительность к возможностям  развития;

     - внедренческий потенциал, понимаемый  как способность эффективно использовать  выявленные возможности для улучшения  образовательной системы;

     - креативность как способность  образоватльного учреждения самого  создавать новшества для улучшения  своей работы.

     Качество  инновационной деятельности определяется как отношение между необходимыми, потенциально возможными и фактически реализуемыми изменениями в экономической системе образовательного учреждения. Оценка качества инновационной деятельности включает в себя:

     - анализ состояния экономической системы учреждения и выявления ее актуальных проблем (проблематизация);

     - поиск возможностей (способов) решения  проблем;

     - планирование нововведений;

     - мотивация исполнителей;

     - осуществление изменений (реализации);

     - контроль и регулирование процессов  изменений[1].

     Сегодня организация инновационных процессов продолжает базироваться исключительно на государственном финансировании или адресной финансовой поддержке, а бизнес фактически исключен из инновационных проектов[2]. Проблема заключается в крайне низком уровне финансирования НИОКР в России частным сектором. Затраты российского бизнеса на НИОКР составляют всего лишь около 0,3% ВВП (в 7-10 раз меньше, чем в развитых странах). Лишь 3 российских компании входят в число 1000 крупнейших компаний мира по размерам затрат на НИОКР[3]. Инновационная экономика заработает только тогда, когда бизнесу станет выгодно тратить деньги на инновации. Причина низких расходов российского бизнеса на НИОКР связана не только с известными особенностями формирования рыночной экономики в России, но и в отсутствии продуманной государственной политики по поощрению расходов частного сектора на НИОКР косвенными методами - с помощью налоговых стимулов[4].

     Нынешняя  ситуация создает угрозу национальной безопасности России. Если не изменить подход к науке, то произойдет консервация  примитивной структуры экономики, усиление научно-технологического отставания страны, дальнейшее снижение международной  конкурентоспособности отечественной  несырьевой продукции и закрепление  унизительного для России статуса  сырьевого придатка мировых лидеров.

     Становление инновационных процессов и превращение научно-технического прогресса в стратегический фактор, влияющий на поступательное и динамичное экономическое развитие, возможно при реализации следующих условий:

     - формирование законодательной базы, направленной на создание условий и поддержку инновационных процессов. Этот комплекс должен содержать нормативы по созданию преимуществ для предприятий, разрабатывающих (приобретающих) и внедряющих новые технологии, охватывать налогообложение, таможенные процедуры, кредитование и страхование, образовательные мероприятия. Комплекс законодательных мер по поддержке инновационных предприятий должен быть сформирован с учетом отраслевой специфики и перечня критических технологий;

     - повышение роли в развитии инновационной деятельности заводской науки, интегрированной в реальный сектор экономики. В России заводская наука располагает небольшими ресурсами и ориентируется главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе путем адаптации к конкретным производственным условиям разработок, выполненных сторонними организациями. При этом современные предприятия, работающие в жестких рыночных условиях и утратившие за годы реформ собственный исследовательский и научный уровень, не стремятся вкладывать средства в образовательный процесс и подготовку исследовательских кадров для производства. Следствием такого подхода являются и сложности с трудоустройством выпускников вузов, имеющих научную базу и исследовательский потенциал;

     - увеличение доли высших учебных заведений, выполняющих прикладные исследования и разработки. Особого внимания требует реформирование отраслевой науки, ее технологического и фундаментального секторов, оказавшихся в сложнейшем положении. Поэтому на базе передовых российских вузов необходимо создание крупных проблемных отраслевых лабораторий;

     - повышение востребованности научно-технических достижений в значительной мере объясняется их неподготовленностью к практическому внедрению. Основная часть создаваемых образцов новых типов машин и оборудования характеризуется низкими технико-экономическими показателями и не отвечает современным требованиям качества. Кроме того, инновационно активные предприятия предпочитают приобретать готовое оборудование, прежде всего импортное, а не разукомплектованные российские технологии;

     - активная коммерциализация научно-производственной деятельности. В рыночных условиях категория "маркетинг" получает особую актуальность. Многие предприятия различных отраслей, работающих в сфере передовых технологий, самостоятельно проводят работу по поиску ресурсов для своего дальнейшего развития;

     - повышение инновационной ориентации российской науки. Даже в условиях инвестиционного роста существенного притока средств предприятий в научную сферу не наблюдается, в то же время половина платежеспособного спроса на технологии удовлетворяется за счет их импорта. Отсутствуют и материальные выгоды для работы в науке. Сегодня зарплата научного работника существенно ниже, чем у бухгалтера или банковского служащего. Непривлекательна заработная плата и в системе высшего образования. Однако рост конкурса среди абитуриентов в технические вузы в последние годы показывает, что определенные стимулы для получения профессии инженера, научного работника уже сложились;

     - диверсификация производства наукоемких предприятий при применение нескольких видов стратегий инновационного развития.

       Прежде всего, в полной мере  возможна реализация "стратегии  заимствования", когда, используя  свой собственный научно-технический  потенциал и дешевую рабочую  силу, возможно развитие производства  продукции, ранее производимой  в развитых странах. 

     Следует рассмотреть и возможность реализации "стратегии наращивания", при  которой на базе развитого научного потенциала и привлечения зарубежных специалистов и ученых, а также  интегрирования прикладной науки создаются  новые технологии и продукты.

     Целесообразна также на начальном уровне реализация "стратегии переноса", при которой  новые продукты и технологии создаются  на базе использования зарубежного  научно-технического потенциала и переноса нововведений в собственную экономику.

     Внедрение наукоемких производств в различные  отрасли позволит диверсифицировать  риски вложений в отдельные отрасли  и предприятия;

     - усиление роли международного сотрудничества в создании условий для инновационного развития. В настоящее время глобализация мировой экономики захватывает практически все страны, независимо от их участия в международных организациях. Кооперация ряда стран, минимизация рисков и привлечение значительных денежных вложений позволяет создать базу для решения серьезных капиталоемких задач мирового уровня. При четком определении приоритетов развития Россия может - и должна - стать одной из ведущих стран в ВТО, что позволит при равных условиях с другими странами выйти на новый инновационный уровень. Развитие международного сотрудничества создаст в философии российского образования новые положения, основанные на свободном обмене и принятии достижений мировой науки и их адаптации для российских условий;

     - разработка действенного государственного механизма внедрения инноваций, охватывающая широкий комплекс мер по защите авторского права, выведения объектов интеллектуальной собственности в полноценное рыночное понятие охватывающая широкий комплекс мер по защите авторского права, выведения объектов интеллектуальной собственности в полноценное рыночное понятие. Это позволит привлечь в систему образования, науки новые, талантливые молодые кадры, которые смогут свои разработки патентовать и получать реальные выгоды от них. Такое движение, облеченное в четкие законодательные рамки, создаст дополнительные условия для укрепления кадровой системы и инновационного процесса. Категория "интеллектуальная собственность" станет реальностью в философии образования и науки.

     Необходимо  максимально поощрять интеграцию науки  и производства, неуклонно повышать удельный вес научно-технологической  составляющей в иностранных инвестициях  в российскую экономику, интегрировать  российские компании в международные  инновационно-промышленные комплексы, играющие роль "локомотивов" мировой  постиндустриальной экономики. Эти  меры могут существенно повысить востребованность российской фундаментальной  науки.

     Поскольку накопленные знания, потенциал научно-исследовательских  институтов и конструкторских бюро не востребованы национальной экономикой, они остаются для нее лишь потенциальным  богатством. В такой ситуации задача государства состоит не в стимулировании отдельных инноваций, а в формировании организационных, экономических и правовых условий для создания основ отечественной национальной инновационной системы. И, что особенно важно, такое регулирование следует осуществлять не только на отраслевом, но и на региональном уровнях.

     Учет  этого условия принципиален для  понимания специфики развития инновационного процесса в границах современного экономического и правового пространства Российской Федерации. При понимании сущности региона не только как географической области, а как социально-экономической  целостности, как субъекта и объекта  экономической государственной  политики возможности формирования условий для инновационных процессов  существенно расширяются.

     Развитие  инновационного процесса сопряжено  с изменениями элементной структуры, входящей в его состав, а также  требует соответствующих изменений  рынка капитала, финансов, труда. Эти  изменения должны найти отражения  в системе образования и науки  как базисных элементах, войти в  состав ключевых категорий философии  образования, что позволит создать  систему, которая сможет легко адаптироваться к требованиям новых технологических  укладов.

Информация о работе Проблемы инновационного процесса и повешение его качества в образовательных учреждениях