Проблемы и перспективы инфляционной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим цель работы заключается в исследовании государственной инвестиционной политики и оценке перспектив инвестиционной активности в России.
В соответствии с целью выдвигаются следующие основные задачи:
- дать общую характеристику понятию инвестиций и инвестиционной деятельности;
- раскрыть сущность инвестиционной деятельности;
- описать инвестиционную ситуацию в стране на сегодняшний день;
- определить роль иностранных инвестиций в инвестиционной политике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИОННОГО ПРОЦЕССА…..5
1.1. Основные понятия и сущность инвестиционной деятельности………..…5
1.2. Классификация инвестиций……………………………………………..…..7
1.3. Инвестиционная политика и ее роль в современных условиях………….11
2. ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ В РФ…14
2.1. Анализ динамики инвестиций в РФ……………………………………....14
2.2. Дефицит инвестиций в РФ...…………….…………………………………17
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…...….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

«Инвестиции сущность и виды. Особенности государственной инвестиционной политики в современной России».doc

— 135.00 Кб (Скачать)
 

     По  видам экономической деятельности накопленные иностранные инвестиции в РФ на конец декабря 2007 года распределялись следующим образом. На обрабатывающие производства приходилось 66,6 млрд долларов; на сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонта транспортных средств и бытовой техники — 58,15 млрд долларов; на добычу полезных ископаемых — 41,3 млрд долларов; операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг — 20,6 млрд долларов; транспорт и связь — 16,1 млрд долларов; финансовую деятельность — 9,1 млрд долларов, строительство — 3,6 млрд долларов; сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство — 1,4 млрд долларов.

     Общая сумма накопленных инвестиций из России за рубежом на конец декабря 2007 года составляла 32,1 млрд долларов. В  структуре накопленных российских инвестиций за рубежом 13,9 млрд долларов составляли прямые инвестиции, 2,4 млрд долларов — портфельные и 15,7 млрд долларов — прочие. Крупнейшими получателями российских инвестиций являются Кипр, Нидерланды и Виргинские острова, на долю которых приходится соответственно 31,1%, 23,1% и 14,6% всех накопленных инвестиций из РФ за рубежом.

     Объем направленных в 2007 году инвестиций из России за рубеж составил 74,6 млрд долларов, что на 43,6% больше по сравнению с 2006 годом. Объем погашенных в отчетный период инвестиций, направленных ранее  из России за рубеж, равнялся 58,5 млрд долларов — на 29,4% больше, чем годом ранее.[16] 

2.2 Дефицит инвестиций  в РФ

       Проблема структурирования инвестиционных ресурсов напрямую связана с проблемами корпоративного управления в российской экономике.

     Дефицит инвестиций в России ежегодно составляет около 109 млрд долларов. При этом в 2003 году в промышленность России было инвестировано только 61 млрд долларов, собственные средства предприятий составили 46,5%, рост бюджета – 18,7%, заимствования на фондовых рынках – 10-15%.

     80% всех международных инвестиций  тратятся не на новое строительство,  учреждение компаний, а на приобретение  уже существующих фирм. Приоритетом  экономики России должно стать  не ужесточение фискальной политики, а создание условий перелива  капитала.

     В 2003 году из 1870 сделок ¾ занимали недружественные  поглощения. В Москве, по ее словам, 90-95% сделок по слиянию и поглощению носит криминальный характер.

     Сокращение  инвестиций в геологоразведку грозит дефицитом нефти и газа в будущем.

     Международное энергетической агентство (МЭА) утверждает, что инвестиции в энергетику сократились на 19%, по сравнению с 2008 годом. "В конце 2008 - начале 2009 года пропорциональное сокращение инвестиций в возобновляемые источники энергии было больше, чем в другие виды генерирующих мощностей. К концу 2009 года инвестиции могут снизиться на одну пятую, а без стимулирования государства почти на 30%", - говорится в докладе МЭА.

     Из-за сокращения спроса энергетические компании перенесли сроки реализации крупных  проектов, сократили финансирование ряда программ. "Любое затянувшееся сокращение инвестиций угрожает сдерживанием роста мощностей в среднесрочной перспективе, в особенность это касается долгосрочных проектов и в конечном итоге может привести к дефициту поставок", - говорят аналитики МЭА. В результате - всплеск цен на энергоносители и замедление экономического роста.

     При нынешних темпах потребления "черного  золота", разведанной нефти, по мнению экспертов, хватит на 40 лет, неразведанной  — ещё на 10—50 лет. Однако эти расчеты можно считать приблизительными - ведь динамику потребления энергоносителей спрогнозировать крайне сложно. Поэтому-то и опасны сокращения инвестиций - и прежде всего в геологоразведку, говорится в отчете МЭА. Если нефтегазовые компании не начнут инвестировать в геологоразведку сейчас, то после 2030 года российским энергетикам будет просто нечего поставлять по экспортным трубопроводам, которые сейчас так активно строятся.

     В России, которая находится в первой десятке по запасам нефти и  газа, дело осложняется тем, что крупнейшие нефтегазовые месторождения, которые  будут обеспечивать прирост добычи через десять лет, находятся на шельфе - их сложно разведывать и разрабатывать. А средств у российских компаний, чтобы работать на шельфе, нет - нужны иностранные инвестиции.

     Общий дефицит инвестиций в российской нефтяной отрасли в 2009 году превысит 200 млрд рублей, что не позволит приступить к полномасштабному решению поставленных перед сектором задач, заявил глава Минэнерго.

     По  оценке ведомства, с 2010 года дефицит  инвестиционных ресурсов может составить 500-600 млрд рублей, поскольку существующая фискальная нагрузка делает разработку 36% разведанных запасов и 93% новых  месторождений неокупаемой.

     Наращивание инвестиционной помощи в отрасль  может рассматриваться сегодня  как одна из самых эффективных  антикризисных мер для реального  сектора экономики.[15] 
 
 

 

    3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  ГОСУДАРСТВА 

     В последние годы российская экономика вообще и инвестиционная сфера в частности находятся в кризисном состоянии.

       Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков.

     Страна  остро нуждается в продуманной, научно обоснованной инвестиционной политике.

     Экономический рост, удвоение ВВП, решение проблемы бедности и повышение уровня жизни  россиян, т. е. те вопросы, которым сегодня  Президент и Правительство России уделяют особое внимание, в значительной степени зависят от активизации инвестиционной деятельности. И, в первую очередь, от увеличения иностранных инвестиций. Поэтому одной из главных задач Правительства РФ на современном этапе является проведение последовательной и взвешенной экономической политики, направленной, прежде всего, на улучшение инвестиционного климата в стране. Уже сегодня приняты меры по улучшению законодательной базы, упорядочению взаимоотношений между инвесторами и государством, уменьшена налоговая нагрузка на предприятия.

     Особо острой проблемой для страны является утечка капитала, которая все последние  годы сохраняется на высоком уровне, а в последнее время даже увеличилась. К сожалению, незначительно растет и число стран-инвесторов, вкладывающих средства в российскую экономику.

     Важным  фактором, негативно влияющим на формирование инвестиционного климата России, является и то обстоятельство, что  на сегодняшний день зарубежные инвесторы, принимающие решения о размещении инвестиций на российском рынке, получают слишком незначительный объем позитивной информации о нашей стране.

     Сильно  мешает улучшению имиджа России в  глазах ее иностранных партнеров  и распространенное мнение о сырьевой направленности нашей экономики, всецело  зависящей от ситуации в топливно-энергетическом секторе, а также о ее чрезмерной монополизации. Играет свою негативную роль и мнение о слабом исполнении законов в стране, что сопряжено для иностранных инвесторов с ростом транcакционных издержек и политических рисков, а также мнение о слабости правовой и судебной системы.

     Из  вышесказанного следует, что нам  как никогда нужна единая и  скоординированная государственная  политика, направленная на улучшение  имиджа и инвестиционной привлекательности  страны в глазах ее зарубежных партнеров. [3]

     Инвестиционную  политику в России должны составлять следующие элементы:

  • формы и методы мобилизации внутренних источников инвестиций;
  • формы и методы привлечения иностранных капиталов;
  • принципы, методы, каналы размещения привлеченных капиталов;
  • взаимосвязь инвестиционной политики со структурной политикой;
  • взаимосвязь инвестиционной политики со становлением рыночной инфраструктуры в стране;
  • взаимосвязь инвестиционной политики и денежной политики Центрального Банка;
  • взаимосвязь длительных инвестиций и краткосрочных вложений, инвестиционной политики и платежно-расчетного механизма в экономике.

     Вместе  с тем сегодня надо говорить не о бедности страны капиталами, а  о нерациональном их использовании, об утечке капиталов из страны, замораживании  сбережений в тезаврации иностранной валюты населением, отвлечении капиталов на финансирование бюджета, в результате чего образуется порочный круг сжатия налогооблагаемой базы, обескровливания производства и новых потребностей государства в заимствованиях на денежном рынке.[10]

     Каким же образом можно оживить инвестиционный процесс? Возможность выхода из сложившейся  ситуации многие эксперты видят прежде всего в создании чёткой правовой базы в стране, ясной политике государства  и в стабилизации инфляции.

     Важную  роль в активизации инвестиционного процесса играют коммерческие банки, которые призваны аккумулировать временно свободные денежные средства населения и направлять их в инвестиционную сферу. Однако в современных экономических условиях участие коммерческих банков в инвестиционном процессе невыгодно. Реальный доход от кредитования (номинальная процентная ставка минус индекс инфляции) есть величина отрицательная. Основным источником погашения инвестиционных кредитов и выплаты процента является прибыль от реализации инвестиционного проекта, но в условиях высокой инфляции прибыль заёмщика, как правило, недостаточна для возврата кредита и выплаты процента на уровне рыночного. При этом, чем выше срок кредита, тем больше потери кредитора. Обесценивание суммы вследствие инфляции не компенсируется полученным доходом. Кроме того, в условиях нестабильности становиться сложно достоверно оценить эффективность проекта.

     Таким образом, российские коммерческие банки  вряд ли будут заинтересованы в инвестиционном кредитовании пока не будет достигнута финансовая и политическая стабильность в стране.

     В сложившейся ситуации возростает роль иностранных инвестиций. Иностранные  бизнесмены заинтересованы в российских рынках сбыта, так как их рынки  в значительной мере насыщены и искать перспективы дальнейшего экономического роста достаточно сложно. Раньше основным каналом привлечения инвестиций были государственные внешнеэкономические связи. Сегодняшний результат - колоссальный государственный долг при продолжающейся деградации экономики. Теперь иностранные инвестиции привлекаются под конкретные проекты, например, освоение месторождений полезных ископаемых. Таким образом, чётко прослеживается цель инвестиций и видны субъекты кредитования, что обеспечивает реализуемость проектов. Но сказать что подобная политика принесла ощутимые результаты весьма сложно. Политическая и экономическая нестабильность в России удерживает крупных инвесторов от участия в долгосрочных проектах. Кроме того, многих отпугивают бюрократические сложности, имеющие место в нашей стране. Требуется новая стратегия привлечения иностранных инвестиций в Россию. Возможно использование российских коммерческих банков, за счёт принятия на себя определённой части риска иностранных инвесторов. Так как Центральный банк осуществляет довольно строгий контроль за деятельностью коммерческих банков, то риск иностранных инвесторов становиться значительно меньше. По мнению председателя правления Международного промышленного банка Сергея Веремеенко, подобная стратегия при определённой законодательной основе и налоговой политике может принести эффективные результаты, которые не были достигнуты в рамках прежней стратегии привлечения иностранных инвестиций.

     Важна также и роль государства как  инвестора в восстановлении российской экономики. Перестройка промышленности требует колоссальных затрат. Если обратиться к опыту послевоенной Европы или к экономическим достижениям новых идустриальных стран, то станет ясно значение государства как организатора и источника ресурсов для структурной перестройки. Оно могло бы создать на свои средства или в союзе с частными инвесторами новые производства. В последующем эти предприятия могли бы быть приватизированы. Таким образом можно поступить с целыми отрослями. Кроме того, государство в соответствии с выбранными приоритетами могло бы на возвратной основе предоставить ресурсы коммерческим банкам для того, чтобы они разместили их в производство. Это должно проходить открыто и использование средств должно строго контролироваться.[2]

     С целью активизации инвестиционного  спроса и более эффективного использования государственных инвестиционных ресурсов в 1999 г. созданы Российский банк развития и агентство по страхованию и гарантированию инвестиций.

Информация о работе Проблемы и перспективы инфляционной политики государства